Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятия «форма» проведения занятий и «метод». В чем разница между понятиями? Назовите основные формы проведения занятий в вузе.
2. Охарактеризуйте основные методы преподавания учебных дисциплин в вузе.
3. Расскажите о лекции как форме и учебного занятия и словесном методе.
4. Расскажите, каковы основные типы лекций, охарактеризуйте их.
5. Назовите некоторые способы активизации студентов в ходе лекции (психологические и методические).
6. Подготовьте фрагмент лекции (выступление можно построить на основе теме магистерского исследования). Проведите мини-лекцию в группе (не более 5 минут). Предусмотрите способы взаимодействия с группой, активизацию студентов в ходе лекции.
7. Назовите особенности подготовки лекционных курсов.
Литература для подготовки к занятию
1. Еремин В.Н. Формы и методы активизации познавательных процессов студентов в ходе преподавания истории.// Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 45 – 59.
2. Михалкин Н.В. Лекция-диалог как способ активизации познавательной деятельности студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 120 – 130.
3. Лекция как ведущий метод обучения в вузе, методика составления конспекта лекции // Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 23 – 30.
4. Семенов В.А. Турбион-технология как метод активизации учебной деятельности студентов // Организация учебной учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 95 – 100.
Семинарское занятие №3
Семинарское занятия как форма учебного занятия в вузе
Вопросы и задания
1. Расскажите, что такое семинарское занятие, в чем его отличие от практических и лабораторных занятий.
2. Определите основные этапы подготовки преподавателя и студента к семинарскому занятию.
3. Составьте схему (таблицу) основных этапов семинарского занятия в вузе. Расскажите о структуре занятия.
4. Разработайте фрагмент семинарского занятия с использованием одного из современных методов, представленного в пособии. Презентуйте фрагмент группе.
5. Расскажите, каковы нетрадиционные формы семинарских занятий Кратко охарактеризуйте названные формы.
Литература для подготовки к занятию
1. Архипова И.А. Элементы рефлексивной игры как способ активизации мыслительной деятельности студентов в процессе преподавания литературы // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 85 – 94.
2. Грибанская Е.Э. Сходство и различие в методике проведения нетрадиционных учебных занятий на 1 и 2 курсах ФНО // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 27 – 30.
3. Ловцов Д.А., Квачко В.Ю. Учебно-исследовательские студенческие деловые игры: организационно-методический и дидактический аспекты // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 50 – 63.
4. Новикова Л.И. Нестандартные занятия в вузе как средство формирования интереса к языку и профессии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 12 – 26.
5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 30 – 38.
Семинарское занятие №4
Управление самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте самостоятельную работу как вид познавательной деятельности студентов, как организационную форму обучения, как метод и средство обучения.
2. Назовите основные цели самостоятельной работы.
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы и виды самостоятельной работы.
4. Расскажите об организационно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов.
5. Расскажите о научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) как основной часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов.
6. Охарактеризуйте актуальные для магистрантов виды НИДС: научную статью и магистерскую диссертацию. Назовите основные проблемы, возникающие при самостоятельной работе над названными видами НИДС.
Литература для подготовки к занятию
1. Гранкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (на примере изучения иностранного языка) // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 107 – 109.
2. Грибанская Е.Э. Организация исследовательской работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 143 – 147.
3. Лаврентьев А.Р. Из опыта организации научной работы студентов групп государственно-правовой специализации // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 188 – 199.
4. Новикова Л.И. Интерактивные формы и методы внеаудиторной работы со студентами // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 11 – 21.
5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 107 – 187.
6. Соловьева Н.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 101 – 106.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С.158 – 161.
8. Шилова Т.А. Методика консультирования студентов по социальной сети взаимодействия // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 22 – 31.
Семинарское занятие №5
Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе
Вопросы и задания
1. Рассмотрите понятия оценки и отметки. Объясните, в чем разница между понятиями.
1. Расскажите об основах педагогического контроля, основных видах и формах контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль.
2. Определите, что такое рейтинг, каково значение рейтинговой системы, ее роли в воспитании и формировании мотивации студента. Оцените плюсы и минусы рейтинговой системы оценки достижений студента в вузе.
3. Расскажите о портфолио студента как способе презентации индивидуальных достижений. Подготовьте собственное портфолио, продемонстрируйте его группе.
4. Изучите вопрос о тестировании как средстве активизации работы студентов, расскажите о плюсах и минусах тестирования.
Литература для подготовки к занятию
1. Ковалева В.В. Использование официальных сайтов органов государственной власти в процессе обучения теории государства и права // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 160 – 163.
2. Коновалова Л.П. Рефлексивное обучение как принцип саморазвития личности в учебном процессе: теория и методика // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 101 – 114.
3. Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио //Профессиональное образование. Столица. – №5. – 2009. – С. 48-49.
6. О рганизация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 198 – 275.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 165 – 188.
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной и заочной форм обучения разделов дисциплины (в том числе групп ГВД)
Таблица 8
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования. | 5 |
2 | Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе. | 5 |
3 | Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения Основные функции методики правового воспитания и обучения: теоретическая, практическая, рекомендательная, мировоззренческая, эвристическая, прогностическая. Уровни методических наук. Взаимосвязи методики правового воспитания и обучения с другими науками. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. | 5 |
4 | Личность человека и основные факторы ее формирования. Правовое воспитание, различные подходы к его определению. Цели и задачи, основные направления правового воспитания. Проблемы современного общества, определяющие направленность правового воспитания. Составные части, средства, особенности, принципы правового воспитания. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура. Структурные элементы правовой культуры общества. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры. Человек как активный правовой субъект. Категория «качественное состояние правовой жизни». | 20 |
5 | Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе.Важнейшие результаты правового обучения. Методы (технологии) проблемного обучения. Игровые методы, используемые в обучении. Метод кейс-стади, его особенности. Метод мозгового штурма. Дискуссионные методы проведения занятий: дебаты, дискуссия, диспут, полемика. Проектная деятельность студентов. Догматический метод в преподавании юридических дисциплин. Метод алгоритмов в обучении. Компакт-блок как особый метод (технология) подачи материала. Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, mind-maps), облако тегов (облако слов, взвешенный список ключевых слов) как методы систематизации мышления. Инфографика как метод представления учебной информации. Метод «квест» в правовом воспитании и обучении. Характеристика отдельных групп приемов. | 15 |
6 | Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Задачи самостоятельной работы. Виды, классификации самостоятельной работы. Система требований. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента. Виды НИДС. Научная статья и магистерская диссертация как вид НИДС. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы. | 5 |
7 | Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов. | 5 |
Итого: | 60 |
5.4.2 Формы самостоятельной работы студентов
Дата: 2018-12-28, просмотров: 386.