Августа 10-го дня, марш к полуденному стану у ключа Карасу, от Орской 199 1/2 верст
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 7 часов и 35 минут, поднявшись со стана, пошли по ровной почве земли, покрытой мелким песком, где путь для колес был выгоден.

В низменных местах в 6 верстах от стана встретили мы малые соленые и горькие озера, называемые ильменями, каковых в степи сей весьма много: во всех их приметна поваренная, смешанная с сибирскою соль.

Потом солонцы ачилыг с осадкою нечистой соли, коей кристаллы совокупленные вместе составляли над тинистою водою толстую до 2 вершков 29 кору. Тут же были следы прежних колодцев, ныне уже засорившихся.

Остановились в 10 часов и 35 минут при солоноватом колодце у ключа Карасу (черная вода), пройдя до полудня 17 верст. Ключ сей выходит из песчаной поверхности от солонца и, разделяясь потом на соленые озера, скрывается в землю. Здесь отделились от нас чумекейские вожаки и с частью нашего каравана пошли от нас влево.

Комментарии

1. Большая Бухария – в русской литературе XVIII-XIX вв. – Западный Туркестан, в отличие от Малой Бухарии, или Кашгарии – Восточного Туркестана (ныне южная часть Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР).

2. В инструкции от 19 ноября 1802 г. граф Н. П. Румянцев предписывал: «В прошлом августе месяце Троицкой таможни цолнер (Таможенный надзиратель, досмотрщик.) Чекалов писал ко мне, что увидев он из бумаг той таможни, что в прошлом году прокрался за границу преступник в делании фальшивых ассигнаций, Оренбургской губернии, Уфимской округи, деревни Иштеряповой тептярь Валит Хамитов, узнал потом через известного ему татарина Ибрайя Смайлова, в Бухарии бывшего, что тот тептярь живет действительно в городе Бухарии и, публично делая фальшивые ассигнации, продает их низкою ценою в разные руки, что касательно выдачи сего преступника татарин Ибрай Смайлов делал домогательства через директора их торговли Хазия, но безуспешно; а заключает цолнер Чекалов свое донесение тем, что татарин Ибрай Смайлов вызвался ему, что если получит он по сему предмету высочайшее повеление на имя Мир-Хайдара, то обещает будущей весною вывезть преступника в Троицк. По долгу звания моего доведя таковое обстоятельство до сведения государя императора, его императорское величество высочайше указать соизволил отправить в Бухарию нарочного и мне предоставил снабдить его полным в таковую экспедицию наставлением. Вследствие чего, избрав вас на подвиг, столь полезный отечеству, и удостоясь получить на выбор мой высочайшее утверждение, прилагаю при сем к вашему сведению копию с рапорта цолнера Чекалова, составляющего явный предмет посылки вашей, и предписываю вам:

1. Поелику последние караваны наши отправляются в Бухарию из Оренбурга через Орскую крепость в исходе ноября месяца, то по получении сего и имеете отправиться в Оренбург, где явиться вам к тамошнему военному губернатору, которому о снабжении вас возможнейшим пособием в путь по высочайшему повелению уже писано.

2. С вами отправляются колонновожатые Иванов и Богданович, которых во всех случаях имеете употреблять по усмотрению к пользе службы и к достижению цели, вам предписанной.

3. Выше сего изъяснено, что известный цолнеру Чекалову татарин Ибрай Смайлов берется упомянутого преступника Валита Хамитова будущею весною вывезть в Троицк, вследствие чего я уже послал Чекалову повеление объявить Ибрайю Смайлову, дабы он выехал в Оренбург и там прибытия вашего дожидался, а к самому татарину прилагаю при сем от меня письмо, в котором объявлено ему высочайшее повеление следовать с вами.

4. Татарина сего имеете вы употреблять для предварительных разведываний по известному вам предмету, но решительных мер я к тому не определяю, потому что местные обстоятельства, случаи, могущие на самом пути вашем встретиться, при известной мне способности вашей лучшие могут вам представить средства к достижению цели, нежели бы какие из отдаленности предписать можно было; не назначаю даже вам и пути, по которому до Бухарии следовать вам должно, предоставляя благонамерению вашему извлечь возможнейшую пользу из сего отправления.

