В каком из городов создавались «дома мудрости»?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Багдад

2. Константинополь

3. Рим

 

В каком году город Константинополь переименован в Стамбул?

1. 1543г.

2. 1453г.

3. 1412г.

Особенности развития медицины в Византийской империи:

1. становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

2. переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

3. сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистер-ны, бани

4. храмовое врачевание, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

4. Особенности развития медицины в Западной Европе (5-15 вв.):

1. сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистер-ны, бани

2. становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

3. низкое санитарное состояние городов, отсутствие элементарных санитарно-технических сооружений, широкое распространение заразных болезней

 4. переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, и школ

5. Отметьте характерные черты, присущие официальной университетской медицине эпохи средневековья:

1) тесно связана с богословием и пронизана схоластикой

2) имеет глубокие практические и теоретические знания

3) находится на стадии перехода от мистики к научным исследованиям

4) разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного

Метод борьбы с оспой – вариоляция, предложил?

1. Разес

2. Гален

3. Авиценна

 

Что считал Ибн-Сина причиной болезни?

1. вредности местности

2. вредности условий быта

3. вредности условий труда

4. душевные потрясения

5. все ответы верны

 

Кто из восточных врачей использовал ртуть для лечения сифилиса?

1. Ибн-Сина

2. Гален

3. Шота Роставери

 

9. «Врач, не овладевший искусством хирургии, подобен птице с одним крылом» сказал:

1. Авиценна

2. Амирдовлат Аматситс

3. Гален

 

10. Особенности развития медицины в Халифатах:

1. сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани

2. храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

3. становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

4. переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

В каком году было принято христианство на Руси?

1. 988 г.

2. 1002г.

3. 986 г.

 

 

Как на Руси назывались лекари?

1. лечцами

2. ахтиатрами

3. дохтурами

 

13.   Для обработки ран Ибн-Сина использовал:

1. вино

2. спирт

3. деготь

 

14. Пути распространения эпидемических заболеваний, которые предполагал Д. Фракастро:

1. контакты с больным

2. передача по воздуху

3. через предметы

4. все из выше перечисленных



Лекция №5

 

ТЕМА: Медицина позднего средневековья ( XV - XVII вв.): Западная Европа в эпоху Возрождения. Доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки); Московское государство.

 

Теоретическая основа:

1. Западная Европа в эпоху Возрождения.

Зарождение и развитие нового, капиталистического способа производства и капиталистических отношений в недрах феодальной общественно-экономической формации произошло ранее всего в Италии, ХIV - ХV вв. Во второй половине ХV века появляются товарно-денежные отношения, капиталистический способ производства требовал притока новых знаний. Этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (возрождение античной культуры). "Возрождение"- немцы называют Реформацией, французы - Ренессансом, итальянцы - Чинквеченто.  

        Феодальная аристократия утрачивала свои привилегии, и господство дворянства принимало форму абсолютизма. Высвобождение духовной жизни из-под религиозного влияния нашло отражение в светской культуре и идеологии. Идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек. Поэты и художники искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Культура Возрождения не простое возвращение к античным традициям, она их развивала на основе новых социально-экономических и исторических условий. Развитие производительных сил вызвало потребность в образованных людях, в конкретных практических знаниях.

.

       В эпоху Возрождения наука принимает международный характер. 15-16 в. – время Великих открытий: Христофор Колумб открыл Америку; Фернан Магелан – первое кругосветное путешествие, Галилео Галилей - телескоп, термоскоп; Николай Коперник - гелиоцентрическую систему мира.

     Восстановление лучших традиций прошлого и прогресс во всех отраслях знаний, в том числе и в медицине.

Основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья. Представители естествознания придерживались либо ятрохимического направления (считали совершающиеся в организме про­цессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического).

Период становления анатомии и физиологии как науки.

К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Центр гуманистических идей - Падуанский университет. В учебном процессе используются канонизированные тексты Галена, Абу Рази, Авиценны.

В 1594 г. в Падуе первый анатомический (музей) театр. Борьба с схоластикой. Критика Галена. Разрыв философской мысли с богословием. Специфической особенностью науки и медицины была тесная связь с искусством. Очень тесно связана между собой анатомия и живопись.

