Для заочной формы обучения (классики)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)            

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                          методика правового воспитания и обучения

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(актуализация 2017 г.)

 

Курс 2

Семестры: 3,4

Форма обучения: заочная

Срок освоения ОПОП по форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

Для набора: 2017 г.

 

 

Москва 2015


Составитель: Новикова Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи, доктор педагогических наук, доцент

 

                           

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)    

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи

протокол № 5 от «15» декабря 2015 г.

 

 

Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна, д.п.н., доцент

                                              (ФИО, ученая степень, ученое звание)        

_______________ «__» ________ 201__г.

                                                      подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссией Университета Протокол № ______ «__» ________ 20___г.

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

 Протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.

© Новикова Л.И.¸ 2015 г.

 


Оглавление

1. Цели освоения дисциплины 5
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 6
3.Требования к результатам освоения дисциплины 7
4.Объем дисциплины и виды учебной работы 10
5. Содержание дисциплины 5.1. Текст рабочей программы                                      5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)                                           5.3. Практические и семинарские занятия              5.4. Самостоятельная работа                                                      12
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Критерии оценки контрольной работы                 6.2. Контрольная работа по курсу «Методика правового воспитания и обучения» 6.3. Примерный перечень вопросов для самопроверки студентов и оценки качества усвоения дисциплины 37
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 43
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины 45

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплиныявляются теоретическое и практическое освоение особенностей правового воспитания и обучения; подготовка магистратов к процессу преподавания дисциплин в юридическом вузе.

Задачи дисциплины:

- дать магистрантам основы педагогических знаний, основы психологии, основы методики правового воспитания и обучения;

- анализировать факты образовательного процесса;

- применять знания по методике правового воспитания и обучения на практике;

- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;

- организовывать собственную преподавательскую работу;

- анализировать занятие по дисциплине на высоком теоретическом и методическом уровне;

- владеть навыками анализа занятия;

- определять обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи занятий по конкретным дисциплинам, изучаемым в юридическом вузе;

- определять и творчески перерабатывать наиболее эффективные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания в рамках профессиональной области и в отдельных дисциплинах разрабатываемой области;

- изучать, обобщать и творчески применять опыт педагогической деятельности в профессиональной сфере;

- находить педагогически целесообразные и психологически оправданные пути воспитания и обучения правовым дисциплинам.

2. Место дисциплины в структуре

основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Методика правового обучения и воспитания» входит в профессиональный цикл дисциплин ООП (базовая часть);

Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин:теории государства и права, культуры речи, введение в педагогику, психологии.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Особенностью дисциплины является ее интеграционный характер.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен

знать:

- основы педагогических знаний;

- основы психологии;

- основы юридических знаний; содержание юридических дисциплин;

- основы проведения исследования;

уметь:

- анализировать факты образовательного процесса;

- применять знания по психологии на практике;

- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;

- организовывать собственную исследовательскую работу;


Владеть

- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии.

- навыками организации создания учебных исследовательских работ.

- навыками анализа занятия.

- навыками психологического анализа личности обучающегося.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Методика правового обучения и воспитания»» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Демонстрирует понимание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания. Решение профессиональных ситуационных задач.
2       ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения.     Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач. Ролевые игры.      
3   ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом Демонстрирует умение использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации НИДС, в управлении студенческим коллективом. Тренинги, дискуссии, деловые игры.
4 ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне   Демонстрирует способность преподавать юридические дисциплины на достаточном теоретическом и методическом уровне.   Деловые игры.
5 ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание, применяя различные методы воспитания. Деловые игры. Решение ситуационных задач.  

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

Знать:

- основные понятия методики правового воспитания и обучения;

- специфику преподавания юридических дисциплин;

- специфику эффективного осуществления правового воспитания;

уметь:

- проанализировать проведенное кем-то (преподавателем, студентом) занятие;

- составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии;

- организовывать самостоятельную работу студентов;

- организовывать исследовательскую работу студентов;

- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

- эффективно осуществлять правовое воспитание;

- применять знания по методике правового воспитания и обучения при составлении проектов занятий по учебной дисциплине;

владеть:

- понятийным аппаратом методики правового воспитания и обучения;

- навыками построения и проведения учебного занятия;

- навыками организации исследовательских работ;

- навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;

- навыками эффективного осуществления правового воспитания.