5. Со всем сим нужным однако считаю заметить вам, дабы вы прежде отправления в Киргизскую степь разведали основательным образом, которые роды их кочуют в тех местах, где вам проезжать должно будет, кто старшины и солтаны управляют ими и преданы ли они Российской державе? Вследствие чего и имеете уже согласиться с пограничным военным губернатором взять от него к некоторым старшинам и солтанам письмы и подарки, а для лучшего обеспечения пути вашего - одного из имеющихся в Оренбурге аманатов, дабы сей под предлогом показания дороги мог способствовать к обузданию частных родов от неблагонамеренных покушений.

6. Касательно внутренних распоряжений в отправлении вашем запасов, конвоя и проч., имеете снестись с пограничным начальством, где удобнее будет, и уведомить меня из последнего пограничного места, что вы по сему учините.

7. Хотя и не кажется мне нужным именно предписывать вам, чтобы по пути вашему чинимы были всевозможнейшие наблюдения, как в рассуждении положения мест, свойства в народах киргизских и касательно средств к обеспечению нашего торга, поелику собственное усердие ваше руководствовать вас в том будет, но долгом считаю поставить вам в предмет некоторые места, долженствующие, по моему соображению, обратить на себя ваше внимание, например: при выезде вашем из Орска примечания достойны при вершинах реки Ори и Эмбы горы Мугаджарские, где, по многим удостоверениям, скрыты богатые руды; достойны замечания истоки реки Сырдарьи по ту сторону озера Аксакалбарбы близь Аральского моря; нужно знать, не соединяются ли три истока реки Усьусюка с Аральским морем, словом, всякое такое положение, которое открывает средства к распространению торговли.

Первое обстоятельство требует исследования, которое в полное ваше распоряжение я предоставляю; второе требует, как сказано, известности, а потому как с сих мест, так и с других, кои казаться вам будут к ходу караванов удобнейшими, снять планы и доставить их мне по возможности. Вследствие чего и на потребное число математических инструментов всемилостивейше пожалованы вам деньги.

8. По приезде вашем в город Бухарию, снабдя себя всеми нужными сведениями, какие предварительно от татарина до вас доведены будут, имеете представить при сем вверяемую вам высочайшую к хану грамоту и мое отношение к тамошнему визирю, или первому их министру, следуя в сем случае тем обрядам, какие установлены в означение достоинства империи, и о чем особенную записку прилагаю. Вы тут увидите, как в прошлом году был к государю военный же чиновник от бухарского хана сюда прислан. Какие при сем случае по обыкновению и кому именно следуют подарки, с вами отправляемые, оным реестр при сем также прилагается.

9. По вручении грамоты сей имеете изъяснить хану главный предмет посылки вашей; изъяснить, что государь император, покровительствуя во всех случаях народам, желает и с бухарским владением сохранить все связи дружбы и согласия. Внушить ему, колико полезна для соседственных владений взаимная выдача преступников, ибо без спасительного сего постановления укрывалось бы зло в пределах чуждых и достойному бы наказанию не подвергалось, а от сего последствия нарушались бы спокойствие и тишина самих царств. Требовать выдачи преступника, довести, сколько подвиг сей для самих бухарцев нужен; взять преступника под стражу; искоренить заведение и станы, посредством коих фальшивые делаются ассигнации, и оные или там торжественно уничтожить для примера, или препроводить с преступником в Россию. Разведать о его сообщниках и, наконец, требовать, дабы бухарский хан и Диван его наистрожайшее имели наблюдение за таковыми злодеяниями в сохранение общего спокойствия.

10. Если преступник выдан вам будет, имеете его за надлежащим присмотром и при надежных средствах отправить к первому пограничному начальнику.

11. Доколе переговоры о преступнике производиться имеют, и поелику надобно вам будет время для благоразумного обнаруживания тех скрытых путей, по коим, может быть, продолжаются подобные промыслы в Бухарии, предписываю вам войти во все предметы, сколько до торговли нашей относящиеся, столько же и в те, кои касаются их внутреннего изобилия, промыслов и рукоделий, ибо Бухария связывает, так сказать, все пути торговые, в Индию, Персию и Китай ведущие, а во уважение сего обстоятельства нужно вам будет приобресть главнейшие сведения: 1) о числе городов, селений, народа и роде правления земли сей; 2) о существенности торговли бухарской, какие главнейшие продукты и куда высылаются из оной, какие и откуда привозятся и с какими в том и другом случае пошлинами? 3) о дорогах вообще и о тех, кои ведут в Индию и Персию, о безопасности или опасности и удобстве оных и расстоянии селений, мимо коих производятся торговые отправления; 4) о свойстве и произведениях земли; 5) какие произведения принадлежат собственно Большой Бухарии? 6) спокоен ли народ в свойстве своем, не утеснен ли податями? К рукодельям ли более склонен или земледелием отличается и проч.?