Одним из основоположников анатомии является итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452—1519) Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, распилы костей и органов). Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы, внутренние органы. В 18 в. из его записей и рисунков было составлено 13 книг.  

Радикальным периметром всей средневековой схоластической медицины была деятельность Парацельса (Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст). Он произвел в медицине свою реформацию. Он отвергал традиции и поставил перед собой задачу создать новую, свободную от рабского поклонения медицину. Книжному знанию он противопоставлял наблюдение, опыт. Обвинен в занятиях магией, а его труды внесены в списки запрещенной литературы. Основным оружием разрушения старой медицины Парацельс избрал химию. К старым алхимическим антиподам - сере и ртути он добавил нейтральную соль и эти установленные начала (сера - начало сгораемости, ртуть - улетучивается не сгорая, соль - то, что остается после сгорания) распространил на процессы жизнедеятельности. Здоровье содержится на гармонии этих начал в теле человека. Важной составной частью учения Парацельса является его учение об архее – верховном духе, управляющем жизнедеятельностью организма.

Знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии. «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». Парацельс признанный основоположник ятрохимии. Направление, ознаменовавшее не только привлечение химии к решению медицинских проблем, но и поднявшее на высоту саму химию. Главная цель - поиск действенных лекарств. В качестве лекарственных средств использовал минеральные вещества, в том числе минеральную воду. Пересмотрел арсенал растительных средств. Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»). Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон     Гогенгейм, Парацельс (1493—1541)

Анатомией не занимался, поэтому общефизиологические и общеанатомические положения Парацельса неконкретны и ошибочны. Вместе с тем его книги "Малая хирургия"- (1528) и "Большая хирургия"(1536) получили широкое распространение и содержали много полезных практических сведений. Он не отделял хирургию от внутренней медицины. Изучал условия труда и особенности патологии рабочих, занятых в производстве. В его книгах о болезнях рудокопов и литейщиков подробно описаны симптомы острых и хронических отравлений серой, свинцом, ртутью.

 

Андреас Везалий.

 

Андреас Везалий  (1514—1564) Везалий хорошо знал труды Галена. Но выступая с опровержением, доказывал, что анатомия животных отличается от анатомии человеческого тела. Использовал метод-изучение строения человеческого тела и отдельных его частей путем вскрытия трупов и многократных наблюдений. Исправил более 200 ошибок Галена, описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы; установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, через которые, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и контактировать с пневмой; описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови.

Свои наблюдения Везалий изложил в «Анатомических таблицах» («Tabulae sex», 1538), включавших шесть гравюр, выполненных талантливым учеником Тициана Иоганом Стефаном ван Калькаром, который иллюстрировал все книги Везалия. Совершенствуя преподавание анатомии, Везалий издал краткий учебник анатомии «Извлечение» («Epitome», 1543) — сокращенную анатомию для обучающихся в анатомическом театре. Является основоположником функционально-морфологических исследований. Был убежден, что анатомия является одной из основ медицины. Исследования Везалия  положили начало систематическому анатомированию (основа научной анатомии).

2.Доколумбовая Америка.

Коренное население Американского континента прошло в своем развитии два периода. Первый, длившийся более 30 тыс. лет, был историей самобытной эпохи аборигенов континента. Второй начинается с 1492 г и связан с открытием и колонизацией материка европейцами.

Данные современной науки позволяют считать доказанным, что аборигены Америки пришли на континент через Берингов пролив. Расселившись по материку, они создали три основных очага высоких культур: майа – в Центральной Америке, ацтеков – на территории современной Мексики и инков – на территории современного Перу. Остальные земли континента были заселены множеством племен

Медицина коренного населения Америки выросла из эмпирического опыта народа. В тоже время она была тесно связана с языческими религиями многочисленных племен континента. У каждого народа были свои боги врачевания. Так, у майя покровителем врачевателей счи­тался Ицамна — «создатель письменности». Его жена Ишчель была богиней изобилия и беременности, а Ах-Пуч — богом смерти. У ацтеков богиней врачева­ния считалась мать богов Тетеоиннан, а покровительницей лекарственных средств — богиня Цапотлатенан.

Языческие религии инков, ацтеков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к практике бальзамирования трупов умерших, пышным ритуалам погребения знатных особ и почитанию мертвых.