Таблица 2

Формируемые компетенции Планируемые результаты

ОК-1

 

ОК-1 ЗНАТЬ: основы правового воспитания и обучения
ОК-1 УМЕТЬ: составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-1 ВЛАДЕТЬ: применением знаний по правовому воспитанию и обучению при составлении проектов занятий по учебной дисциплине, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

ОК-2

 

ОК-2 ЗНАТЬ: профессиональные обязанности преподавателя
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать профессиональные обязанности преподавателя
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики преподавателя

ОК-5

 

ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ

ПК-12

 

ПК-12 ЗНАТЬ: специфику преподавания юридических дисциплин
ПК-12 УМЕТЬ: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-12 ВЛАДЕТЬ: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне

ПК-15

ПК-15 ЗНАТЬ: специфику эффективного осуществления правового воспитания
ПК-15 УМЕТЬ: эффективно осуществлять правовое воспитание
ПК-15 ВЛАДЕТЬ: навыками эффективного осуществления правового воспитания

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для очной формы обучения

Таблица 3

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 72  
Аудиторные занятия 12 12
Лекции   2 2  
Семинары или практические занятия   10 10  
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60 60  
Форма промежуточной аттестации   зачет  

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 4

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 36 36
Аудиторные занятия 12 6 6
Лекции   2 4 4
Семинары или практические занятия   10 2 2
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60   60
Форма промежуточной аттестации     зачет

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для группы выходного дня

Таблица 5

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72   72
Аудиторные занятия 12 6
Лекции   2   2
Семинары или практические занятия   10   10
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60   60
Форма промежуточной аттестации     зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 1.

Из истории юридического образования

История правового образования за рубежом (краткий экскурс)

История развития правового образования в Европе XV-XХ веков. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла.

Юридическое образование в современной Европе: основные черты, качества выпускника. Американская система правового образования. Противостояние двух систем. Общие черты зарубежных систем юридического образования.

История правового образования и воспитания в России (краткий экскурс)

Зарождение правового образования в России в XVI-XVII вв. Посольский и Поместный приказы. Образование Эллино-греческой академии (Славяно-латинской), ее роль в организации систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». Основание Нарышкинского училища (специального училища для подготовки чиновников нового типа).

Роль Петра I в развитии юридического образования. Табель о рангах как юридический документ, закрепивший систему чинов и государственных должностей в Российской империи и стимулировавший получение правового образования. Использование нормативных правовых документов как учебных пособий.

Образование Петербургского академического университета и Московского университета.

Создание Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в развитии правового образования. Развитие военного образования в XVIII в., развитие правового образования в военных образовательных учреждениях.

Развитие университетского образования в XIX в. Образование собственно юридических факультетов.

Юридическое образование в советский период.

Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования.

Тема 2.

Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания

Нормативно-правовые основы высшего образования

Нормативно-правовые основы высшего образования. Характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Система образования, виды образования. Типы высших учебных заведений в Российской Федерации. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании.

Специфика обучения в вузе

Организационные формы обучения в вузе: традиционные (лекции, семинарские занятия и др.) и нетрадиционные (игровые формы, экскурсии и т.д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Учебно-методический комплекс (УМК): рабочие программы учебной дисциплины, методические рекомендации для студентов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС). Компетентностный подход, реализуемый в современном образовании. Классификации компетенций. Различия между понятиями «компетенция», «компетентность», «зуны».

Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов.

Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе.

Тема 3.

Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры

Тема 4.

Тема 5.

Методика правового обучения

Правовое обучение

Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе. Важнейшие результаты правового обучения: умение выпускника использовать возможности правовой системы государства, отстаивать свои права, конструктивно взаимодей­ствовать с другими людьми.

Тема 6.

Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов. Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Задачи самостоятельной работы. Виды, классификации самостоятельной работы. Система требований. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС).

Виды НИДС. Научная статья и магистерская диссертация как вид НИДС. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы.

Тема 7.

Оценка качества знаний студентов

Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения

Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов.

5.2.

Разделы и темы дисциплин, виды занятий,

используемые образовательные технологии (тематический план)

 

Таблица 6

Тематический план

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1   История правового образования за рубежом. История правового образования в России. 2 2 -   -   Информационная лекция-презентация, перевернутая лекция, беседа, разбор ситуаций, работа с компакт-блоками
2,3 Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания. Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры. 2   2   Проблемное обучение, студенческие презентации, обзор и анализ документов, работа с компакт-блоками
4,5 Методика правового воспитания. Методика правового обучения. 4   4 - проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика
6 Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов.   2 - 2 - проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика
7 Оценка качества знаний студентов.   2   2 - Работа в команде, работа в малых группах, тренинг, презентация
  ВСЕГО 12 2 10 -  
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах   2 10    

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50%.

