РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Психология»
Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Направленности (профили): «Таможенные платежи»
«Организация таможенного контроля»
«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
«Информационные системы и таможенные
технологии»
Уровень специалитета
Набор
2017
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
учебно-методическим советом
факультета таможенного дела
(протокол от 10.05.2017 № 8)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Психология»
Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Направленности (профили): «Таможенные платежи»
«Организация таможенного контроля»
«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
«Информационные системы и таможенные
технологии»
Уровень специалитета
Набор
2017
Автор
А.И. Пустозеров, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук, профессор
Ответственный за выпуск
А.Т. Климович заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор
Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от 20.04.2017 г. № 8)
Программа рекомендована кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования (протокол от 27.04.2017 г. № 11)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса
Ю.В. Шустрова
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание и изучение дисциплины «Психология» призвано обеспечить научно обоснованную деятельность выпускников по воспитанию, развитию и психологической подготовке таможенных специалистов. Оно направлено на формирование у студентов психологического типа мышления, выработку у них позитивного отношения к гуманистическим аспектам таможенной службы и деятельности таможенных подразделений.
Учебная дисциплина дает возможность обучаемым усвоить систему психологических знаний и представлений, сформировать и развить необходимые навыки и умения работы с людьми.
Цель преподавания:
- формирование у студентов научно обоснованной системы знаний в области психологии, способствовать повышению общей и психологической культуры, развитию профессионально-значимых качеств, психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.
Задачами изучения дисциплины является:
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, и потребностно-мотивационную сферы психического развития;
- приобретение опыта анализа и учета индивидуально-психологических особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
- побуждения и стимулирования у студентов стремления к самосовершенствованию в области психологического знания, развитию профессиональной мотивации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-3 | -способностью к самоорганизации и самообразованию | Знать: - предмет, методы психологической науки, основные категории, характеризующие психологию личности и психологию группы (коллектива); Уметь: -анализировать морально-психологическое обеспечение деятельности таможенных органов с учетом психологических закономерностей и принципов; Владеть: - методами анализа психических состояний, процессов и свойств личности; |
ОК-4 | -готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | Знать: - основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии групп; Уметь: -организовывать целенаправленное педагогическое воздействие на формирование личности специалиста таможенных органов, проводить воспитательную работу с подчиненными; Владеть: - навыками сотрудничества в профессиональной деятельности на основе психологических знаний. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
Дисциплина «Психология» относится к базовой части федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Таможенное дело» и является обязательной.
«Психология» изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.
«Психология» изучается на 1 курсе по заочной форме обучения.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов не предусматриваются.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часа.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр | |||||||||||
1 | |||||||||||||
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | 44 | 44 | |||||||||||
в том числе: | |||||||||||||
Лекции (Л) | 16 | 16 | |||||||||||
из них в интерактивной форме (ИФ) | |||||||||||||
Практические занятия (ПЗ) | 28 | 28 | |||||||||||
из них в интерактивной форме (ИФ) | 14 | 14 | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 28 | 28 | |||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, И психические состояния» (форма обучения очная) (занятие проводится в виде решения педагогических задач) “Интеллектуальная разминка” по уточнению и закреплению понятий по теме занятия: - эмоции человека и их проявления; - чувства и их отличие от эмоций; - стресс и психическая регуляция; - фрустрация, медитация и мышечная релаксация; - воля и ее проявление в деятельности; - простой волевой акт; - сложный волевой акт; - психические состояния. Обзор литературы по теме занятия: - выставка литературы, - освещение характера публикаций, - практическая значимость изданий. Рассмотрение и обсуждение вопросов: - физиологические основы психических эмоциональных процессов; - основные методы изучения эмоциональных процессов; - волевые акты и формирование волевых качеств; - виды психических состояний; - чувства и их проявление в в жизнедеятельности человека; - аутогенная тренировка, медитация, фрустрация; - эмоционально-волевая устойчивость человека. Прикладные психодиагностические методики: (в интерактивной форме в виде решения педагогических задач): - методики психической саморегуляции, самовнушения, самонастройка психики.