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при обработке мумий правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обраба­тывалось бальзамом «толу», состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, танин, многие другие местные природные веще­ства. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания с множеством помещений, в вырытые под зем­лей глубокие песчаные пещеры (культура Паракас) или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. В мифологии инков существовал особый бог-прокровитель трупов — Тотем Вари. Во время празд­ников мумии правителей (инков) выносили на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золо­тым и серебряным оружием. По мнению исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распространением продуктов гниения и массовыми заболеваниями.

Медицина высоких цивилизаций древней Америки была на уровне основных достижений развитых рабовладельческих обществ Древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медициной Древней Греции и Древнего Рима. А в некоторых отношениях даже превосходила медицину феодальной Европы.

Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, в то время как майа – лишь 150. Большинство исследователей связывает эти знания с практикой ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у нескольких тысяч людей вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись. У майа человеческие жертвоприношения стали производиться относительно поздно и к тому же в исключительных случаях.

Причинами болезней считались дурные поступки и грехи, особенности календарного года, не совершение жертвоприношений, внеземные и магические силы, не зависящие от человека. Ацтеки, например, полагали, что болезни ног, язвы и простуды насылает бог дождя Тлалок, а майя связывали лихорадки, желтухи, кровавую рвоту и геморрой с обезьянами, которых считали своими предками. Наряду с этим признавались и вполне естественные причины болезней, связанные с жизнью самого больного.

Врачевание было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпири­ческом опыте народов континента. Лечением болезней занимались жрецы и народные врачеватели. Ацтеки назы­вали их «тиситл» (ticitl). В Древнем Перу существовало целое племя врачевателей — «колеуальа», которые лечили правителей-инков и сохраняли секреты сво­его искусства внутри племени.

Медицина древней Америки располагала богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхож­дения, большинство из которых не были известны в Восточном полушарии. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Это ипека­куана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства.

Высокого уровня на континенте достигло искусство родовспоможения и лечения женских болез­ней. По мнению большинства исследователей, ацтекская медицина в этой области не уступала современной ей европейской.

Родовспоможением в древней Америке занимались женщины, которые уже рожали. Они пользовались все­общим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, для того чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время бере­менности. За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его.

При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство «сасауактли» для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболива­нию и стимуляции родов. Рожали стоя на четвереньках или сидя на корточках. Как прави­ло, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Кормление детей грудью начинали со 2—3 дня после рождения и продолжали иногда до 3—4 лет (для стимуляции выделения молока применяли специаль­ные медицинские растения).

Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паро­вые бани (temazcalli), которые использовались в гигиени­ческих, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани  представляли собой низкие, с узким входом сооружения, высотой 1,5 м, длиной 2—3 м. Одна их стена выкладывалась из природного камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовились к родам и обмывали новорожденного, делали массаж и лечили кожные заболе­вания сернистыми водами.

При всей фрагментарности наших знаний о медицине древней Америки, очевидно, что она была одной из вершин медицины рабовладельческих цивилизаций земного шара. В XVI в. ее достижения стали одним из истоков формиро­вания европейской, а вместе с ней и мировой медицины.

Когда индейские цивилизации были умерщвлены, самые рассудительные люди задумались о содеянном и осознали совершенную ими ошибку, однако потери оказались уже невосполнимыми...

Трагедия цивилизаций древней Америки постоянно напоминает о непреходящей необходимости сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего.

 

  1. Московское государство.

В конце 15 в. возникло Московское государство.

Источники изучения: Древнерусское законодательство. Изборник Святослава, летописи. Опыт народной медицины был обобщен в травниках и лечебниках.

 

Особенности медицины в Московском государстве: ü Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. ü В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. ü Воротами для эпидемий были крупные торговые города, в т.ч. Псков и Новгород: сведения о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV—XV вв. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь Михаиле Кислица «велел... улицу Петровскую заперети с обою концов». ü В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». ü Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе - с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа в 1620 г.

 

Аптекарский приказ на первом этапе своей деятельности являлся придворным мед. учреждением, управлял царской аптекой, заведовал мед. персоналом. В обязанности

этого приказа входило лечение царя, его семьи и приближенных.