 

Таблица 7

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1 2 3 4
1 Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры. Проблемное обучение, студенческие презентации, обзор и анализ документов, работа с компакт-блоками 2
2 Лекция как форма и метод учебного занятия в вузе.   проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика 2
3 Семинарское занятия как форма учебного занятия в вузе. проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика 2
4 Управление самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов. проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика 2
5 Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе. проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, работа с облаками тегов, инфографика 2

Итого: 10 часов

 

Семинарское занятие №1

Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания

Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры.

Вопросы и задания

1. Расскажите о правовых основах высшего образования в Российской Федерации.

2. Какова иерархия основных нормативных документов, определяющихорганизацию и планирование учебного процесса в вузе?

3. Охарактеризуйте основные компоненты учебного процесса: участники учебного процесса, цели и результаты обучения, содержание обучения, формы и методы работы, средства работы.

4. Расскажите о компетенциях как о цели и результате учебного процесса в вузе: история возникновения понятия; классификации компетенций; компетенции, формируемые на уровне бакалавриата и магистратуры.

5. Каковы основные формы учебных занятий в вузе?

6. Охарактеризуйте триединую цель занятия в вузе. Сформулируйте обучающую, развивающую, воспитательные цели любого занятия по какой-либо юридической дисциплине, читаемой на курсе.

7. Обоснуйте роль и значение воспитания в процессе преподавания в вузе. Проанализируйте воспитательные возможности отдельных дисциплин, расскажите о них.

8. Расскажите о методике проведения учебного занятия в вузе. Назовите обязательные структурные элементы любого занятия в вузе; составьте обобщающий алгоритм занятия.

9. Проанализируйте план анализа и план самоанализа занятия в вузе. Зачем нужно уметь анализировать чужое и свое собственное занятие?

Литература для подготовки к занятию

1. Грибанская Е.Э. Формирование морально-нравственных качеств будущих юристов в процессе работы над  текстом // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 91 – 98.

2. Делемарская В.Г. Формирование духовно-нравственной личности посредством учебных дисциплин – основа педагогического искусства // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 102 - 112.

3. Киреев Е.В. Формирование социальной ответственности у студентов в процессе учебной деятельности // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 99 – 105.

4. Кожинова О.В., Львова С.В. Активные методы обучения студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 48 – 68.

5. Львова С.В., Кожинова О.В., Шилова Т.А. Формирование нравственно-мотивационной сферы личности студентов ГБОУ ВО МГПУ ИПССО посредство м учебных дисциплин // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 28– 33.

6. Новикова Л.И. Компетенция и компетентность – одно и то же? // Преподаватель ХХ1 век. – 2005. - № 1. С. 51-52.

7. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Понятия «компетенция» и «компетентность» в современном образовательном пространстве // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 10 – 25.

8. Новикова Л.И. Защита от бездуховности: важнейшие категории образования на современном этапе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 9 – 20.

9. Новикова Л.И. К вопросу о классификации текстов, используемых для обучения студентов РАП, и особенностях работы с ними // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 68 – 90.

10. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 100 - 101.

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие №3

Семинарское занятие №4

Управление самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте самостоятельную работу как вид познавательной деятельности студентов, как организационную форму обучения, как метод и средство обучения.

2. Назовите основные цели самостоятельной работы.

3. Назовите и охарактеризуйте основные формы и виды самостоятельной работы.

4. Расскажите об организационно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов.

5. Расскажите о научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) как основной часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов.

6. Охарактеризуйте актуальные для магистрантов виды НИДС: научную статью и магистерскую диссертацию. Назовите основные проблемы, возникающие при самостоятельной работе над названными видами НИДС.

Литература для подготовки к занятию

1. Гранкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (на примере изучения иностранного языка) // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 107 – 109.

2. Грибанская Е.Э. Организация исследовательской работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 143 – 147.

3. Лаврентьев А.Р. Из опыта организации научной работы студентов групп государственно-правовой специализации // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 188 – 199.

4. Новикова Л.И. Интерактивные формы и методы внеаудиторной работы со студентами // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 11 – 21.

5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 107 – 187.

6. Соловьева Н.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 101 – 106.

7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С.158 – 161.

8. Шилова Т.А. Методика консультирования студентов по социальной сети взаимодействия // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 22 – 31.

 

Семинарское занятие №5

Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе

Вопросы и задания

1. Рассмотрите понятия оценки и отметки. Объясните, в чем разница между понятиями.