12. Составляя сведения сии елико возможно основательнее, предписывается вам употребить между тем ваше у тамошнего правительства домогательство, чтобы российским подданным даровано было в Бухарии право свободного пребывания по подобию того, как пользуются бухарцы в России.

13. Внушить хану, что государь российский в виде надежды на ханское усердие препоручает ему снабжать охранительными листами российское купечество, когда оно или лично и особенно, или целым караваном вознамерится предпринять путь в Кабул, Кашмир, Кандагар, Тибет и в прочие прилежащие индейские или персидские владения, уверяя их, что и бухарцам, желающим ехать в Европу, то же охранение даровано будет.

14. Если по желанию торгующего российского купечества, которое предварительно лично узнать вы можете, нашли бы вы за полезное учреждение российского гостиного или меновного двора в городе Бухарии, то домогаться вам надобно, чтобы оный учрежден был с особыми правами и внутренней полициею, от тамошнего начальства независимою, под непосредственным покровительством самого хана.

15. Дать чувствовать бухарцам выгоду судоходства и пользу от того купечеству; изъяснить им, что Бухария может изобиловать судоходством по рекам Аму- и Сырдарье, впадающим в Аральское море, от которого и море Каспийское и российские границы не в дальнем расстоянии.

16. Вообще входить в исследование духа торговли их. В пример вам поставляю одно обстоятельство: дошли до меня основательные сведения, что нынешнего бухарского хана отец, умерший в прошлом году, Шамурат-бек, руководствован будучи политическими видами, собственным примером своим всячески искоренял в подданных роскошь; нынешний же хан, вопреки видам отца своего, склонен будучи к роскоши, завел пышность при дворе своем, рассеяв во владении Бухарском блеск мечтательной сей прелести. Положение сего рода требует бдительнейшего вашего внимания, поелику таковым положением воспользоваться можно; и потому предоставляю вам стараться проникнуть вкус бухарцев: какие изделья им более нравятся, какой цвет, узоры, прочность и проч.? Сделать замечание, какого рода изделья наши изобильнейшим числом расходиться в Бухарии могут? А буде сего недостаточно, какие нравятся им иностранные изделья, которые могли бы мы доставлять к ним посредством транзитного торга, столь полезного для государства; дабы, елико возможно рассыпав, так сказать, их желания на разнообразные предметы, привлечь оные к произведениям нашим, которые и поставить в сущую им необходимость. На сей конец снабжаю я вас при сем разного рода образчиками шелковых и бумажных материй, а также издельями всякого рода тульского произведения. Равномерным образом внушать им, что если б и они умножали их рукодельные произведения посредством ободрений и машин, тогда взаимно возрастающая торговля умножала бы богатство их государства, особенно если бы пути из России до них и из Бухарии к нам, чрез Киргизскую степь проложенные, были безопасны; в рассуждении чего и нужно вам будет объяснить, какие меры предполагают они к обеспечению сего торга.

17. Известно предубеждение азиатцев к европейцам, и, если таковое сильно действует на россиян в Бухарии, вам предоставляю я войти в причину сего предубеждения. Вера, обычаи и народа свойства, национальные предубеждения обыкновенно рождают, но тут разность веры мало действует. Известно, что грузинцы в Бухарии отправляют торг свободно, а они, полагаю я, исповедания христианского, и что в самом Кабуле христианам по торгу нет притеснения; остается вам войти в побудительные причины сего обстоятельства и изъяснять бухарцам, с каким великодушием российский государь приемлет веру их в свое покровительство, что в доказательство того постоянное пребывание муфтия назначено в Оренбурге, и о степени наклонности их к сему предмету сделать ваши замечания.

18. Поелику Бухария сама по себе не заслуживала бы дальнего внимания, если б, как уже сказано, не была она пунктом соединения путей, к китайскому, персидскому и индейскому торгу ведущих, то и нужно вам взять на замечание положения кабульского владетеля, свойство его и в каком он сношении с Бабаханом персидским. А, как известно, что некоторые русские купцы в Кабуле были, то кто именно и как велик торг производили? – буду я ожидать от вас донесений.

