(форма обучения очная и заочная) интерактивная форма
(занятие проводится в виде социально-психологического тренинга)
“Интеллектуальная разминка” по уточнению и закреплению понятий по теме занятия:
- способности,
- метод, методика,
- структура психики личности,
- характер,
- темперамент,
- направленность личности,
- объект и предмет психологического исследования.
Обзор литературы по теме занятия:
- выставка литературы,
- освещение характера публикаций,
- практическая значимость изданий.
Рассмотрение и обсуждение вопросов:
1. Изучение и учет психологических особенностей таможенных специалистов:
- общая методология, частная методология как совокупность конкретных методик;
- принципы психологического исследования: детерминизм; развитие; системность; личностно-социально-деятельностный подход; единство сознания и деятельности;
- требования к методам исследования: надежность, достоверность, точность, проверяемость (верификация).
2. Основные методы изучения психологических особенностей специалистов таможенного дела:
- характеристика групп методов по изучению личности и группы:
- наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ результатов деятельности, экспертный опрос, анализ независимых характеристик, биографический метод, социометрия.
3. Прикладные психодиагностические методики:
- методики исследования индивидуально-психологических характеристик личности;
- методики исследования социально-психологических явлений, процессов и образований в группе таможенных специалистов.
4. Социально-психологический тренинг “Диагноз”(в интерактивной форме в виде психологического тренинга):
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите ключевые понятия темы: человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «темперамент».
3. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти положительные Ваши качества и, качества, от которых Вы хотели бы избавиться.
4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы.
5. В группе провести изучение единства ценностных ориентаций (ЕЦО) по прилагаемой методике.
6. Изучите основные теории личности, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
7. Составьте таблицу акцентуаций характера.
8. В рабочей тетради выпишите основные определения и понятия задатков и способностей человека.
9. Составьте примерный вариант проведения констатирующего эксперимента на любую тему по изучению личности.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям
Во время выполнения задания № 5 используйте методику определения единства ценностных ориентаций в учебной группе:
Методические указания. Опрос проводится в два этапа.
Первый этап. Студент раздает небольшие листочки бумаги и объясняет задание: «Ребята, напишите десять любых ценностей из области досуга (например, театр, экскурсия, чтение книг и т.п.)» Затем, собрав эти листочки, составляет список пятнадцати наиболее часто встречающихся в них ценностей (в алфавитном порядке).
Второй этап. Студент пишет на доске пятнадцать ценностей и просит каждого выбрать пять ценностей, наиболее важных для него лично.
Обработка материала. Выборы ценностей, сделанные студентами, разносятся по списку с пятнадцатью наименованиями. Подсчитывается, сколько раз выбрана та или иная ценность. Высчитывается коэффициент ЕЦО группы по формуле:
где: – сумма пяти самых популярных по выборам ценностей;
– сумма пяти наименее популярных по выборам ценностей;
– число всех выборов, сделанных группой (количество участвующих в опросе, умноженное на 5).
Чем выше полученный коэффициент, тем выше ЕЦО.
2.Тренинг «Диагноз» представляет собой игру, в процессе которой создается проблемная ситуация (задача). Решая ее на практике, студенты овладевают способностью изучать и оценивать устное выступление своего товарища, исходя из социально-психологических критериев: контакт собеседников, взаимный интерес, взаимопонимание, позитивное эмоциональное отношение друг к другу, эффект убеждения, мотивационный эффект.
Цель тренинга заключается в развитии у студентов способности к решению практических задач, на основе их моделирования.
Замысел тренинга
Выполнение практических заданий по освоению методик изучения личности и группы таможенных специалистов:
- учебная группа разбивается на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает исследовательское задание и с помощью соответствующих методик проводит психологическое исследование в одной из подгрупп.
- подгруппы (№1, №2, № 3) самостоятельно отрабатывают практические задания и осуществляют их интерпретацию. Формулируют выводы и практические рекомендации.
Исследовательское задание № 1
В интересах изучения социально-психологических особенностей группы таможенных специалистов, убывающих для решения служебных задач в командировку, вышестоящим руководством было принято решение исследовать особенности ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.
В интересах выполнения этого задания предполагалось использовать методы диагностической беседы, наблюдения и определения ЦОЕ группы. На примере учебной группы (подгруппы № 1) необходимо изучить особенности ЦОЕ, подготовить рекомендации о целесообразности действий старшего команды по управлению этим подразделением. Результаты и рекомендации доложить на занятии.
Исследовательское задание № 2
Для того чтобы психологически грамотно, с учетом совместимости людей, сформировать рабочие группы таможенных специалистов потребовалась информация об особенностях их темперамента.
Необходимо подготовить методики, осуществить исследование в учебной группе (подгруппе № 2) и, исходя из этого, дать практические рекомендации для комплектования рабочих групп:
- для совместно-взаимодействующей не динамичной, монотонной деятельности;
- для совместно-взаимодействующей динамичной, ритмичной деятельности.
Исследовательское задание № 3
На замещение вакантной должности руководителя коллектива претендует несколько человек. Все кандидаты обладают необходимым профессиональным потенциалом и способностями к деятельности. Однако в интересах дела вышестоящее руководство решило исследовать особенности стиля руководства кандидатов и определить наиболее подходящую кандидатуру для коллектива с характеристиками:
- низкий уровень развития коллектива, “не хотят работать, не умеют работать”, низкая квалификация, недобросовестные работники.
- хороший уровень развития коллектива, “хотят и умеют работать”, имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства технических аспектов работы. Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности, и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим;
- высокий уровень развития коллектива, “хотят и умеют работать творчески”, специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники.
На примере учебной группы (подгруппы № 3) необходимо осуществить исследование склонности претендентов на руководящую должность к конкретному стилю руководства.
Сделать выводы и подготовить практические рекомендации для вышестоящего руководства о выборе кандидата на замещение вакантной руководящей должности.
Заслушивание отчетов по результатам выполнения заданий:
- лидеры подгрупп представляют решения исследовательской задачи;
- обосновывают его правильность;
- докладывают выводы и практические рекомендации;
- отвечают на вопросы.
Таким образом, на каждом этапе игры имеем представляющую свой отчет подгруппу и две рецензирующие группы.
Рецензирующая подгруппа 1 подгруппа оценивает доклады и решение задач с точки зрения: обоснованность и корректность выбранных методик, их валидность и надежность, возможность дублирования другими методиками.
Рецензирующая подгруппа 2 оценивает доклады исходя из социально-психологических критериев:
- культуры и правильности речи;
- невербальной коммуникации;
- контакт собеседников, взаимное понимание;
- заинтересованность, умение «подстроиться» к собеседнику;
- наличие «слов – паразитов», умения выступать перед аудиторией.
Подгруппы, наиболее удачно выполнившие учебные задания, объявляются победителями.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое психические свойства личности?
2. Какие типы темперамента вы знаете.
3. Чем отличается интроверт от экстраверта?
4. Какие виды акцентуации характера?
5. Определите структуру направленности личности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 329.