В середине 17 в. Аптекарский приказ из придворного учреждения превращается в общегосударственное. Значительно расширились его функции. Он руководил аптеками, организацией сбора лекарственных растений в масштабе страны, созданием мед. службы в армии. В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта школа русских лекарей. Вместе с тем продолжала существовать и система ученичества. Ученики лекарственного и аптекарского дела направлялись к опытным докторам для получения мед. знаний и врачебных навыков. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в армии.

Изучали анатомию, фармацею, диагностику болезней, латинский язык.Анатомия преподавалась наглядно: по анатомическим рисункам, учебные пособия появляются в 17 в. Первый набор в государственную школу составлял 30 учеников. Срок обучения – 5-7 лет. Лекари, как правило, решали проблемы по распознаванию, лечению и прогностике заболеваний, переводили многие книги иностранных авторов. Лечили на дому и в бане. В Московском

государстве врачами была сделана попытка найти способ борьбы с алкоголизмом. Больницы строились при монастырях. Первый временный военный госпиталь был создан на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции (1611-1612). В госпитале оказывали мед. помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией. В этом госпитале работала большая группа русских лекарей и их учеников. В 1678 г. в Москве также создан госпиталь, где содержалось 746 раненых. Мед. обслуживание осуществлялось за счет средств государства.

В Московском государстве сформировалась оригинальная система сбора и заготовки лекарственных трав. При аптеках были сады и огороды, где выращивали травы. Их называли садами здоровья. От латинского названия произошло русское – вертоград. В 16-17 вв. сады были широко распространены. Первый сад был организован у стен Московского Кремля. Иногда для закупки лекарств специалисты отправлялись в другие

города. Кроме средств растительного происхождения использовали минеральные вещества и части животных. Представления о лечебном действии многих медикаментов были далеки от истины. Так например териак (включал 70 компонентов) считался средством против всех болезней. Аптекари занимали высокое положение в обществе. Однако их деятельность регламентировалась государством.

  Врачи получали мед. образование в Болонье, Ферраре и Кракове. Врачи–иностранцы появились в Московском государстве в конце 15 в. Они были поставлены в привилегированное положение, получали более высокое содержание. Но они не интересовались нуждами народа и не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для мед. просвещения России.

В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.

Контрольные вопросы:

  1. Европа позднего средневековья: основные представители медицины.
  2. Коренное население Американского континента (майа, ацтеки, инки). Их религия, основные достижения в развитии эмпирических знаний.
  3. Особенности медицины у народов Древней Америки.
  4. Московское государство в XV-XVII вв.
  5. Особенности врачевания в Московском государстве.

 

Вопросы для тестового контроля


1. Периоды развития населения Американского континента:

1. самобытная эпоха развития народов Американского континента (длительность более 30 тыс. лет)

2. открытие и колонизация материка европейцами (1492 г.)

3. гибель самобытной культуры населения Американского континента

 

2. Основные народы, жившие на Американском материке до колонизации:

1. майа

2. ацтеки

3. инки

 

3. Покровителем врачевания у Майа считался:

1. Ицамна

2. Тетеоиннан

3. Ах-Пуч

 

4. Покровительницей врачевания у Ацтеков считалась:

1. Ицамна

2. Тетеоиннан

3. Ах-Пуч

 

5. Наиболее развитые представления о строении человеческого тела были у:

1. ацтеков

2. инков

3. майа

 

6. У народов Древней Америки причинами болезней считались:

1. дурные поступки, грехи

2. особенности календарного дня

3. не совершение жертвоприношений

4. внеземные и магические силы.

 

7. Ацтеки полагали, что болезни ног и язвы насылает:

1. бог дождя Тлалок

2. бог смерти Ах-Пуч

3. бог-покровитель трупов - Тотем Вари.

 

8. Майа связывали лихорадку, желтуху, кровавую рвоту с:

1. коровами – священными животными

2. обезьянами, которых считали своими предками

3. слонами

 

9. В Древней Америке лечением болезней занимались:

1. жрецы

2. народные врачеватели

3. храмовники

 

10. Ацтеки называли лекарей:

1. Тлалок

2. Жрец

3. Тиситл

 

11. Родовспоможением в Древней Америке занимались:

1. женщины, которые уже рожали

2. женщины, которые не рожали

3. мужчины - хирурги

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 580.