Задания для самостоятельной работы 1.Изучите и законспектируйте основные стадии стресса по Г. Селье. 2. Составьте схему технологической структуры сложного волевого акта. 3. Изучите технологию психосоматической психорегуляции: (аутотренинг, техника медитации, психофизическая релаксация и др.) 4. Проанализируйте психические состояния личности в различных условиях деятельности (простой и сложной). 5. Опишите элементы посттравматического стресса. 6. Страх и формы его проявления. 7. Пользуясь шкалой тревожности Д. Тейлора, самостоятельно определите свой уровень тревожности. 8. В группе обсудите, какова роль эмоционально-волевой устойчивости в деятельности специалистов таможенного дела. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям
На практическом занятии студенты готовят методики по изучению эмоциональных процессов, а также по проведению релаксационного тренинга. Цель тренинга: приобретение навыков мышечной и психологической релаксации. 3 студента готовят специальные задания по аутотренировке по расслаблению различных групп мышц (грудная клетка, бедра и живот, лицо). В конце занятия подводятся итоги выполнения упражнений. Каждый студент рассказывает, что он ощущал во время выполнения упражнений. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что является физиологической основой эмоций? 2. Что такое воля человека, и какие волевые качества Вы знаете? 3. Простой и сложный волевой акт. Его структура. 4. Что такое аутогенная тренировка? 5. Раскройте понятия медитация, психическая саморегуляция. 6. Стресс и его составляющие.
Кто выбирает | Количество полученных выборов | Количество взаимных выборов | |||||||||||
1 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Кп+Кп0Кп- | К++К-- | ||
1 | Галкин | + | + | + | - | - | + | ||||||
2 | Петров | - | + | + | + | - | - | - | |||||
3 | Иванов | ||||||||||||
4 | Сидоров | ||||||||||||
5 | Жуков | ||||||||||||
6 | Попов | ||||||||||||
7 | Ляшко | ||||||||||||
Количество сделанных выборов | К+ К- К0 |
Анализ социоматрицы позволяет путем несложных арифметических расчетов определить следующие социометрические индексы:
потребности в общении (Ипо);
социометрический статус (Ист);
психологическую совместимость (Исм);
групповое единство (Иге);
групповую разобщенность (Игр);
групповую сплоченность (Игс).
В дальнейшем, можно построить социограмму, позволяющую определить систему взаимоотношений в группе.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Из чего складывается групповое мнение?
2. Каковы этапы формирования групповых традиций?
3. Какие методы поддержания мажорного настроения?
4. Какова неформальная структура группы?
5. Что такое социальные роли?
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. М.: Изд-во РТА, 2010.
2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии / приложение к приказу Российской таможенной академии от 03.09.2014. №517.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 1
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
1 | Понятия об ощущениях. Закономерности и свойства ощущений. | 60 |
2 | Ситуационная задача: Опишите модель общения руководителя с подчиненным. Сформулировать рекомендации по совершенствованию данной модели. | 40 |
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 2
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
1 | Раскройте основные мыслительные операции. | 60 |
2 | Ситуационная задача: Необходимо провести исследование единства ценностных ориентаций в группе специалистов. Приведите методику проведения исследования ЕЦО. | 40 |
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ 3
№пп | Вопрос задания | Максимальное количество баллов |
1 | Восприятие. Отличие восприятии от ощущений. | 60 |
2 | Ситуационная задача: Для выявления системы межличностных отношений в группе подберите методики исследования. В чем их суть? | 40 |
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Понятие об ощущениях. Закономерности и свойства ощущений.
2. Классификация видов ощущений.
3. Рецепторы. Строение рецептора.
4. Восприятие. Отличие восприятия от ощущения.
5. Основные свойства восприятия.
6. Классификация видов восприятия.
7. Внимание. Функции и свойства внимания. Роль внимания в деятельности специалистов таможенных органов.
8. Классификация видов внимания.
9. Память в деятельности специалиста таможенных органов. Классификация видов памяти.
10. Воображение. Классификация видов воображения.
11. Формы воображения (галлюцинации, грезы, мечты, фантазии).
12. Мышление. Классификация видов мышления.
13. Основные мыслительные операции.
14. Формы мышления, способы мышления.
