ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
методика правового воспитания и обучения
наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(актуализация 2017 г.)
Курс 2
Семестры: 3,4
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Для набора: 2017 г.
Москва 2015
Составитель: Новикова Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи, доктор педагогических наук, доцент
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») |
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи
протокол № 5 от «15» декабря 2015 г.
Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна, д.п.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссией Университета Протокол № ______ «__» ________ 20___г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.
© Новикова Л.И.¸ 2015 г.
Оглавление
1. Цели освоения дисциплины | 5 |
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | 6 |
3.Требования к результатам освоения дисциплины | 7 |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы | 10 |
5. Содержание дисциплины 5.1. Текст рабочей программы 5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) 5.3. Практические и семинарские занятия 5.4. Самостоятельная работа | 12 |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Критерии оценки контрольной работы 6.2. Контрольная работа по курсу «Методика правового воспитания и обучения» 6.3. Примерный перечень вопросов для самопроверки студентов и оценки качества усвоения дисциплины | 37 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 43 |
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины | 45 |
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплиныявляются теоретическое и практическое освоение особенностей правового воспитания и обучения; подготовка магистратов к процессу преподавания дисциплин в юридическом вузе.
Задачи дисциплины:
- дать магистрантам основы педагогических знаний, основы психологии, основы методики правового воспитания и обучения;
- анализировать факты образовательного процесса;
- применять знания по методике правового воспитания и обучения на практике;
- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;
- организовывать собственную преподавательскую работу;
- анализировать занятие по дисциплине на высоком теоретическом и методическом уровне;
- владеть навыками анализа занятия;
- определять обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи занятий по конкретным дисциплинам, изучаемым в юридическом вузе;
- определять и творчески перерабатывать наиболее эффективные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания в рамках профессиональной области и в отдельных дисциплинах разрабатываемой области;
- изучать, обобщать и творчески применять опыт педагогической деятельности в профессиональной сфере;
- находить педагогически целесообразные и психологически оправданные пути воспитания и обучения правовым дисциплинам.
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Методика правового обучения и воспитания» входит в профессиональный цикл дисциплин ООП (базовая часть);
Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин:теории государства и права, культуры речи, введение в педагогику, психологии.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Особенностью дисциплины является ее интеграционный характер.
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- основы педагогических знаний;
- основы психологии;
- основы юридических знаний; содержание юридических дисциплин;
- основы проведения исследования;
уметь:
- анализировать факты образовательного процесса;
- применять знания по психологии на практике;
- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;
- организовывать собственную исследовательскую работу;
Владеть
- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии.
- навыками организации создания учебных исследовательских работ.
- навыками анализа занятия.
- навыками психологического анализа личности обучающегося.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Методика правового обучения и воспитания»» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1 | ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Демонстрирует понимание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания. | Решение профессиональных ситуационных задач. |
2 | ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения. | Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач. Ролевые игры. |
3 | ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Демонстрирует умение использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации НИДС, в управлении студенческим коллективом. | Тренинги, дискуссии, деловые игры. |
4 | ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Демонстрирует способность преподавать юридические дисциплины на достаточном теоретическом и методическом уровне. | Деловые игры. |
5 | ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание, применяя различные методы воспитания. | Деловые игры. Решение ситуационных задач. |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
Знать:
- основные понятия методики правового воспитания и обучения;
- специфику преподавания юридических дисциплин;
- специфику эффективного осуществления правового воспитания;
уметь:
- проанализировать проведенное кем-то (преподавателем, студентом) занятие;
- составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии;
- организовывать самостоятельную работу студентов;
- организовывать исследовательскую работу студентов;
- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
- эффективно осуществлять правовое воспитание;
- применять знания по методике правового воспитания и обучения при составлении проектов занятий по учебной дисциплине;
владеть:
- понятийным аппаратом методики правового воспитания и обучения;
- навыками построения и проведения учебного занятия;
- навыками организации исследовательских работ;
- навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;
- навыками эффективного осуществления правового воспитания.
