Диагностика уровня личностной агрессивности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проявление насилия в семье способствует формированию агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе, либо с применением силы к другому человеку.

Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией члена семьи, следствием его аффективного состояния или он имеет целенаправленный смысл. Многие исследователи согласны с английским социологом Г.Вильсоном, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев – это своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода стрессовых факторов и условий социальной жизни, в которой ей трудно адаптироваться. Поэтому мы агрессивное поведение рассматриваем как противоположное адаптивному [12].

Адаптивное поведение – это взаимодействие человека/члена семьи с другим человеком/членом семьи, характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий членов семьи. Высокий уровень агрессивности родителя или ребенка влияет на поведение в семье, способствует проявлению конфликтов и соперничества между членами семьи.

Выделяют следующие типы агрессивного поведения:

1. Вербальная агрессия: человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.

2. Физическая агрессия: человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку и может применить грубую физическую силу.

3. Предметная агрессия: человек срывает свою агрессию на окружающих

    предметах.

4. Эмоциональная агрессия: у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему.

5. Самоагрессия: человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

В приложении 1.3. представлен опросник Басса-Дарки, основная цель которого – оценка уровня личностной агрессивности.

 

6.3. Основы проведения психологического обследования родителей

 В основе диагностического обследования родителей лежат две задачи:

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» с точки зрения родителей.

2. Диагностика родительских способностей.

 

6.3.1. Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера

Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семей­ного воспитания и характер его нарушений. Диагностируются следующие наруше­ния семейного воспитания:

I . Уровень протекции — сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

II . Степень удовлетворения потребностей — в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потреб­ностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максималь­ному и некритическому удовлетворению любых потребнос­тей ребенка) — шкала У+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению «потребностей ре­бенка) — шкала У-.

III . Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+;

2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т—;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситив­ной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала 3-;

5) чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+;

6) минимальность санкций — упование на поощрение, со­мнение в результативности любых наказаний — шкала С—.

IV . Неустойчивость стиля воспитания — резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.

Результаты оформляются в виде таблицы:

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.