15. Понятия о языке и речи. Виды речи.
16. Развитие речи. Функции речи.
17. Речь и мышление.
18. Физиологические основы психики.
19. Структура психики. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.
20. Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии.
21. Предмет и задачи психологии.
22. Основные психологические школы (Их отличия).
23. Методы исследования в современной психологии.
24. Человек как субъект, индивидуальность, личность.
25. Структура потребностей по Маслоу.
26. Мотивы как проявление потребностей личности.
27. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
28. Характер и его особенности.
29. Способности, одарённость и талант. Их взаимосвязь и различия.
30. Понятие о личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
31. Социально-психологическая характеристика процесса общения.
32. Цели общения.
33. Мотивы общения.
34. Социально-психологические условия эффективного общения.
35. Виды и формы делового общения.
36. Общепсихологические барьеры общения.
37. Социально-психологические барьеры делового общения.
38. Характеристика статусно-ролевого делового общения («пристройки»).
39. Общая характеристика речевого поведения.
40. Речевой этикет и его применение.
41. Общая характеристика соматической (телесной) коммуникации.
42. Понятие перцепции в деловом общении.
43. Технологическая модель ведения деловой беседы.
Примерная тематика рефератов
1. Психические процессы в условиях речевой коммуникации (на примере труда работников (специалистов) таможенных органов).
2. Мотивация труда и трудовое поведение таможенника.
3. Воля и эмоции в формировании мотивации лидерского поведения.
4. Приемы и способы развития творческого мышления.
5. Стиль деятельности и индивидуально-психологические особенности личности.
6. Способы реагирования на фрустрацию и психологическая защита.
7. Исследование личностных факторов интеллекта в рамках теории деятельности: краткая характеристика научных подходов.
8. Пути и способы разрешения межличностных конфликтов.
9. Интеллектуальный контроль в деятельности таможенника.
10. Педагогические приемы активизации познавательной деятельности специалистов таможенных органов.
11. Интеллектуальное формирование личности в условиях современного высшего образования.
12. Критерии эффективности форм и методов обучения.
13. Психодиагностика в профессионально-психологическом отборе.
14. Современные модели обучения (личностная, развивающая, обогащающая, структурирующая, активизирующая)
15. Основные психологические концепции личности.
16. Методы психологической регуляции поведения специалистов таможенных органов.
17. Эмоции, стресс и психологическое здоровье.
18. Органические ощущения и самочувствие человека.
19. Активность человека и избирательность внимания (на примере деятельности сотрудников таможенных органов)
20. Воображение: понятие, основные характеристики, виды
21. Стресс и его регуляторы
22. Социально-психологические условия развития способностей личности.
23. Мотивация и саморегуляция (на примере деятельности сотрудников таможенных органов)
24. Роль воображения в постановке и достижении целей деятельности
25. Внутренняя и внешняя речь. Контроль внутренней речи
26. Учет акцентуаций характера в общении.
27. Внимание. Речь. Понимание (на примере деятельности сотрудников таможенных органов)
28. Психологическая характеристика темперамента и учет его особенностей.
29. Психологические особенности влияния на групповые настроения.
30. Психологические факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности.
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины «Психология» осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами, с практической деятельностью специалистов таможенных органов. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
При изучении темы 1.1. «Введение в психологию. Предмет, объект и методы психологии» необходимо обратить внимание на:
а) предпосылки возникновения психологических идей;
б) отличия различных психологических школ;
в) отличия в методах изучения личности и группы.
При изучении темы 1.6. «Психология межличностных отношений и общения специалистов таможенных органов» обратить особое внимание на:
а) различия в классификации механизмов социальной перцепции;
б) этапы и технологию проведения деловой беседы;
Текущий контроль усвоения полученных студентами знаний, сформированных умений по дисциплине осуществляется преимущественно на практических занятиях, при рассмотрении материалов подготовленных докладов, эссе и в ходе индивидуальных собеседований, в форме, избранной преподавателем. Итоговый контроль уровня сформированных знаний проводится в форме зачета.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для овладения обучающимися содержанием дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать справочно-правовые системы «Консультант-плюс», «Гарант», библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Психология»
Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 316.