Таблица 2
Формируемые компетенции | Планируемые результаты |
ОК-1
| ОК-1 ЗНАТЬ: основы правового воспитания и обучения |
ОК-1 УМЕТЬ: составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-1 ВЛАДЕТЬ: применением знаний по правовому воспитанию и обучению при составлении проектов занятий по учебной дисциплине, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-2
| ОК-2 ЗНАТЬ: профессиональные обязанности преподавателя |
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать профессиональные обязанности преподавателя | |
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики преподавателя | |
ОК-5
| ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ |
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов | |
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ | |
ПК-12
| ПК-12 ЗНАТЬ: специфику преподавания юридических дисциплин |
ПК-12 УМЕТЬ: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-12 ВЛАДЕТЬ: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-15 | ПК-15 ЗНАТЬ: специфику эффективного осуществления правового воспитания |
ПК-15 УМЕТЬ: эффективно осуществлять правовое воспитание | |
ПК-15 ВЛАДЕТЬ: навыками эффективного осуществления правового воспитания |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для очной формы обучения
Таблица 3
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 | |
Аудиторные занятия | 12 | 12 | ||
Лекции | 2 | 2 | ||
Семинары или практические занятия | 10 | 10 | ||
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 4
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 36 | 36 |
Аудиторные занятия | 12 | 6 | 6 | |
Лекции | 2 | 4 | 4 | |
Семинары или практические занятия | 10 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для группы выходного дня
Таблица 5
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 | |
Аудиторные занятия | 12 | 6 | ||
Лекции | 2 | 2 | ||
Семинары или практические занятия | 10 | 10 | ||
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1.
Из истории юридического образования
История правового образования за рубежом (краткий экскурс)
История развития правового образования в Европе XV-XХ веков. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла.
Юридическое образование в современной Европе: основные черты, качества выпускника. Американская система правового образования. Противостояние двух систем. Общие черты зарубежных систем юридического образования.
История правового образования и воспитания в России (краткий экскурс)
Зарождение правового образования в России в XVI-XVII вв. Посольский и Поместный приказы. Образование Эллино-греческой академии (Славяно-латинской), ее роль в организации систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». Основание Нарышкинского училища (специального училища для подготовки чиновников нового типа).
Роль Петра I в развитии юридического образования. Табель о рангах как юридический документ, закрепивший систему чинов и государственных должностей в Российской империи и стимулировавший получение правового образования. Использование нормативных правовых документов как учебных пособий.
Образование Петербургского академического университета и Московского университета.
Создание Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в развитии правового образования. Развитие военного образования в XVIII в., развитие правового образования в военных образовательных учреждениях.
Развитие университетского образования в XIX в. Образование собственно юридических факультетов.
Юридическое образование в советский период.
Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования.
Тема 2.
Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания
Нормативно-правовые основы высшего образования
Нормативно-правовые основы высшего образования. Характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования, виды образования. Типы высших учебных заведений в Российской Федерации. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании.
Специфика обучения в вузе
Организационные формы обучения в вузе: традиционные (лекции, семинарские занятия и др.) и нетрадиционные (игровые формы, экскурсии и т.д.).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Учебно-методический комплекс (УМК): рабочие программы учебной дисциплины, методические рекомендации для студентов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС). Компетентностный подход, реализуемый в современном образовании. Классификации компетенций. Различия между понятиями «компетенция», «компетентность», «зуны».
Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов.
Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе.
Тема 3.
Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры
Тема 4.
Тема 5.
Методика правового обучения
Правовое обучение
Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе. Важнейшие результаты правового обучения: умение выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Тема 6.
Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов. Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Задачи самостоятельной работы. Виды, классификации самостоятельной работы. Система требований. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС).
Виды НИДС. Научная статья и магистерская диссертация как вид НИДС. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы.
Тема 7.
Оценка качества знаний студентов
Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения
Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов.
