Основы социальной психологии. Группа, как основа организации. Типология групп. Динамика развития групп. Формальные и неформальные группы. Психология малых групп. Межличностные отношения. Основные характеристики неформальных групп: структура, групповые нормы, социальный контроль, положение индивида в группе, групповые образования и процессы. Особенности и динамика социально-психологических процессов в таможенных органах. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Формирование и управление групповым мнением, настроениями.
Практическое занятие: «Социальная психология группы»
(форма обучения очная, заочная)интерактивная форма
“Интеллектуальная разминка” по уточнение и закрепление понятий по теме занятия:
- группа,
- структура психологии группы,
- взаимоотношения,
- групповое мнение,
- групповые настроения,
- групповые традиции,
Обзор литературы по теме занятия:
- выставка литературы,
- освещение характера публикаций,
- практическая значимость изданий.
Рассмотрение и обсуждение вопросов (в интерактивной форме виде решения психологических задач в малых группах):
1. Изучение и учет психологических особенностей группы.
2. Изучение структуры взаимоотношений в группе .
3. Групповая динамика.
4. Особенности формирования группового мнения, традиций.
5. Учет групповых настроений в профессиональной деятельности.
6. Использование методики социометрии для изучения структуры учебной группы.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику групповых отношений. Покажите роль группы в профессиональной деятельности российского таможенника.
2.Пользуясь методикой Т. Лири, самостоятельно проведите диагностику межличностных отношений.
3. В тетради составьте схему этапов формирования группового мнения..
4. В группе обсудите, какова роль групповых традиций в деятельности специалистов таможенных органов.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическому занятию в группе необходимо провести социометрическую оценку групповой сплоченности. Для этого все члены группы отвечают на вопрос: «С кем бы ты хотел учиться?» (отдыхать, работать и т.п.). Хочу- обозначается «+», не хочу – «-«, все равно – «0». После этого составляется социометрическая матрица. Пример:
|
Номер и фамилия члена группы, которого выбирают
Кто выбирает
Количество сделанных выборов
Анализ социоматрицы позволяет путем несложных арифметических расчетов определить следующие социометрические индексы:
потребности в общении (Ипо);
социометрический статус (Ист);
психологическую совместимость (Исм);
групповое единство (Иге);
групповую разобщенность (Игр);
групповую сплоченность (Игс).
В дальнейшем, можно построить социограмму, позволяющую определить систему взаимоотношений в группе.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Из чего складывается групповое мнение?
2. Каковы этапы формирования групповых традиций?
3. Какие методы поддержания мажорного настроения?
4. Какова неформальная структура группы?
5. Что такое социальные роли?
Тема № 1.6. Психология межличностных отношений и общения специалистов таможенных органов.
Понятие о социальном взаимодействии. Типы и формы взаимодействия и общения в системе ФТС. Структура процесса общения. Общение и речь. Особенности речевого общения. Коммуникативные навыки и умения. Интерактивная сторона общения. Социальная перцепция. Культура речевого поведения таможенника..
Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.