В каком тысячелетии возникла ассиро-вавилонская цивилизация в Месопотамии?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. II тысячелетии

2. III тысячелетии

3. IV тысячелетии

 

40. В «Эпосе об Эре» о каком массовом заразном заболевании, от которого пострадали в конце II тысячелетия государства Двуречья, говорится:

1. холера

2. чума

3. чахотка


 

 


Лекция №3

 

              ТЕМА: Медицина в странах античного Средиземноморья Древняя Греция. Древний Рим.

Теоретическая основа:

 

  1.        Осорбенности врачевания в Древней Греции.

Древняя Греция, или Эллада - Chellas, - общее название террито­рий древнегреческих государственных образований, занимавших южную часть Балканского полуострова, побережье Фракии, острова Эгейского моря, западную часть побережья Малой Азии.

Ядро древнегреческой цивилизаиии - Эгейская область (Эгей­ский бассейн) - представляет собой единое целое, хотя и располо­жена на двух материках и нескольких сотнях островов.

Источники изучения медицины в в странах античного Средиземноморья - литературные памятники:

ü  «Илиада» и «Одиссея» Гомера ü  «История в 9-ти книгах» Геродота ü «Гиппократов сборник»

Медицина Древней Греции неразрывно связана с мифологией. Здоро­вый климат Средиземноморья, щедрая земля, жизнь в окружении ска­зочных пейзажей определили яркий темперамент коренного населения Эллады. Жизнелюбие народа отразилось в преданиях, где боги предста­вали в образе людей с присущими им обычными человеческими страстя­ми. Религиозный культ греков сопровождался не страхом перед боже­ствами, а простым созерцанием их бытия.

Культ бога-врачевателя Асклепия сложился примерно в VII веке до н. э. Около 300 храмов в его честь, так называемых асклепионов, было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос. Прообразом легендарного медика, возможно, стал лекарь с тем же именем, практиковавший во времена Троянской войны. Совмещая статус правителя Фессалии и главы семейной медицинской школы, он снискал славу настолько громкую, что после смерти удостоился места в греческом пантеоне.

Асклепион на острове Кос

Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона и нимфы Корониды, погибшей от руки супруга. Когда тело Корониды горело на погре­бальном костре, Аполлон неожиданно вынул из ее чрева младенца, своеоб­разно совершив кесарево сечение. Спасенного ребенка назвали Аскле­пием и отдали мудрому кентавру Хиро­ну, обучившему воспитанника искус­ству врачевания. Когда повзрослевший бог овладел медициной настолько, что вознамерился воскрешать мертвых, разгневанный Аид убил его своим жезлом. Сыновья Асклепия - Подалирий и Махаон - упоминаются Гомером как прекрасные целители внутренних бо­лезней. Его дочери, богиня здоровья Гигиея и покровительница лекарствен­ного врачевания Панакея, также имели прямое отношение к медицине.

На геммах, монетах, в рельефах и статуях Асклепий предстает с посо­хом, обвитым змеями; сам он тоже считался змеем. Змея в Греции была священна, ей преклонялись и возлагали жертвенные дары на алтарь храма Эпидавра. Гигиея изображалась на рисунках в виде юной красавицы, держа­щей в руке чашу, из которой поила змею. Впоследствии чаша дочери Аскле­пия стала эмблемой медиков во всех странах.

 

В свою очередь змея олице­творяла мудрость, исцеляющие силы природы, страх перед могуществом естества: уже в древности люди знали губительное и лечебное действие яда. Другие обитатели Олимпа, прямо не касаясь медицины, также имели отношение к здоровью, жизни и смерти. Жестокая ревнивица Гера, сестра и жена Зевса, властвовала над супружеством и земным плодородием. По­кровительница рожениц Артемида защищала детей и одобряла женское целомудрие.

Крылатый бог Гипнос символизировал сон; он властвовал не только над людьми, но и над бо­гами. Бог торговли Гермес одновременно являлся проводником душ в цар­ство мертвых. Его непременным атрибутом были дорожная Шляпа, крылатые сандалии и жезл, обвитый змеями. Прикосновением жезла Гермес вводил человека в забытье, поэтому также считался божеством сновидений.

В образе мифологического лекаря Асклепия соединились культ мате­ри-земли и представления о передаче божественных функций героям детям богов, дерзновенно нарушавшим олимпийское спокойствие. В рим­ской мифологии Асклепию соответствует Эскулап. Его святилище осно­вано в начале III века до н. э. на одном из островов Тибра, в месте, где некогда была выпущена змея из Эпидавра. В Средние Века Асклепий считался покровителем докторов и аптекарей. Его изображения часто встречались в медицинских трактатах. Легендарного греческого врачевателя представляли сидящим в аптеке среди микстур и сосудов.

Асклепион (храм Асклепия) в Эпидавре принимал больных и немощ­ных со всех концов Эллады. Помимо благословения, страдальцы получа­ли здесь вполне реальную помощь: местные врачи слыли потомками ми­фического доктора и назывались его именем - Асклепия. Надежду на исцеление укреплял внешний вид святилища, расположенного в тенистой роще, где между деревьями журчали родники с кристально чистой водой. Легкий ветер доносил сюда свежий запах моря; сказочная обстановка являлась частью величественной и строгой архитектуры белоснежного здания. В центре постройки стояла огромная мраморная статуя Аскле­пия. На территории храмового комплекса располагались баня, библиоте­ка, стадион и даже театр, построенный в 450 году до н. э. Служители хра­ма требовательно относились к чистоте святилища и его посетителей. Вначале они предлагали паломнику помыться, а затем подолгу беседо­вали с каждым, расспрашивая о намерениях, укрепляя надежду на выз­доровление, веру в могущество и доброту бога, даровавшего здоровье. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: правила запрещали проникновение в священные стены всего не­чистого, то есть связанного с рождением или смертью. Потому жрецы не допускали кончины человека в стенах храма.

После вечерней службы больные ложились спать; под действием пьянящих окуриваний и гипноза люди погружались в «священный сон». Истолкование видений составляло существенную часть лечения и хра­мовой медицины в целом. Долгое время «священные сны» оставались популярным средством врачевания не только в Греции, но и в государ­ствах Востока. В надежде получить совет бога Сераписа у алтаря спа­ли безнадежно больной Александр Македонский и его здоровые воена­чальники.

Наряду с магическими методами жрецы использовали рациональные приемы врачевания - такие, как водолечение, холодные омовения, раз­личные виды массажа, гимнастику. О применении лекарственных препаратов в хрониках не упоминается, хотя в сложных ситуациях жрецы искали поддержки светских врачей, В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 509.