Диагностика типов семейного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Характер нарушений Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запрета Строгость санкций
Типы нарушений семейного воспитания П (г+г-) У Е З С
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + ± ± + ±
Эмоциональное отвержение - - + + +
Жестокое обращение - - ± ± +
Гипопротекция - - - - ±
Повышенная моральная ответственность - - + ± ±

Бланк ответов

V 21 22 41 42 61 62 81 82 Е±. 7 Г- 8
X 4 23  24   43 44   63 64   83 84   У+ 6 У- 4  
5 25 45 65 85 Т+ 4
6 26 46 66 86 Т- 4
7 27 47 67 87 3+ 4
8 28 48 68 88 3-3
9 29 49 69 89 С+ 4
10 30 50 70 90 С- 4
11 31 51 71 91 Н 5
12 32 52 72 92 РРЧ 6
13 33 53 73 93 ПДК 4
14 34 54 74 94 ВН 4
15 35 55 75 95 ФУ 6
16 17 36 37 56 57 76 77 96 97 НРЧ 7 ПНК 4
18 38 58 78 98 ВК 4
19 39 59 79 99 ПМК 4
20 40 60 80 100 ПЖК 4
101 107 ИЗ 119 125 г+
102 Ю8 114 120 126 г-
103 109 115 121 127 у+        
104 110 116 122 128 РРЧ
105 111 117 123 129 ФУ
106 112 Л8 124 130 НРЧ

                       Сколько лет сыну (дочери)

Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро=0,60; п = 180; р=Ж= =0,01; р<0,01.

Примечание: + чрезмерная выраженность соответствую­щей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспита­ния выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С- ). Подрос­ток находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному удовлетворению его потребнос­тей. Этот тип воспитания способствует развитию демон­стративных (истероидных) и гипертимных черт харак­тера у подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Т+, У±, Т±, 3+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые от­дают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое вос­питание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера домини­рующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию не­вротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акценту­ациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует­ся развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, 3-, С±). Под­росток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоп­риятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, ме­шающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае не­редко основную роль в нарушении воспитательного про­цесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следу­ющем:

· расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

· предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

· воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

· фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

· неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

· сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК — предпочтение женских ка­честв, шкала ПМК — предпочтение мужских ка­честв);

· проекция на подростка собственных нежелаемых ка­честв (шкала ПНК);

· вынесение конфликта между супругами в сферу вос­питания (шкала ВК).

Какие нарушения вызывают подобные отношения ро­дителей? Повышенную (доминирующую или потворствую­щую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоцио­нальное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.