Характер нарушений | Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запрета | Строгость санкций |
Типы нарушений семейного воспитания | П (г+г-) | У | Е | З | С |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | ± | ± | + | ± |
Эмоциональное отвержение | - | - | + | + | + |
Жестокое обращение | - | - | ± | ± | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | ± |
Повышенная моральная ответственность | - | - | + | ± | ± |
Бланк ответов
V | 21 22 | 41 42 | 61 62 | 81 82 | Е±. 7 Г- 8 |
X 4 | 23 24 | 43 44 | 63 64 | 83 84 | У+ 6 У- 4 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 | Т+ 4 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 | Т- 4 |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 | 3+ 4 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 | 3-3 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 | С+ 4 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 | С- 4 |
11 | 31 | 51 | 71 | 91 | Н 5 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 | РРЧ 6 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 | ПДК 4 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 | ВН 4 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 | ФУ 6 |
16 17 | 36 37 | 56 57 | 76 77 | 96 97 | НРЧ 7 ПНК 4 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 | ВК 4 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 | ПМК 4 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ПЖК 4 |
101 | 107 | ИЗ | 119 | 125 | г+ |
102 | Ю8 | 114 | 120 | 126 | г- |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 | у+ |
104 | 110 | 116 | 122 | 128 | РРЧ |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 | ФУ |
106 | 112 | Л8 | 124 | 130 | НРЧ |
Сколько лет сыну (дочери) |
Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро=0,60; п = 180; р=Ж= =0,01; р<0,01.
Примечание: + чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.
Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С- ). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
Доминирующая гиперпротекция (Т+, У±, Т±, 3+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, 3-, С±). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
· расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);
· предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);
· воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);
· фобия утраты ребенка (шкала ФУ);
· неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);
· сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК — предпочтение женских качеств, шкала ПМК — предпочтение мужских качеств);
· проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК);
· вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК).
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.