1. Расскажите об основах педагогического контроля, основных видах и формах контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль.

2. Определите, что такое рейтинг, каково значение рейтинговой системы, ее роли в воспитании и формировании мотивации студента. Оцените плюсы и минусы рейтинговой системы оценки достижений студента в вузе.

3. Расскажите о портфолио студента как способе презентации индивидуальных достижений. Подготовьте собственное портфолио, продемонстрируйте его группе.

4. Изучите вопрос о тестировании как средстве активизации работы студентов, расскажите о плюсах и минусах тестирования.

            

Литература для подготовки к занятию

1. Ковалева В.В. Использование официальных сайтов органов государственной власти в процессе обучения теории государства и права // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 160 – 163.

2. Коновалова Л.П. Рефлексивное обучение как принцип саморазвития личности в учебном процессе: теория и методика // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 101 – 114.

3. Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио //Профессиональное образование. Столица. – №5. – 2009. – С. 48-49.

  1. Новикова Л.И. Тест как он есть // Профессиональное образование. Столица. – № 4. – 2008.           С. 48-49.
  2. Новикова Л.И. Это модное слово «рейтинг» //Профессиональное образование. Столица. – №7. – 2008. – С. 40-41.

6. О рганизация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 198 – 275.

7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 165 – 188.

 

Самостоятельная работа

5.4.1. Самостоятельное изучение студентами очной и заочной форм обучения разделов дисциплины (в том числе групп ГВД)

Таблица 8

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1 Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования. 5
2 Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе. 5
3 Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения Основные функции методики правового воспитания и обучения: теоретическая, практическая, рекомендательная, мировоззренческая, эвристическая, прогностическая. Уровни методических наук. Взаимосвязи методики правового воспитания и обучения с другими науками.     Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. 5
4 Личность человека и основные факторы ее формирования. Правовое воспитание, различные подходы к его определению. Цели и задачи, основные направления правового воспитания. Проблемы современного общества, определяющие направленность правового воспитания. Составные части, средства, особенности, принципы правового воспитания. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура. Структурные элементы правовой культуры общества. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры. Человек как активный правовой субъект. Категория «качественное состояние правовой жизни». 20
5 Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе.Важнейшие результаты правового обучения. Методы (технологии) проблемного обучения. Игровые методы, используемые в обучении. Метод кейс-стади, его особенности. Метод мозгового штурма. Дискуссионные методы проведения занятий: дебаты, дискуссия, диспут, полемика. Проектная деятельность студентов. Догматический метод в преподавании юридических дисциплин. Метод алгоритмов в обучении. Компакт-блок как особый метод (технология) подачи материала. Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, mind-maps), облако тегов (облако слов, взвешенный список ключевых слов) как методы систематизации мышления. Инфографика как метод представления учебной информации. Метод «квест» в правовом воспитании и обучении. Характеристика отдельных групп приемов. 15
6 Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Задачи самостоятельной работы. Виды, классификации самостоятельной работы. Система требований. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента. Виды НИДС. Научная статья и магистерская диссертация как вид НИДС. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы. 5
7 Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов. 5
Итого: 60

5.4.2 Формы самостоятельной работы студентов

Таблица 9

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1,2, 3,4 Работа с учебной литературой, подготовка отдельных вопросов темы. 20
5, 6,8, 9, 10, 11, 12 Подготовка к семинарам: подготовка презентаций, конференций; групповые дискуссии; работа в малых группах; тренинг; деловая игра, составление проектов занятий и анализ занятий 20
все темы Выполнение контрольной работы 20
Итого: 60

Темы докладов

   

1. Ведущие университеты древности. Особенности преподавания в них.

2. Вклад Петра I в развитие юридического образования в России.

3. Система юридического образования в дореволюционной России (труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина).

4. Роль преподавателей Московского университета в развитии юридического образования (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, С.П. Шевырев).

5. Привилегированные юридические школы XIX века (Царсосльский лицей, Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции).

6. Видные ученые-юристы современности.

7. Система юридического образования в Советском Союзе: плюсы и минусы образования.

8. Система высшего юридического образования в современной России.

9. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании.

10.  Основные категории методики правового обучения и воспитания.

11.  Аксиологические основы методики правового обучения и воспитания.

12.  Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования (преподаватель и студенты).

13.  Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

14.  Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.

15.  Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, выработка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей.

16.  Семья, школа и вуз, СМИ и церковь как социальные институты, выполняющие функ­цию правового воспитания.