5.2.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 6
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1 | История правового образования за рубежом. История правового образования в России. | 2 | 2 | - | - | Информационная лекция-презентация, перевернутая лекция, беседа, разбор ситуаций, работа с компакт-блоками |
2,3 | Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания. Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры. | 2 | 2 | Проблемное обучение, студенческие презентации, обзор и анализ документов, работа с компакт-блоками | ||
4,5 | Методика правового воспитания. Методика правового обучения. | 4 | 4 | - | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика | |
6 | Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов. | 2 | - | 2 | - | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика |
7 | Оценка качества знаний студентов. | 2 | 2 | - | Работа в команде, работа в малых группах, тренинг, презентация | |
ВСЕГО | 12 | 2 | 10 | - | ||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 2 | 10 |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50%.
Таблица 7
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры. | Проблемное обучение, студенческие презентации, обзор и анализ документов, работа с компакт-блоками | 2 |
2 | Лекция как форма и метод учебного занятия в вузе. | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика | 2 |
3 | Семинарское занятия как форма учебного занятия в вузе. | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика | 2 |
4 | Управление самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов. | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика | 2 |
5 | Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе. | проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика | 2 |
Итого: 10 часов |
Семинарское занятие №1
Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания
Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры.
Вопросы и задания
1. Расскажите о правовых основах высшего образования в Российской Федерации.
2. Какова иерархия основных нормативных документов, определяющихорганизацию и планирование учебного процесса в вузе?
3. Охарактеризуйте основные компоненты учебного процесса: участники учебного процесса, цели и результаты обучения, содержание обучения, формы и методы работы, средства работы.
4. Расскажите о компетенциях как о цели и результате учебного процесса в вузе: история возникновения понятия; классификации компетенций; компетенции, формируемые на уровне бакалавриата и магистратуры.
5. Каковы основные формы учебных занятий в вузе?
6. Охарактеризуйте триединую цель занятия в вузе. Сформулируйте обучающую, развивающую, воспитательные цели любого занятия по какой-либо юридической дисциплине, читаемой на курсе.
7. Обоснуйте роль и значение воспитания в процессе преподавания в вузе. Проанализируйте воспитательные возможности отдельных дисциплин, расскажите о них.
8. Расскажите о методике проведения учебного занятия в вузе. Назовите обязательные структурные элементы любого занятия в вузе; составьте обобщающий алгоритм занятия.
9. Проанализируйте план анализа и план самоанализа занятия в вузе. Зачем нужно уметь анализировать чужое и свое собственное занятие?
Литература для подготовки к занятию
1. Грибанская Е.Э. Формирование морально-нравственных качеств будущих юристов в процессе работы над текстом // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 91 – 98.
2. Делемарская В.Г. Формирование духовно-нравственной личности посредством учебных дисциплин – основа педагогического искусства // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 102 - 112.
3. Киреев Е.В. Формирование социальной ответственности у студентов в процессе учебной деятельности // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 99 – 105.
4. Кожинова О.В., Львова С.В. Активные методы обучения студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 48 – 68.
5. Львова С.В., Кожинова О.В., Шилова Т.А. Формирование нравственно-мотивационной сферы личности студентов ГБОУ ВО МГПУ ИПССО посредство м учебных дисциплин // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 28– 33.
6. Новикова Л.И. Компетенция и компетентность – одно и то же? // Преподаватель ХХ1 век. – 2005. - № 1. С. 51-52.
7. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Понятия «компетенция» и «компетентность» в современном образовательном пространстве // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 10 – 25.
8. Новикова Л.И. Защита от бездуховности: важнейшие категории образования на современном этапе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 9 – 20.
9. Новикова Л.И. К вопросу о классификации текстов, используемых для обучения студентов РАП, и особенностях работы с ними // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 68 – 90.
10. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 100 - 101.
Семинарское занятие №2
Семинарское занятие №3
Семинарское занятие №4
Управление самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте самостоятельную работу как вид познавательной деятельности студентов, как организационную форму обучения, как метод и средство обучения.
2. Назовите основные цели самостоятельной работы.
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы и виды самостоятельной работы.
4. Расскажите об организационно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов.
5. Расскажите о научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) как основной часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов.
6. Охарактеризуйте актуальные для магистрантов виды НИДС: научную статью и магистерскую диссертацию. Назовите основные проблемы, возникающие при самостоятельной работе над названными видами НИДС.