19. Равным образом обратить внимание надобно вам и на то сношение, какое бухарцы имеют с китайцами. Разведать о взаимном их политическом положении. Заметить, знают ли бухарцы, в каком уважении иезуиты у китайцев по ученой части; а поелику Самарканд был из веку верховным местом просвещения целой Азии и, сколько известно, доныне там продолжается учение, то нельзя ли по подобию Китая родить в бухарцах желание иметь в Самарканде белорусских иезуитов.

20. Разведать о пропорции между золотом и серебром, в Бухарии обращающейся; откуда они, как сии металлы, так и монету более получают; и если по исследованиям вашим откроется вероятие, что в горах Бухарии есть действительно руды, то от вас будет зависеть возбудить желание в самом хане просить у государя способных людей к приискам.

21. Поелику нельзя довольно снискать привлекательных предметов для нации, когда связь оной нужна для другого государства, немало достойно внимания и то, что бухарцы о врачебном искусстве понятия почти не имеют. Какое тут благодетельное откроется средство к водворению к ним людей сего искусства и как бы возросла преданность их, если бы они в нас же нашли своих исцелителей и таковых у правительства нашего просили!

22. В заключение сего прилагаю я при сем особенное мнение мое о тех мерах, какие считаю я нужными к обеспечению чрез Киргизскую степь торговых отправлений. Будучи на месте, можете вы сообразить оные с теми, какие вам представят бухарцы; и потом донесть мне о том обстоятельно.

23. На случай вашего посещения Хивы прилагаю я при сем письмо к хивинскому хану. Достигают до меня слухи, что в Хиве много россиян пленных. Считают, по словам выкупаемых, что их в селениях хивинских около 20 000 человек находится. Войти в исследование справедливости сего события, войти в участь ваших соотчичей, облегчить судьбу их и даже возвратить отлученных сирот сих государю их и отечеству будет дело вашего сердца, способностью и умом руководствованного.

24. Поелику, как из копии с рапорта Чекалова вы усмотрите, известный татарин взялся будущею весною преступника доставить в Троицк, то и полагаю я, что вам возвращаться с ним нужды никакой не будет, разве токмо, если бухарцы настоятельно того потребуют, но и в сем случае думал бы я, чтобы вы, побывав в Ташкенте, через Хиву возвратились в Астрахань, означая путь ваш теми наблюдениями, какие по Бухарии в предмет я вам поставил и каких я неминуемо от способности вашей ожидаю. Со всем сим, не определяя путей сих, буду от вас ожидать донесений, куда вы в обратный путь отправитесь, полагаясь в полной мере на замеченное усердие ваше и пылкий дух предприятий, с каковым расположением услуга отечеству, вам вверенная, откроет вам и путь к милостивому расположению самого государя императора.

25. Его императорское величество в надежде на способности ваши всемилостивейше вам жалует, сверх получаемого вами жалованья, по 1500 руб. в год в продолжение вашей поездки, 500 руб. вам на подъем, 600 руб. на инструменты, да сверх того вам на экстраординарные расходы 1000 червонных; а колонновожатым Иванову и Богдановичу, сверх получаемого ими жалованья, каждому по 400 руб. в год, да на подъем – по 200 руб. О чем уже к г-ну министру финансов от меня и сообщено» (Внешняя политика России XIX и начала XX в. Документы Российского министерства иностранных дел. Сер. 1. Т. 1. М., 1960. Д. № 133. С. 332-337).

3. Колоновожатый – младший чин в русской армии XVIII – начала XIX в., юнкер Генерального штаба.

4. В русских дореволюционных официальных документах и историко-этнографической литературе приводятся, в основном, искаженные названия казахских родов. Основными причинами этого являлись особенности перевода с казахского языка на русский, а также то, что корпус переводчиков верстался, как правило, из поволжских татар и башкир, которые произносили казахские имена, этнонимы и топонимы согласно законам своих языков. Так, например, правильным написанием названия чиклинского рода является шекты (шектi), дюрткаринского – торткара (т?рт?ара), чумекейского – шомекей (ш?мекей).