17.  Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.                                           

18. Особенности правового воспитания в современном обществе.

19.  Правовой нигилизм как проблема современного общества.

20.   Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность.

21.  Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект.

22.  Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития.

23.  Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.

24.  Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика».

25.  Категория «качественное состояние правовой жизни».

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

В целях формирования у слушателей способности совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, а также развивать навыки самоконтроля, стимулировать потребности слушателей в работе со справочной литературой в данном разделе представлен перечень практических заданий, а также указан информационный источник, в котором содержится необходимая информация по каждому вопросу курса.

Таблица 10

Вопросы для самостоятельного изучения Источники информации Количество часов
Особенности социокультурной ситуации в России. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 5
Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 5
Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 5
Правовое воспитание, различные подходы к его определению. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 20
Правовое обучение: понятие, формы. . Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 15
Уровни самостоятельной работы. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 5
Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                        Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.   Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с. 5

 

 

5.4.4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки студентов.

Занятия со студентами проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

Лекции – это устное систематическое и последовательное изложение учебного материала по темам дисциплины с элементами групповой дискуссии. Они являются организующим и ориентирующим началом для изучения дисциплины. В ходе лекции раскрываются основные положения курса

Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического материала, углубления и расширения знаний студентов. На семинарах студенты учатся рассуждать, делать собственные выводы, анализировать юридические тексты с точки зрения языковой нормы.

Практические занятия проводятся с целью углубления и расширения знаний студентов, а также овладения студентами навыками применения полученных теоретических знаний для решения задач редактирования и совершенствования юридического текста.

От студентов требуется посещение лекций, семинарских и практических занятий. Особо ценится активная работа на семинарах и практических занятиях. Для успешной работы на семинаре и практическом занятии студент должен прочесть рекомендованную литературу, выполнить практические задания для самостоятельной работы и активно участвовать в обсуждении.

Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер.

Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение магистрантом определенных норм русского языка применительно к деловой документации юриста, на формирование умения на практике применять знания о языковых нормах в юридических текстах.

Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida. Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается по параметрам: «зачет» либо «незачет». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.

 

5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины

В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы деятельности: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся.

В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможно

- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.

На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.

Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электроннобиблиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций

                                                                                                          Таблица 11

№п.п. Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1 Из истории юридического образования   часть ОК-1 вопросы по теме, презентации студентов, доклад, анализ занятия, теты
2 Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания   часть ОК-2, ПК-12 вопросы по теме, презентации студентов, блок-схема, доклад, анализ занятия, тесты
3 Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 вопросы по теме, презентации студентов, блок-схема, доклад, тесты
4 Методика правового воспитания   часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 вопросы по теме, презентации студентов, доклад, тесты
5 Методика правового обучения   часть ОК-2, ПК-12, ПК-15 вопросы по теме, презентации студентов, доклад, тесты
6 Методика организации самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов часть ОК-2, ПК-12,  ПК-15 вопросы по теме, презентации студентов, конспект, тесты
7 Оценка качества знаний студентов часть ОК-2, часть ОК-5, ПК-12 вопросы по теме, презентации студентов, конспект, тесты

Темы сообщений

1. Ведущие университеты древности. Особенности преподавания в них.

2. Вклад Петра Iв развитие юридического образования в России.

3. Система юридического образования в дореволюционной России (труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина).

4. Роль преподавателей Московского университета в развитии юридического образования (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, С.П. Шевырев).

5. Привилегированные юридические школы XIX века (Царсосльский лицей, Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции).

6. Видные ученые-юристы современности.

7. Система юридического образования в Советском Союзе: плюсы и минусы образования.

8. Система высшего юридического образования в современной России.

9. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании.

10.  Основные категории методики правового обучения и воспитания.

11.  Аксиологические основы методики правового обучения и воспитания.

12.  Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования (преподаватель и студенты).

13.  Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

14.  Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.

15.  Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, выработка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей.

16.  Семья, школа и вуз, СМИ и церковь как социальные институты, выполняющие функ­цию правового воспитания.

17.  Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.                                           

18. Особенности правового воспитания в современном обществе.

19.  Правовой нигилизм как проблема современного общества.

20.   Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность.

21.  Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект.

22.  Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития.

23.  Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.

24.  Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика».

25.  Категория «качественное состояние правовой жизни».

Примерный план занятия и

вариант оформления проекта занятия

1. Общие сведения о занятии: дисциплина, тема, курс, группа.

Занятие по дисциплине …

Тема: …

3 курс, … группа … .

2. Форма занятия (семинарское, практическое, нестандартная форма проведения занятия).

