Основные периоды истории медицины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Т.С.Сорокиной), которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

1. Медицина народная - совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до наших дней. В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов. Лекарственные растения – один из     столпов народной медицины.

2. Медицина традиционная - появилась около 3 тыс. лет назад, развивается в русле традиции, стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры - т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее последующего распространения и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

 

 

Священная книга Талмуд содержит много наставлений и практических советов по ведению правильного и здорового образа жизни.

  [ Талмудистская медицина: традиционная дренеиудейская медицина, в которой все болезни здесь имеют толкование в теургическом духе: «Я Иегова – твой врач». В талмудистской медицине используются многочисленные лекарства из оливкового масла, ароматических растений, лука, перца, козьего молока, и, конечно, магические средства – заклинания, молитвы, рекомендуется систематически делать кровопускание – ежемесячно, в т.ч. и у здоровых людей с целью очищения организм.  
[ Аюрведа: не только медицинская, но и философская система. Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «Аюрведа» - санскритское, означающее «Наука о жизни». Аюрведа была впервые записана в Ведах - древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение более чем 5000 лет. Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи.  

Циркуляция питательных веществ

и трансформация семи дхату

в организме человека.

       

3. Медицина научная - период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Более того, научная медицина интернациональна по своей сути, - в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

2. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком. Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще

Череп каменного века со следами трепанации (около 9000 лет до н.э.).   всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях.  

В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения. Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода.

Женщина была хранительницей домашнего очага; она оказывала помощь при родах, накапливала сведения о лечебных средствах.

Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прароди-тельницы, (это так называемые «каменные бабы»), которые у славянских народов именовались берегинями. Статуэтки матери-прародительницы (берегини).

Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным за­нятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, лукови­цы орхидеи, касторовое масло.

Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания.

     Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к по­читанию животных. Зверю поклоня­лись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и бо­лезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пи­щу. Тотем является хранителем племени, в т.ч. хранителем здоровья каждого члена племени. Согласно убеждениям первобытных людей, сохранив уважение к тотему, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. Основным приемом врачевания при этом было изгнание злой силы, причем этот процесс проводился вполне естественными средствами. Уверенные в том, что коварная злая сила проникает в организм с пищей, первобытные лекари морили больного голодом, давали ему рвотные средства, кормили отвратительной пищей, якобы неприятной духу. Горький вкус еде придавали лекарственные травы.

Тотем эпохи раннего неолита (около 10 тыс. лет до н.э.). Индейский тотемный столб.

Тотем «Рысь».

Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодо­носящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное нача­ло. Культовые предметы изготавливались специально, получив распростра­нение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сиби­ри - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

Более поздним представлением стал анимизм (от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и доб­рые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австра­лии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Цент­ральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.

      Первобытная (лечебная) магия (от греч. mageia):

Общение с духами стихий.     понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи посредством выполнения символического действия (обряда), направленного на достижение определённой цели сверхъестественным путём. В попытке объяснить сложные явления природы первобытные люди выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.  

Лечебная магия, выражавшаяся во вра­чевании, основанном на культовой практи­ке, на заре своего существования была дос­тупна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища ус­траивали обычно в глубине пеще­ры, разрисовывая стены изображе­ниями тотема.

В пиренейских пещерах сохра­нились рисунки, исполненные бо­лее 20 тысяч лет назад. Наскаль­ные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с ро­гами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изоб­ражение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.

В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-по­кровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старей­шины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохра­нились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя пред­писывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.

Религиозные верования отразились на представлении о причинах не­дугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, посе­лившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеж­дениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основ­ным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот про­цесс проводился вполне естественными средствами.

 

ПЕРВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ НАВЫКИ:

 

ü Употребление лекарственных трав при перевязках, припарках, примочках; ü Массаж, натирание жиром; ü Использование минеральных вод, термальных и холодных источников для омовения и принятия ванн; ü Применение огня как лечебно-предупредительного средства; ü Использование окуривания для уничтожения паразитов; ü Сжигание одежды больных.  

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.
  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.
  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».
  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй
  5.  Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

 


Вопросы для тестового контроля

 


1 . История медицины – это:

а) наука о происхождении, развитии и современном состоянии истории

б) наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

в) наука о происхождении, развитии и современном состоянии человечества

г) наука о происхождении, развитии и современном состоянии биологии

2.Научная дисциплина «история медицины» изучает:

а) современное состояние природы

б) закономерности развития и историю врачевания

в) закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества

г) происхождение, развитие и современное состояние человечества

3. Всемирная история делится на 5 периодов:

а) первобытное общество, древнейший мир, древний мир, средний мир, новый мир

б) доклассовое общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая история

в) древний мир, средние века, новая история, новейшая история, сверхновейшая история

г) доклассовое общество, классовое общество, средние века, новая история, новейшая история

4. История первобытного (доклассового) общества изучает:

А) первобытное общество от возникновения человека (2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (около 4 тысячелетия до нашей эры)

б) первобытное общество от возникновения человека (1 век н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (4 век н.э.)

в) первобытное общество от возникновения человека (2 тыс.лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (1 тыс. лет назад)

г) первобытное общество от возникновения человека (5 век до н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (5 век н.э.)

5. Непосредственным олицетворением и возвеличиванием явлений природы называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом

 

6. Средняя продолжительность жизни древнего человека составляла:

1. 30-40 лет

2. 50 лет

3. 20-30 лет

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 428.