Литература для подготовки к занятию
1. Гранкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (на примере изучения иностранного языка) // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 107 – 109.
2. Грибанская Е.Э. Организация исследовательской работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 143 – 147.
3. Лаврентьев А.Р. Из опыта организации научной работы студентов групп государственно-правовой специализации // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 188 – 199.
4. Новикова Л.И. Интерактивные формы и методы внеаудиторной работы со студентами // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 11 – 21.
5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 107 – 187.
6. Соловьева Н.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 101 – 106.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С.158 – 161.
8. Шилова Т.А. Методика консультирования студентов по социальной сети взаимодействия // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 22 – 31.
Семинарское занятие №5
Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе
Вопросы и задания
1. Рассмотрите понятия оценки и отметки. Объясните, в чем разница между понятиями.
1. Расскажите об основах педагогического контроля, основных видах и формах контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль.
2. Определите, что такое рейтинг, каково значение рейтинговой системы, ее роли в воспитании и формировании мотивации студента. Оцените плюсы и минусы рейтинговой системы оценки достижений студента в вузе.
3. Расскажите о портфолио студента как способе презентации индивидуальных достижений. Подготовьте собственное портфолио, продемонстрируйте его группе.
4. Изучите вопрос о тестировании как средстве активизации работы студентов, расскажите о плюсах и минусах тестирования.
Литература для подготовки к занятию
1. Ковалева В.В. Использование официальных сайтов органов государственной власти в процессе обучения теории государства и права // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 160 – 163.
2. Коновалова Л.П. Рефлексивное обучение как принцип саморазвития личности в учебном процессе: теория и методика // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 101 – 114.
3. Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио //Профессиональное образование. Столица. – №5. – 2009. – С. 48-49.
6. О рганизация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 198 – 275.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 165 – 188.
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной и заочной форм обучения разделов дисциплины (в том числе групп ГВД)
Таблица 8
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования. | 5 |
2 | Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе. | 5 |
3 | Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения Основные функции методики правового воспитания и обучения: теоретическая, практическая, рекомендательная, мировоззренческая, эвристическая, прогностическая. Уровни методических наук. Взаимосвязи методики правового воспитания и обучения с другими науками. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. | 5 |
4 | Личность человека и основные факторы ее формирования. Правовое воспитание, различные подходы к его определению. Цели и задачи, основные направления правового воспитания. Проблемы современного общества, определяющие направленность правового воспитания. Составные части, средства, особенности, принципы правового воспитания. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура. Структурные элементы правовой культуры общества. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры. Человек как активный правовой субъект. Категория «качественное состояние правовой жизни». | 20 |
5 | Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе.Важнейшие результаты правового обучения. Методы (технологии) проблемного обучения. Игровые методы, используемые в обучении. Метод кейс-стади, его особенности. Метод мозгового штурма. Дискуссионные методы проведения занятий: дебаты, дискуссия, диспут, полемика. Проектная деятельность студентов. Догматический метод в преподавании юридических дисциплин. Метод алгоритмов в обучении. Компакт-блок как особый метод (технология) подачи материала. Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, mind-maps), облако тегов (облако слов, взвешенный список ключевых слов) как методы систематизации мышления. Инфографика как метод представления учебной информации. Метод «квест» в правовом воспитании и обучении. Характеристика отдельных групп приемов. | 15 |
6 | Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Задачи самостоятельной работы. Виды, классификации самостоятельной работы. Система требований. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента. Виды НИДС. Научная статья и магистерская диссертация как вид НИДС. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы. | 5 |
7 | Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов. | 5 |
Итого: | 60 |
5.4.2 Формы самостоятельной работы студентов
Таблица 9
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1,2, 3,4 | Работа с учебной литературой, подготовка отдельных вопросов темы. | 20 |
5, 6,8, 9, 10, 11, 12 | Подготовка к семинарам: подготовка презентаций, конференций; групповые дискуссии; работа в малых группах; тренинг; деловая игра, составление проектов занятий и анализ занятий | 20 |
все темы | Выполнение контрольной работы | 20 |
Итого: | 60 |
Темы докладов
1. Ведущие университеты древности. Особенности преподавания в них.