3. Технологии, методы, приемы, используемые на занятии.

4. Цели занятия (образовательная, развивающая, воспитательная).

5. Материально-техническое обеспечение занятия.

6. Дидактические материалы и средства обучения, необходимые для занятия.

7. Описание подготовительного этапа занятия (вопросы и задания к семинарскому занятию; литература).

8. Структура занятия (с указанием времени, отводимого на проведение конкретного этапа занятия)

9. Подробный ход занятия с указанием его основных этапов:

- организационный момент (установление дисциплины в группе, проверка отсутствующих);

- формулирование темы, целей занятия;

- работа по теме семинарского занятия (основные этапы работы, методы, используемые на каждом этапе, способы контроля полученных знаний, особенности общения преподавателя и студентов и т.д.);

- организация домашнего задания;

- подведение итогов, оценивание ответов студентов, выставление отметок;

- рефлексия (по усмотрению составляющего проект занятия).

Задания к зачету

I.  Подготовка компакт-блока по выбранной теме (см. тематику докладов).

II. Презентация одного из методов обучения (на примере конкретной дисциплины).

III. Решение контрольных тестов.Примерный формат тестов представлен далее (на примере тестов, подготовленных к разделу II«История правового образования за рубежом и в России».

XVI - XVII вв.

4) XV-XVI вв.

3. Петербургский академический университет был образован

    1) в XV в.

2) в XVI в.

3) в XVII в.

В XVIII в.

И заявленных компетенций

 

Таблица 12

Требования к результатам освоения дисциплины* Оценка или зачет
Текущая аттестация студентов производится в течение семестра преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине в следующих формах: · оценивание докладов, презентаций; · тестирование; · оценивание творческих работ. Промежуточный контроль по результатам работы по дисциплине проходит в форме устного зачёта. Студент устно на вопросы преподавателя по пройденным темам. Устный ответ должен быть полным, правильным, аргументированным. Зачтено
Студент не раскрывает сущности вопроса; если ответ неполный, студент говорит невнятно, не может чётко сформулировать свою мысль. не зачтено

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

Таблица 13

 

№ п/п Вид отчетности Баллы
1 оценка качества работы студента в семестре: работа на семинаре подготовка доклада (презентации) 30, в том числе   5 10
2 оценка за посещаемость учебных занятий 5
  Зачет 50
3 Итого: 100

 

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Новикова Л.И. Методика правового воспитания и обучения: Учебное пособие для магистрантов. – М.: РГУП, 2017.

2. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РГУП, 2013.

3. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей, М.: РГУП, 2016.

Дополнительная литература

1) Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие.- М.: РАП, 2011.                 

2) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2012.

3) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. - М.: РАП, 2012. – 331 с.

4) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3 (по итогам семинаров-практикумов).- М.: РАП, 2014.        

5) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015.

6) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015.

7) Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. - М.: РГУП, 2017. - 611 с.

Информационные ресурсы Университета

 

№ п./п. Наименование Адрес в сети Интернет

Интернет ресурсы

6 Информационно-образовательный портал РГУП www.op.rai.ru электронные версии учебных, научных и научно-практических изданий РГУП 7 Система электронного обучения Фемида www.femida.rai, Учебно-методические комплексы, Рабочие программы по направлению подготовки 8 Правовые системы Гарант, Консультант, Кодекс 9 Официальный сайт Университета www.rgup

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

- Практические занятия: компьютерный класс, презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

- Прочее: рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет.

 



ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Дата Раздел Изменения Комментарии
2016 Раздел 7 Корректировка содержания дисциплины Протокол заседания кафедры № 7 от 1.02.16
2016 Раздел 6 Корректировка, уточнение оценочных средств Протокол заседания кафедры № 7 от 1.02.16

2017

Раздел 4     Приведение объема дисциплины и видов учебной работы в соответствие с рабочим учебным планом 2017 г.

Протокол заседания кафедры русского языка и культуры речи №13 от 23.06.17

 

Раздел 7 Корректировка содержания дисциплины
Раздел 6 Корректировка, уточнение оценочных средств
2017 Раздел 5 Добавлен раздел 5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины   Протокол заседания кафедры русского языка и культуры речи №4 от 16.11.17

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)            

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                          методика правового воспитания и обучения

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(актуализация 2017 г.)

 

Курс 2

Семестры: 3,4

Форма обучения: заочная

Срок освоения ОПОП по форме обучения: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

Для набора: 2017 г.

