Хотя общие народные предания и посторонние истории между киргизцами относятся в глубокую древность, но кроме частных приключений ничего нельзя открыть к точному происхождению сего народа и к первоначальному заселению степи Киргизской. Случалось нам расспрашивать стариков и, выключая многие басни, вот мнение, которое имеют киргизцы об их происхождении.
Нагайцы, жившие у берегов Урала и в местах, лежащих между Волгою и Уралом, большею частью не имели домоводства, а потому и уходили со скотом наипаче зимой для его сохранения от холода к полудню в пески, а богатые посылали с оными туда своих подданных или работников. Когда же пришельцев от разных мест между нагайцами умножилось и междоусобные раздоры, происходящие от разных начальников, которые желали, отняв силу у бедных, унизить друг друга, и от нападения башкирцев, соединившихся тогда с ними под видом помощи, усилились, а чрез то навлеклися многим великие обиды и неудовольствия, то бедняки с частью скота остались безвозвратно тогда в песках, к ним присоединялись туда и богатые, уходя также из земли Нагайской по неудовольствиям (киргизцы называют так всю западную Оренбургскую, частью Казанскую и Симбирскую губернии).
В сие то время, около 1630 г., выгнаны были от Волги три брата одного из сильнейших колен, которые с их фамилиями и подданными откочевали в самую средину песков, присоединяя к себе для безопасности от нападающих зюнгорцев и всех рассеянных тут нагайцев. Таким образом, восстановилось начало орды. С ними сообщились и племена других родов небольшими партиями, оставшимися здесь от прежних обитателей, кои, кочуя по степям, шатались.
Киргизцы сами говорят, что они пришельцы в степь свою, и что заняли оную после сильного народа, который имел здесь хорошие заведения и последовал за Темир-Аксаком и за прочими победителями Азии в южные оной провинции или, лучше сказать, познав довольство климата в полудне, передвинулись жилищами вслед за разорительными победителями, занимая опустошенные ими места.
Свое ж жилище оставили малым по себе остаткам, привыкшим к старине. Сии, соединясь с киргизцами, составили в их родах свои части с особливыми именами, отчего и ныне находятся некоторые отделения, коих названия соответствуют племенам, находившимся при Огусе 25, Тамерлане и Чингисхане, заключая об оном из известной Абулгазы-баядур-хановой истории о татарах 26. От большого брата из новых сюда выходцев произошла Большая орда, от среднего – Средняя, от малого – Малая.
Последуя примеру сим начальным коленам и старым жителям, выбегали в степь сию по временам и еще разные семьи, из работников, людей низкого состояния и преступники, избегавшие наказания. Они состояли из Золотой Орды, сибирских татар, мунгалов или нынешних калмыков, туркестанцев, ташкенцев и хивинцев.
Сначала все сии племена жили по степям не соединено и, находясь в праздности, под предводительством мелких семейных своих начальников довольствовались для пропитания себя грабежом друг друга и нападением на соседние земли, а от сего и составлялись партии или отделения, которые соединялись потом с другими по случаю корысти или по силе предводителей и более для того, дабы к спасению живота своего иметь над сильнейшими преимущество.
Собственно же киргизцы (Слово киргиз-кайсак значит вольный житель или шатающийся и бесприютный; сами же они называют себя казак), составляя в сие время здесь многолюдную партию, жили между собою в согласии и были чрез то сильнейшими, так что все прочие обитавшие в степи части присоединялись по временам к киргизцам. Сии киргизцы, разделенные также на мелкие части, управлялись своими старшинами, которые, воспользовавшись преимуществом приверженного им народа, забрали власть над многими совокупившимися частями, усилили роды и сделались родоначальниками или стали управлять несколькими отделениями (Род, заключающий в себе несколько отделений, называют руу; отделение из особых соединенных частей состоящее – аймак; а часть отделения, которая также имеет своего начальника, именуется тюбе).
Все отделения и части назывались по именам их начальников, коих они составляли как бы поколение, а весь род носил имя главного старшины. А как старшины сии по большей части были киргизские, то названия родов произошли от киргизцев.
Преимущество сие придавало старшинам от народа большую доверенность и послушание; оставшиеся же начальники в отделениях или частях, составивших род, назывались уже биями и соответствовали только главным семьянинам. Сим порядком и всякая семья из находящегося в степи народа для спокойствия своего приставала к родам, а чрез то партии становились сильнее, весь народ составил постоянное разделение и основались орды.
Размножение народа заставило орды сии, разделясь, занять особенные места для жизни: Большая облегла Туркестан и добыча Ташкента оставила ее около мест тех навсегда; Средняя отклонилась к Сибири, а Меньшой осталось место на западе.
Всякая орда имеет вообще особливые главные роды, кои идут от детей трех братьев, а сии разделяются на аймаки, происходящие от сыновей главных родоначальников и от сильных биев, как объяснено выше, и состоят уже из частей или тюбе.
Меньшая орда, о коей более нам было известно, главных родов имеет только три, которые ныне совсем не содержат между собой связи от их разномыслия и ненависти друг к другу, а различие в поступках и в жизни делает их почти разными ордами. Два сына от меньшего брата, Алим и Байула, или Чумень, установили роды: первый, алимулинский, второй, байулинский, а третий, семиродский, составился из пришельцев от семи разных народов и земель, кои породнясь с природными киргизцами чрез супружество и, соединясь купно, составили сей третий род. Мелких же хотя считается 32 отделения, но их находится в несколько раз более, ибо они, не содержа в себе более ста кибиток, доходят даже до семейного начальства.
В Средней орде главных родов четыре: первый, киряевский, и второй, аргийский, произошли от детей среднего брата, а третий, кипчатский, и четвертый,найманский, из прежде обитавших здесь народов 27. Мелких же родов более 24.
В Большой орде главных только два рода, янышский и зюнский (Хотя примечание наше о происхождении киргизцев и разнствует с некоторыми писателями, но мы как предание изустное здесь его поместили. Во второй части, рассмотря оное, дополнили еще известием о древних, степи Киргизской, обитателях) 28.
Августа 8-го дня
Поутру сказали нам, что приведены верблюды, но, к неудовольствию нашему, сии еще только были из рода чумекейского, кочующего к востоку ближе к Средней орде.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.