2. Вклад Петра I в развитие юридического образования в России.
3. Система юридического образования в дореволюционной России (труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина).
4. Роль преподавателей Московского университета в развитии юридического образования (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, С.П. Шевырев).
5. Привилегированные юридические школы XIX века (Царсосльский лицей, Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции).
6. Видные ученые-юристы современности.
7. Система юридического образования в Советском Союзе: плюсы и минусы образования.
8. Система высшего юридического образования в современной России.
9. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании.
10. Основные категории методики правового обучения и воспитания.
11. Аксиологические основы методики правового обучения и воспитания.
12. Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования (преподаватель и студенты).
13. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
14. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.
15. Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, выработка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей.
16. Семья, школа и вуз, СМИ и церковь как социальные институты, выполняющие функцию правового воспитания.
17. Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.
18. Особенности правового воспитания в современном обществе.
19. Правовой нигилизм как проблема современного общества.
20. Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность.
21. Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект.
22. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития.
23. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.
24. Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика».
25. Категория «качественное состояние правовой жизни».
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
В целях формирования у слушателей способности совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, а также развивать навыки самоконтроля, стимулировать потребности слушателей в работе со справочной литературой в данном разделе представлен перечень практических заданий, а также указан информационный источник, в котором содержится необходимая информация по каждому вопросу курса.
Таблица 10
Вопросы для самостоятельного изучения | Источники информации | Количество часов |
Особенности социокультурной ситуации в России. | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 5 |
Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 5 |
Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 5 |
Правовое воспитание, различные подходы к его определению. | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 20 |
Правовое обучение: понятие, формы. . | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 15 |
Уровни самостоятельной работы. | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 5 |
Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. | Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. | 5 |
5.4.4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.
5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки студентов.
Занятия со студентами проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.
Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение учебного материала по темам дисциплины с элементами групповой дискуссии. Они являются организующим и ориентирующим началом для изучения дисциплины. В ходе лекции раскрываются основные положения курса
Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения знаний студентов. На семинарах студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать юридические тексты с точки зрения языковой нормы.
Практические занятия проводятся с целью углубления и расширения знаний студентов, а также овладения студентами навыками применения полученных теоретических знаний для решения задач редактирования и совершенствования юридического текста.
От студентов требуется посещение лекций, семинарских и практических занятий. Особо ценится активная работа на семинарах и практических занятиях. Для успешной работы на семинаре и практическом занятии студент должен прочесть рекомендованную литературу, выполнить практические задания для самостоятельной работы и активно участвовать в обсуждении.
Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер.
Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение магистрантом определенных норм русского языка применительно к деловой документации юриста, на формирование умения на практике применять знания о языковых нормах в юридических текстах.
Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida. Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается по параметрам: «зачет» либо «незачет». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.
5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы деятельности: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся.
В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможно
- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.
На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.
Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электроннобиблиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций
Таблица 11
№п.п. | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1 | Из истории юридического образования | часть ОК-1 | вопросы по теме, презентации студентов, доклад, анализ занятия, теты |
2 | Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания | часть ОК-2, ПК-12 | вопросы по теме, презентации студентов, блок-схема, доклад, анализ занятия, тесты |
3 | Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры | часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 | вопросы по теме, презентации студентов, блок-схема, доклад, тесты |
4 | Методика правового воспитания | часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 | вопросы по теме, презентации студентов, доклад, тесты |
5 | Методика правового обучения | часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 | вопросы по теме, презентации студентов, доклад, тесты |
6 | Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов | часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 | вопросы по теме, презентации студентов, конспект, тесты |
7 | Оценка качества знаний студентов | часть ОК-2, часть ОК-5, ПК-12 | вопросы по теме, презентации студентов, конспект, тесты |
Темы сообщений
1. Ведущие университеты древности. Особенности преподавания в них.
2. Вклад Петра Iв развитие юридического образования в России.
3. Система юридического образования в дореволюционной России (труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина).
4. Роль преподавателей Московского университета в развитии юридического образования (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, С.П. Шевырев).
5. Привилегированные юридические школы XIX века (Царсосльский лицей, Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции).