 

 

Москва 2015


Составитель: Новикова Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи, доктор педагогических наук, доцент

 

                           

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)    

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и культуры речи

протокол № 5 от «15» декабря 2015 г.

 

 

Зав. кафедрой Новикова Лариса Ивановна, д.п.н., доцент

                                              (ФИО, ученая степень, ученое звание)        

_______________ «__» ________ 201__г.

                                                      подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методической комиссией Университета Протокол № ______ «__» ________ 20___г.

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

 Протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.

© Новикова Л.И.¸ 2015 г.

 


Оглавление

1. Цели освоения дисциплины 5
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 6
3.Требования к результатам освоения дисциплины 7
4.Объем дисциплины и виды учебной работы 10
5. Содержание дисциплины 5.1. Текст рабочей программы                                      5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)                                           5.3. Практические и семинарские занятия              5.4. Самостоятельная работа                                                      12
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Критерии оценки контрольной работы                 6.2. Контрольная работа по курсу «Методика правового воспитания и обучения» 6.3. Примерный перечень вопросов для самопроверки студентов и оценки качества усвоения дисциплины 37
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 43
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины 45

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплиныявляются теоретическое и практическое освоение особенностей правового воспитания и обучения; подготовка магистратов к процессу преподавания дисциплин в юридическом вузе.

Задачи дисциплины:

- дать магистрантам основы педагогических знаний, основы психологии, основы методики правового воспитания и обучения;

- анализировать факты образовательного процесса;

- применять знания по методике правового воспитания и обучения на практике;

- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;

- организовывать собственную преподавательскую работу;

- анализировать занятие по дисциплине на высоком теоретическом и методическом уровне;

- владеть навыками анализа занятия;

- определять обучающие, развивающие, воспитательные цели и задачи занятий по конкретным дисциплинам, изучаемым в юридическом вузе;

- определять и творчески перерабатывать наиболее эффективные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания в рамках профессиональной области и в отдельных дисциплинах разрабатываемой области;

- изучать, обобщать и творчески применять опыт педагогической деятельности в профессиональной сфере;

- находить педагогически целесообразные и психологически оправданные пути воспитания и обучения правовым дисциплинам.

2. Место дисциплины в структуре

основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Методика правового обучения и воспитания» входит в профессиональный цикл дисциплин ООП (базовая часть);

Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин:теории государства и права, культуры речи, введение в педагогику, психологии.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в процессе преподавания юридических дисциплин. Особенностью дисциплины является ее интеграционный характер.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен

знать:

- основы педагогических знаний;

- основы психологии;

- основы юридических знаний; содержание юридических дисциплин;

- основы проведения исследования;

уметь:

- анализировать факты образовательного процесса;

- применять знания по психологии на практике;

- применять знания, полученные при освоении правовых дисциплин;

- организовывать собственную исследовательскую работу;


Владеть

- основами культуры речи, риторики, социологии, психологии.

- навыками организации создания учебных исследовательских работ.

- навыками анализа занятия.

- навыками психологического анализа личности обучающегося.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Методика правового обучения и воспитания»» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Демонстрирует понимание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания. Решение профессиональных ситуационных задач.
2       ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста в деловом общении. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания основ делового общения.     Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач. Ролевые игры.      
3   ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом Демонстрирует умение использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации НИДС, в управлении студенческим коллективом. Тренинги, дискуссии, деловые игры.
4 ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне   Демонстрирует способность преподавать юридические дисциплины на достаточном теоретическом и методическом уровне.   Деловые игры.
5 ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание Демонстрирует способность эффективно осуществлять правовое воспитание, применяя различные методы воспитания. Деловые игры. Решение ситуационных задач.  

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

Знать:

- основные понятия методики правового воспитания и обучения;

- специфику преподавания юридических дисциплин;

- специфику эффективного осуществления правового воспитания;

уметь:

- проанализировать проведенное кем-то (преподавателем, студентом) занятие;

- составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии;

- организовывать самостоятельную работу студентов;

- организовывать исследовательскую работу студентов;

- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

- эффективно осуществлять правовое воспитание;

- применять знания по методике правового воспитания и обучения при составлении проектов занятий по учебной дисциплине;

владеть:

- понятийным аппаратом методики правового воспитания и обучения;

- навыками построения и проведения учебного занятия;

- навыками организации исследовательских работ;

- навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;

- навыками эффективного осуществления правового воспитания.