5. Ширгазы Каипов (ум. 1818) – султан Младшего жуза, младший сын хана Каипа, внук хана Батыра. В 1789 г. в качестве депутата от казахов Младшего жуза был отправлен в Санкт-Петербург. Принимал участие под командованием бывшего генерал-губернатора Симбирского и Уфимского наместничества барона О. А. Игельстрома в русско-шведской войне 1788-1790 гг., получил чин секунд-майора русской армии. В 1790 г. сопровождал русское посольство в Бухару, через год вернулся в Санкт-Петербург и там прослужил в течение нескольких лет в должности адъютанта фаворита императрицы Екатерины II князя П. А. Зубова. В 1795 г. приезжал в Степь во время выборов в ханы Младшего жуза Ишима, затем с 1796 по 1798 г. вновь находился в Санкт-Петербурге. В 1798 г. вернулся в Казахстан и находился в Оренбурге при военном губернаторе О. А. Игельстроме, не раз направлялся в степь с поручениями, возвращал оттуда пленных, за что получал подарки. В том же году, по просьбе членов Ханского совета, вернулся в степь. С 1799 г. ему перестали выдавать жалованье: его обвинили в разглашении слухов, «клонящихся к расстройству киргизского народа». В степи Ширгазы оставался до 1803 г., когда был вызван в Оренбург для сопровождения торгово-дипломатической миссии поручика Я. П. Гавердовского в Бухару. В 1805-1806 гг. он был неоднократно награждаем за то, что способствовал возвращению взятых казахами пленных людей и захваченных лошадей, примирению казахов поколений жетыру и алимулы и т.д. В 1806 г. Ширгазы был послан для встречи каравана, идущего из Бухары, но, не выполнив этого поручения, остался в степи среди казахов рода шекты. В 1816 г. старшины части казахских родов Младшего и Среднего жузов признали Ширгазы своим правителем, после чего он поддержал своего племянника султана Арынгазы в стремлении консолидировать казахское население и создать единое Казахское ханство. Но через год оба родственника поссорились и разошлись. Султан Ширгазы удалился в Хиву, где поступил на службу к хану Мухаммед-Рахиму. В том же году получил от него грамоту об утверждении за ним титула хана «западных казахов». При поддержке хивинского хана был избран подвластными родами казахов ханом. Умер в Хиве. По сведениям Г. Ф. Генса он был отравлен по приказу хивинского хана. Одной из его жен была дочь бия рода торткара Каракубека. Из детей в источниках упоминаются сыновья Жангазы (Маненбай), Жакаш (убит по приказу Арынгазы 24 ноября 1820 г.), Умиргазы (Гумергазы), Бори, Карабаш. Дочь последнего по имени Жадгарбаша (Ядгербаша) была выдана замуж Ширгазы за хивинского хана Мухаммед-Рахима, которому он представил эту девушку как свою дочь (МИКССР-4. С. 33-39, 358-365, 488; Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII – середине XIX вв. // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и перспективы исследования. Материалы к Летнему Университету по истории и культуре Центральной Азии и Казахстана (4-23 августа 1997 г.). Алматы, 1997. С. 91, 134-135).

6. Большой Савва (1769-1827) – доктор медицины, сотрудник торгово-дипломатической миссии Я. П. Гавердовского в Бухару. Пробыл в плену у казахов около года. За это время изучил казахский разговорный язык и собрал много интересных сведений о казахском народе. В 1822 г. опубликовал записки о своем пребывании в плену у казахов – см.: Записки Саввы Большого о приключениях его в плену у киргиз-кайсаков в 1803 и 1804 г. // Сын отечества. СПб., 1822. Ч. 76, 77, 80 (Масанов Э. А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата, 1966. С. 86-87).

7. Тептяри (предположительно от персидского «дефтярь» – особый вид поземельных записей) – сословная группа смешанного тюркского и угро-финского происхождения, проживавшая на башкирских землях на правах аренды (припуска). С образованием в 1798 г. иррегулярного Башкиро-Мещерякского войска тептяри также включались в юрты (команды) северо-западных кантонов и вплоть до 1865 г. верстались на военную службу.

8. Аршин – русская дометрическая мера длины, равная 1/3 сажени или 16 вершкам, соответствует 0,711 м.

9. Квартирмейстерская часть – т.е. по штабной части.

10. Ахун (перс. хаванд или ахунд – наставник, господин) – духовное звание мусульманских богословов и служителей культа, стоящих выше муллы.

11. Штуф – кусок руды или иного ископаемого.

12. Полдень, полуденная сторона – юг, южная сторона.

13. Верста – русская дометрическая мера длины, равная 500 саженям, соответствует 1,0668 км.