6. Видные ученые-юристы современности.
7. Система юридического образования в Советском Союзе: плюсы и минусы образования.
8. Система высшего юридического образования в современной России.
9. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании.
10. Основные категории методики правового обучения и воспитания.
11. Аксиологические основы методики правового обучения и воспитания.
12. Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования (преподаватель и студенты).
13. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
14. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.
15. Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, выработка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей.
16. Семья, школа и вуз, СМИ и церковь как социальные институты, выполняющие функцию правового воспитания.
17. Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.
18. Особенности правового воспитания в современном обществе.
19. Правовой нигилизм как проблема современного общества.
20. Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность.
21. Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект.
22. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития.
23. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.
24. Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика».
25. Категория «качественное состояние правовой жизни».
Примерный план занятия и
вариант оформления проекта занятия
1. Общие сведения о занятии: дисциплина, тема, курс, группа.
Занятие по дисциплине …
Тема: …
3 курс, … группа … .
2. Форма занятия (семинарское, практическое, нестандартная форма проведения занятия).
3. Технологии, методы, приемы, используемые на занятии.
4. Цели занятия (образовательная, развивающая, воспитательная).
5. Материально-техническое обеспечение занятия.
6. Дидактические материалы и средства обучения, необходимые для занятия.
7. Описание подготовительного этапа занятия (вопросы и задания к семинарскому занятию; литература).
8. Структура занятия (с указанием времени, отводимого на проведение конкретного этапа занятия)
9. Подробный ход занятия с указанием его основных этапов:
- организационный момент (установление дисциплины в группе, проверка отсутствующих);
- формулирование темы, целей занятия;
- работа по теме семинарского занятия (основные этапы работы, методы, используемые на каждом этапе, способы контроля полученных знаний, особенности общения преподавателя и студентов и т.д.);
- организация домашнего задания;
- подведение итогов, оценивание ответов студентов, выставление отметок;
- рефлексия (по усмотрению составляющего проект занятия).
Задания к зачету
I. Подготовка компакт-блока по выбранной теме (см. тематику докладов).
II. Презентация одного из методов обучения (на примере конкретной дисциплины).
III. Решение контрольных тестов.Примерный формат тестов представлен далее (на примере тестов, подготовленных к разделу II«История правового образования за рубежом и в России».
XVI - XVII вв.
4) XV-XVI вв.
3. Петербургский академический университет был образован
1) в XV в.
2) в XVI в.
3) в XVII в.
В XVIII в.
И заявленных компетенций
Таблица 12
Требования к результатам освоения дисциплины* | Оценка или зачет |
Текущая аттестация студентов производится в течение семестра преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине в следующих формах: · оценивание докладов, презентаций; · тестирование; · оценивание творческих работ. Промежуточный контроль по результатам работы по дисциплине проходит в форме устного зачёта. Студент устно на вопросы преподавателя по пройденным темам. Устный ответ должен быть полным, правильным, аргументированным. | Зачтено |
Студент не раскрывает сущности вопроса; если ответ неполный, студент говорит невнятно, не может чётко сформулировать свою мысль. | не зачтено |
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:
Таблица 13
№ п/п | Вид отчетности | Баллы |
1 | оценка качества работы студента в семестре: работа на семинаре подготовка доклада (презентации) | 30, в том числе 5 10 |
2 | оценка за посещаемость учебных занятий | 5 |
Зачет | 50 | |
3 | Итого: | 100 |
Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017.
2. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013.
3. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016.
Дополнительная литература
1) Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.
2) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012.
3) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.
4) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.
5) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015.
6) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015.
7) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с.
Информационные ресурсы Университета
№ п./п. | Наименование | Адрес в сети Интернет |
Интернет ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
- Практические занятия: компьютерный класс, презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
- Прочее: рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет.
