Практическое занятие: «Психические познавательные процессы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(форма обучения очная, заочная) интерактивная форма

(занятие проводится в виде решения педагогических задач)

“Интеллектуальная разминка” по уточнению и закреплению понятий по теме занятия: 

- ощущение, восприятие;

- представление, воображение;

- мышление, память речь;

- психические познавательные процессы,

- структура психики.

Обзор литературы по теме занятия:

- выставка литературы,

- освещение характера публикаций,

- практическая значимость изданий.

Рассмотрение и обсуждение вопросов:

- физиологические основы психических познавательных процессов.

- основные методы изучения психических познавательных процессов.

Прикладные психодиагностические методики: (в интерактивной форме в виде решения педагогических задач):

- методики исследования познавательных психических процессов.

Задания для самостоятельной работы

1. Разберетесь: как идет процесс освоения окружающей действительности человеком.

2. Нарисуйте схему зрительного рецептора.

3. Определите в чем разница между понятиями «память» и «мнемические способности».

4. Проведите самостоятельное тестирование по «опроснику интеллекта IQ».

5. Подготовьте раздаточный материал для тестирования на внимание, мышление, память, воображение.

6. Проанализируйте, в чем состоят особенности воображения и представления.

7. Запишите в тетрадь и изучите особенности мышления.

8. Приведите примеры методов мышления: дедуктивного и индуктивного.

9. Нарисуйте в тетради схему речевого аппарата человека и и изучите его особенности.

10. Найдите в литературе и изучите основные методы и способы эффективного запоминания.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

На практическом занятии студенты готовят методики по изучению отдельных психических познавательных процессов.

Учебная группа разбивается на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает исследовательское задание и с помощью соответствующих методик проводит психологическое исследование в одной из подгрупп.

1-я подгруппа готовит методики и проводит исследование по ощущениям, восприятию, вниманию;

2-я подгруппа – по воображению и мышлению;

3-я подгруппа – по памяти и речи.

Подгруппы (№1, №2, № 3) самостоятельно отрабатывают практические задания и осуществляют их интерпретацию. Формулируют выводы и практические рекомендации.

При подготовке заданий необходимо пользоваться учебным пособием под редакцией Радугина А.А. «Психология и педагогика», 2002 г, и учебным пособием Островского В.Э. «Психология и педагогика», 2005 года издания.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение психических познавательных процессов.

2. Что такое ощущение и восприятие?

3. Каковы основные закономерности ощущений?

4. Определите свойства внимания?

5. Дайте определение воображению и представлению.

6. Какие виды речи вы знаете?

7. Что относится к мыслительным операциям?

 

 

Тема 1.3. Эмоциональные, волевые процессы и психические состояния.

 

 Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций и чувств. Особенности протекания эмоционально-волевых процессов в процессе профессиональной деятельности. Общее понятие о воле. Структура сложного и простого волевого действия. Волевые качества и их формирование. Характеристика психических состояний. Понятие эмоционально-волевой устойчивости.

 

 

Практическое занятие: «Эмоциональные, волевые процессы

И психические состояния»

(форма обучения очная)

(занятие проводится в виде решения педагогических задач)

“Интеллектуальная разминка” по уточнению и закреплению понятий по теме занятия: 

- эмоции человека и их проявления;

- чувства и их отличие от эмоций;

- стресс и психическая регуляция;

- фрустрация, медитация и мышечная релаксация;

- воля и ее проявление в деятельности;

- простой волевой акт;

- сложный волевой акт;

- психические состояния.

Обзор литературы по теме занятия:

- выставка литературы,

- освещение характера публикаций,

- практическая значимость изданий.

Рассмотрение и обсуждение вопросов:

- физиологические основы психических эмоциональных процессов;

- основные методы изучения эмоциональных процессов;

- волевые акты и формирование волевых качеств;

- виды психических состояний;

- чувства и их проявление в в жизнедеятельности человека;

- аутогенная тренировка, медитация, фрустрация;

- эмоционально-волевая устойчивость человека.

Прикладные психодиагностические методики: (в интерактивной форме в виде решения педагогических задач):

- методики психической саморегуляции, самовнушения, самонастройка психики.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Изучите и законспектируйте основные стадии стресса по Г. Селье.

2. Составьте схему технологической структуры сложного волевого акта.

3. Изучите технологию психосоматической психорегуляции: (аутотренинг, техника медитации, психофизическая релаксация и др.)

4. Проанализируйте психические состояния личности в различных условиях деятельности (простой и сложной).

5. Опишите элементы посттравматического стресса.

6. Страх и формы его проявления.

7. Пользуясь шкалой тревожности Д. Тейлора, самостоятельно определите свой уровень тревожности.

8. В группе обсудите, какова роль эмоционально-волевой устойчивости в деятельности специалистов таможенного дела.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

 

На практическом занятии студенты готовят методики по изучению эмоциональных процессов, а также по проведению релаксационного тренинга.

Цель тренинга: приобретение навыков мышечной и психологической релаксации.

3 студента готовят специальные задания по аутотренировке по расслаблению различных групп мышц (грудная клетка, бедра и живот, лицо).

В конце занятия подводятся итоги выполнения упражнений. Каждый студент рассказывает, что он ощущал во время выполнения упражнений.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что является физиологической основой эмоций?

2. Что такое воля человека, и какие волевые качества Вы знаете?

3. Простой и сложный волевой акт. Его структура.

4. Что такое аутогенная тренировка?

5. Раскройте понятия медитация, психическая саморегуляция.

6. Стресс и его составляющие.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.