14. Роговой камень (роговик) – кремнистая порода с характерным раковистым изломом.

15. Информация Я. Гавердовского о местонахождении могилы Нуралы-хана в степи близ р. Орь ошибочна. Нуралы-хан умер в ссылке в 1790 г. в г. Уфе, где и был похоронен. Царская администрация не разрешила родственникам перезахоронить его прах в степи. Упоминаемая Гавердовским могила Нуралы-хана возможно является могилой одного из его многочисленных сыновей.

Нуралы-хан (Нурали-хан) (ок. 1710-1790) – хан Младшего жуза (1748-1786), соправитель хана Батыра (1748-1771), старший сын Абулхаир-хана. Ханский титул получил согласно завещанию своего отца, желавшего обеспечить статус хана Младшего и Среднего жузов за представителями своей династии. До избрания в ханы управлял поколением байулы, где незадолго до смерти Абулхаира впервые получил ханский титул. В конце 1740 г. был провозглашен хивинской знатью ханом Хивы, но уже в начале 1741 г. бежал из нее в кочевья своего отца, опасаясь расправы со стороны персидского шаха Надира. Через два месяца после гибели отца был провозглашен ханом старшинами некоторых родов Младшего и Среднего жузов. 10 июля 1749 г., согласно специальному указу императрицы Елизаветы, в г. Оренбурге был совершен первый в истории русско-казахских отношений обряд утверждения Нуралы в ханском достоинстве. В отличие от своего отца, Нуралы не обладал многими достоинствами харизматического лидера и не имел значительного авторитета и влияния в степи. В годы его правления оренбургская администрация смогла заметно усилить российское присутствие в Младшем жузе, ограничив, с одной стороны, свободу действий хана во внешнеполитической сфере, а с другой, – наделив его ранее несвойственными степным правителям принудительно-карательными, контрольными и отчасти фискальными функциями и прерогативами. В 1786 г. в связи с острым недовольством подвластных старшин политикой Нуралы он был отозван императрицей Екатериной II в г. Уфу, где в ссылке через четыре года умер. Имел 16 или 17 жен и 15 наложниц, от которых у него было 40 сыновей и 34 дочери (Ерофеева И. В. Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). Алматы, 2001. С. 115-118).

16. Сажень – русская дометрическая мера длины, равная 3 аршинам или 7 футам, соответствует 2,1336 м.

17. Песчаный камень (песчаник) – осадочная горная порода, состоящая из сцементированных глиной, известью и др. веществами зерен различных минералов и пород (т.е. сцементированный песок).

18. Рычков Николай Петрович (1746-1784) – сын П. И. Рычкова. В 1762 г. был определен в Пензенский пехотный полк сержантом, в 1767 г. вышел в отставку в чине капитана. С 1768 г. вел научную деятельность в экспедиции П. С. Палласа. В 1771 г. по поручению Палласа присоединился к отряду русских войск, преследовавших калмыков, ушедших с низовьев Волги. В составе отряда дошел до Улутауских гор, собрав по пути следования важные географические и историко-этнографические материалы. См.: Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз-кайсацкой степи в 1771 г. СПб., 1772. В 1772 г. – коллежский асессор, директор Ахтубинского шелкового завода в Царицыне (Масанов Э. А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР. С. 73).

19. Шерл – ценный камень, черный турмалин.

20. Глауберова соль – то же, что сибирская соль; кристаллогидрат сульфата натрия; в природе встречается в виде минерала мирабилита.

21. Тимур (Темир-Аксак, Темир-висак, Тамерлан) (1336-1405) – эмир, знаменитый полководец и фактический правитель Средней Азии при последних чагатаидах (1370-1405). Разгромил Золотую Орду, совершил военные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию. Создал государство со столицей в Самарканде, простирающейся от присырдарьинских степей до берегов Персидского залива и от Пенджаба до Закавказья. Умер в Отраре в начале большого похода на Китай.

22. Фут – русская дометрическая мера длины, равная 1/7 сажени или 12 дюймам, соответствует 0,3048 м.