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Дата | Раздел | Изменения | Комментарии |
2016 | Раздел 7 | Корректировка содержания дисциплины | Протокол заседания кафедры № 7 от 1.02.16 |
2016 | Раздел 6 | Корректировка, уточнение оценочных средств | Протокол заседания кафедры № 7 от 1.02.16 |
2017 | Раздел 4 | Приведение объема дисциплины и видов учебной работы в соответствие с рабочим учебным планом 2017 г. | Протокол заседания кафедры русского языка и культуры речи №13 от 23.06.17
|
Раздел 7 | Корректировка содержания дисциплины | ||
Раздел 6 | Корректировка, уточнение оценочных средств | ||
2017 | Раздел 5 | Добавлен раздел 5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины | Протокол заседания кафедры русского языка и культуры речи №4 от 16.11.17 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
методика правового воспитания и обучения
наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(актуализация 2017 г.)
Курс 2
Семестры: 3,4
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Для набора: 2017 г.
Москва 2015
Составитель: Новикова Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи, доктор педагогических наук, доцент
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») |
Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи
протокол № 5 от «15» декабря 2015 г.
Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна, д.п.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссией Университета Протокол № ______ «__» ________ 20___г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.
© Новикова Л.И.¸ 2015 г.
Оглавление
1. Цели освоения дисциплины | 5 |
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | 6 |
3.Требования к результатам освоения дисциплины | 7 |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы | 10 |
5. Содержание дисциплины 5.1. Текст рабочей программы 5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) 5.3. Практические и семинарские занятия 5.4. Самостоятельная работа | 12 |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Критерии оценки контрольной работы 6.2. Контрольная работа по курсу «Методика правового воспитания и обучения» 6.3. Примерный перечень вопросов для самопроверки студентов и оценки качества усвоения дисциплины | 37 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 43 |
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины | 45 |
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплиныявляются теоретическое и практическое освоение особенностей правового воспитания и обучения; подготовка магистратов к процессу преподавания дисциплин в юридическом вузе.
Задачи дисциплины:
- дать магистрантам основы педагогических знаний, основы психологии, основы методики правового воспитания и обучения;
- анализировать факты образовательного процесса;
- применять знания по методике правового воспитания и обучения на практике;
- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;
- организовывать собственную преподавательскую работу;
- анализировать занятие по дисциплине на высоком теоретическом и методическом уровне;
- владеть навыками анализа занятия;
- определять обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи занятий по конкретным дисциплинам, изучаемым в юридическом вузе;
- определять и творчески перерабатывать наиболее эффективные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания в рамках профессиональной области и в отдельных дисциплинах разрабатываемой области;
- изучать, обобщать и творчески применять опыт педагогической деятельности в профессиональной сфере;
- находить педагогически целесообразные и психологически оправданные пути воспитания и обучения правовым дисциплинам.
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Методика правового обучения и воспитания» входит в профессиональный цикл дисциплин ООП (базовая часть);
Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин:теории государства и права, культуры речи, введение в педагогику, психологии.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Особенностью дисциплины является ее интеграционный характер.
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- основы педагогических знаний;
- основы психологии;
- основы юридических знаний; содержание юридических дисциплин;
- основы проведения исследования;
уметь:
- анализировать факты образовательного процесса;
- применять знания по психологии на практике;
- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;
- организовывать собственную исследовательскую работу;
Владеть
- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии.
- навыками организации создания учебных исследовательских работ.
- навыками анализа занятия.
- навыками психологического анализа личности обучающегося.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Методика правового обучения и воспитания»» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1 | ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Демонстрирует понимание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания. | Решение профессиональных ситуационных задач. |
2 | ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения. | Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач. Ролевые игры. |
3 | ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Демонстрирует умение использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации НИДС, в управлении студенческим коллективом. | Тренинги, дискуссии, деловые игры. |
4 | ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | Демонстрирует способность преподавать юридические дисциплины на достаточном теоретическом и методическом уровне. | Деловые игры. |
5 | ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание, применяя различные методы воспитания. | Деловые игры. Решение ситуационных задач. |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
Знать:
- основные понятия методики правового воспитания и обучения;
- специфику преподавания юридических дисциплин;
- специфику эффективного осуществления правового воспитания;
уметь:
- проанализировать проведенное кем-то (преподавателем, студентом) занятие;
- составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии;
- организовывать самостоятельную работу студентов;
- организовывать исследовательскую работу студентов;
- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
- эффективно осуществлять правовое воспитание;
- применять знания по методике правового воспитания и обучения при составлении проектов занятий по учебной дисциплине;
владеть:
- понятийным аппаратом методики правового воспитания и обучения;
- навыками построения и проведения учебного занятия;
- навыками организации исследовательских работ;
- навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;
- навыками эффективного осуществления правового воспитания.