Таблица 2

Формируемые компетенции Планируемые результаты

ОК-1

 

ОК-1 ЗНАТЬ: основы правового воспитания и обучения
ОК-1 УМЕТЬ: составлять проекты занятий, используя современные методы и технологии, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-1 ВЛАДЕТЬ: применением знаний по правовому воспитанию и обучению при составлении проектов занятий по учебной дисциплине, акцентируя внимание на социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

ОК-2

 

ОК-2 ЗНАТЬ: профессиональные обязанности преподавателя
ОК-2 УМЕТЬ: соблюдать профессиональные обязанности преподавателя
ОК-2 ВЛАДЕТЬ: принципами этики преподавателя

ОК-5

 

ОК-5 ЗНАТЬ: специфику организации исследовательских работ
ОК-5 УМЕТЬ: организовывать исследовательскую работу студентов
ОК-5 ВЛАДЕТЬ: навыками организации исследовательских работ

ПК-12

 

ПК-12 ЗНАТЬ: специфику преподавания юридических дисциплин
ПК-12 УМЕТЬ: преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-12 ВЛАДЕТЬ: навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне

ПК-15

ПК-15 ЗНАТЬ: специфику эффективного осуществления правового воспитания
ПК-15 УМЕТЬ: эффективно осуществлять правовое воспитание
ПК-15 ВЛАДЕТЬ: навыками эффективного осуществления правового воспитания

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для очной формы обучения

Таблица 3

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 72  
Аудиторные занятия 12 12
Лекции   2 2  
Семинары или практические занятия   10 10  
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60 60  
Форма промежуточной аттестации   зачет  

Объем дисциплины и виды учебной работы

для заочной формы обучения (классики)

Таблица 4

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72 36 36
Аудиторные занятия 12 6 6
Лекции   2 4 4
Семинары или практические занятия   10 2 2
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60   60
Форма промежуточной аттестации     зачет

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для группы выходного дня

Таблица 5

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

   
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72   72
Аудиторные занятия 12 6
Лекции   2   2
Семинары или практические занятия   10   10
Самостоятельная работа (СРС), в том числе контрольная работа 60   60
Форма промежуточной аттестации     зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 1.

Из истории юридического образования

История правового образования за рубежом (краткий экскурс)

История развития правового образования в Европе XV-XХ веков. Основные европейские школы и университеты: Константинопольский университет, Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Сорбонна, Кембриджский университет, Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла.

Юридическое образование в современной Европе: основные черты, качества выпускника. Американская система правового образования. Противостояние двух систем. Общие черты зарубежных систем юридического образования.

История правового образования и воспитания в России (краткий экскурс)

Зарождение правового образования в России в XVI-XVII вв. Посольский и Поместный приказы. Образование Эллино-греческой академии (Славяно-латинской), ее роль в организации систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». Основание Нарышкинского училища (специального училища для подготовки чиновников нового типа).

Роль Петра I в развитии юридического образования. Табель о рангах как юридический документ, закрепивший систему чинов и государственных должностей в Российской империи и стимулировавший получение правового образования. Использование нормативных правовых документов как учебных пособий.

Образование Петербургского академического университета и Московского университета.

Создание Академии наук. Роль М.В. Ломоносова в развитии правового образования. Развитие военного образования в XVIII в., развитие правового образования в военных образовательных учреждениях.

Развитие университетского образования в XIX в. Образование собственно юридических факультетов.

Юридическое образование в советский период.

Особенности социокультурной ситуации в России. Условия эффективности становления полноценного гражданского общества. Специфика и содержание современного юридического образования.

Тема 2.

Правовые основы высшего образования в Российской Федерации. Документационное обеспечение преподавания

Нормативно-правовые основы высшего образования

Нормативно-правовые основы высшего образования. Характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Система образования, виды образования. Типы высших учебных заведений в Российской Федерации. Роль и значение юридической практики. Введение квалификаций бакалавра и магистра в юридическом образовании.

Специфика обучения в вузе

Организационные формы обучения в вузе: традиционные (лекции, семинарские занятия и др.) и нетрадиционные (игровые формы, экскурсии и т.д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Учебно-методический комплекс (УМК): рабочие программы учебной дисциплины, методические рекомендации для студентов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, фонд оценочных средств (ФОС). Компетентностный подход, реализуемый в современном образовании. Классификации компетенций. Различия между понятиями «компетенция», «компетентность», «зуны».

Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля. Видные ученые-юристы современности. Сообщества ученых-юристов.

Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе.

Тема 3.

Методика правового воспитания и обучения как область педагогических знаний и учебная дисциплина магистратуры

Дата: 2018-12-28, просмотров: 428.