23. Ногайцы (нагайцы) – население Ногайской орды, или Мангытского юрта, кочевого государства, выделившегося из Золотой Орды в конце XIV в. при эмире Эдигее. Ногайскую орду населяли мангыты и кунграты, а также другие тюркские племена. Все они во второй половине XIII в. входили в состав орды золотоордынского темника Ногая. В связи с тем, что правящая династия из племени мангыт не относилась к потомкам Чингисхана, ногайские верховные правители – бии, в начальный период существования Ногайской орды, были вынуждены формально признавать власть какого-нибудь соседнего государя. К началу XVI в. ногайские правители уже не нуждались более в марионеточных ханах-чингизидах. В XV – первой половине XVI в. политическим ядром Ногайской орды являлась территория между Яиком (Уралом) и Нижней Волгой с центром в г. Сарайчик. Распад Ногайской орды на независимые части относится ко второй половине XVI в.: Большую Ногайскую орду – в низовьях Яика, и Малую Ногайскую орду (Казыев юрт) – на Кубани.

24. Роговое серебро – хлоровая соль серебра.

25. Огуз-хан (Огус-хан) – легендарный прародитель западно-тюркских племен. Древние сказания огузов об Огуз-кагане называют их прародиной долины Иссык-Куля и Таласа. Огуз-хан считается также мифическим родоначальником всех тюрко-монгольских племен; его генеалогия, повторенная во многих сочинениях средневековых восточных авторов, возводит его к Нуху (Ною) (Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996. С. 463, коммент. 3, гл. 1, ч. II).

26. Абу-л-гази Бахадур-хан (Абулгазы-баядур-хан) (1603-1655) – чингизид, представитель династии Шибанидов, сын Араб-Мухаммед-хана, хивинский хан (1643-1663). Автор двух значительных сочинений – «Шаджарат ат-турк» (Родословное древо тюрок) и «Шаджарат ат-таракима» (Родословное древо туркмен), содержащих важные сведения по истории народов Средней Азии. Гавердовский, упоминая «Абулгазы-баядур-ханову историю о татарах», имеет в виду первое сочинение.

27. Средний жуз составляли 6 племен: 1) аргын (аргийский), 2) найман, 3) кыпчак (кипчатский), 4) конрат, 5) уак, 6) керей (киряевский).

28. В состав Старшего жуза входило 11 крупных племен: 1) дулат, одним из подразделений которого являлся род жаныс (янышский), 2) албан, 3) суан, 4) сары-уйсун (зюнский), 5) сргели, 6) ысты, 7) ошакты, 8) шапрашты, 9) чанышклы (катаган), 10) канглы, 11) жалаир (Востров В. В., Муканов М. С.Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.). Алма-Ата, 1968. С. 23-56).

29. Вершок – русская дометрическая мера длины, равная 1 3/4 дюйма, соответствует 4,45 см.

_________________________________

Марш к ночному стану у безводного оврага в праве
от солонца Сарашур, от Орской 224 1/2 версты

В 3 часа и 35 минут отправились почти на юг по небольшим пологим высотам. В праве остался солонец Тинрякшур, который издали уподоблялся озеру большой величины по причине гладко осевшего на поверхности белого слоя поваренной соли, ибо сия от отражения солнечных лучей подобна, кажется, бываемой на воде зыби. Под осадкою же находится вязкий и соленый ил. Все солонцы имеют одинаковый вид и свойство с сим, однако ж, кроме, что сей испущал еще от себя удушающий запах, похожий на запах соляной кислоты. Сие происходит, думать должно, от разрушения поваренной соли самою натурою, а особливо при солнечной теплоте, как и тогда день был ясный и жаркий.

В растениях приметна была здесь перемена, между коими заметили мы из особенных известное у киргизцев под именем чадыр, которое вышиною бывает с божие дерево, имеет такой же вид, но гораздо оного тонко ветвистее, цветом бурое, очень маслично, чрезвычайно горько и на огне при зажжении горит очень пылко. Зимою, когда посредством морозов лишается оное своей горечи, удержав при том весь вид, киргизский скот тогда, расчищая копытами снег, употребляет его в свою пищу. Сок же растения сего употребляют киргизцы в лекарство от падучих болезней. Здесь также растет и ковыль.

В корме для скота до сего времени недостатка еще не находили, но не найдя воды принуждены были остановиться ввиду солонца Сарашур в 8 часов и 50 минут, пройдя пополудни 25 верст. Из колодцев, по правую сторону от стана нашего против солонца оного, называемых Нурали-ханскими, получали мы здесь воду.

От солонца сего к нашему стану шел овраг, наполненный гальками, который, как приметно, весною наполняется водою и принимает течение.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.