Таблица 2
Формируемые компетенции | Планируемые результаты |
ОК-1
| ОК-1 ЗНАТЬ: основы правового воспитания и обучения |
ОК-1 УМЕТЬ: составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-1 ВЛАДЕТЬ: применением знаний по правовому воспитанию и обучению при составлении проектов занятий по учебной дисциплине, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
ОК-2
| ОК-2 ЗНАТЬ: профессиональные обязанности преподавателя |
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать профессиональные обязанности преподавателя | |
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики преподавателя | |
ОК-5
| ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ |
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов | |
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ | |
ПК-12
| ПК-12 ЗНАТЬ: специфику преподавания юридических дисциплин |
ПК-12 УМЕТЬ: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-12 ВЛАДЕТЬ: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне | |
ПК-15 | ПК-15 ЗНАТЬ: специфику эффективного осуществления правового воспитания |
ПК-15 УМЕТЬ: эффективно осуществлять правовое воспитание | |
ПК-15 ВЛАДЕТЬ: навыками эффективного осуществления правового воспитания |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для очной формы обучения
Таблица 3
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 | |
Аудиторные занятия | 12 | 12 | ||
Лекции | 2 | 2 | ||
Семинары или практические занятия | 10 | 10 | ||
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Объем дисциплины и виды учебной работы
для заочной формы обучения (классики)
Таблица 4
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 36 | 36 |
Аудиторные занятия | 12 | 6 | 6 | |
Лекции | 2 | 4 | 4 | |
Семинары или практические занятия | 10 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для группы выходного дня
Таблица 5
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 2 | 72 | 72 | |
Аудиторные занятия | 12 | 6 | ||
Лекции | 2 | 2 | ||
Семинары или практические занятия | 10 | 10 | ||
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа | 60 | 60 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет |
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1.
Из истории юридического образования
История правового образования за рубежом (краткий экскурс)
История развития правового образования в Европе XV-XХ веков. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла.
Юридическое образование в современной Европе: основные черты, качества выпускника. Американская система правового образования. Противостояние двух систем. Общие черты зарубежных систем юридического образования.
История правового образования и воспитания в России (краткий экскурс)
Зарождение правового образования в России в XVI-XVII вв. Посольский и Поместный приказы. Образование Эллино-греческой академии (Славяно-латинской), ее роль в организации систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». Основание Нарышкинского училища (специального училища для подготовки чиновников нового типа).
Роль Петра I в развитии юридического образования. Табель о рангах как юридический документ, закрепивший систему чинов и государственных должностей в Российской империи и стимулировавший получение правового образования. Использование нормативных правовых документов как учебных пособий.
Образование Петербургского академического университета и Московского университета.
Создание Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в развитии правового образования. Развитие военного образования в XVIII в., развитие правового образования в военных образовательных учреждениях.
Развитие университетского образования в XIX в. Образование собственно юридических факультетов.
Юридическое образование в советский период.
Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования.
Тема 2.
Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания
Нормативно-правовые основы высшего образования
Нормативно-правовые основы высшего образования. Характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования, виды образования. Типы высших учебных заведений в Российской Федерации. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании.
Специфика обучения в вузе
Организационные формы обучения в вузе: традиционные (лекции, семинарские занятия и др.) и нетрадиционные (игровые формы, экскурсии и т.д.).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Учебно-методический комплекс (УМК): рабочие программы учебной дисциплины, методические рекомендации для студентов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС). Компетентностный подход, реализуемый в современном образовании. Классификации компетенций. Различия между понятиями «компетенция», «компетентность», «зуны».
Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов.
Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе.
Тема 3.
Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры
Дата: 2018-12-28, просмотров: 477.