Состав разных линий УМК по предмету «Химия» на уровне ООО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Линия УМК О.С. Габриеляна  8 – 9 класс Линия УМК В.В. Лунина 8 – 9 класс Линия УМК Н.Е. Кузнецовой 8 – 9 класс
1. Учебник 1. Учебник 1. Учебник
2. Методическое пособие 2. Методическое пособие 2. Методическое пособие
3. Рабочая тетрадь 3. Рабочая тетрадь 3. Рабочая тетрадь
4. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ

4. Сборник контрольных и проверочных работ

4. Тетрадь для практических работ
5. Тетрадь для диагностических работ 5. Задачник
6. Сборник задач

6. Сборник контрольных и проверочных работ

7. Сборник контрольных и проверочных работ
8. Тетрадь для оценки качества знаний

Какие же компоненты УМК помогут при подготовке к ОГЭ по химии? На каждом этапе подготовки к ОГЭ важно использовать разнообразные предлагаемые средства УМК.

Первый этап подготовки к ОГЭ – формирование интереса к предмету и мотивации его изучения, формирование прочных базовых знаний. Таким средством может выступать учебник пропедевтического, вводного курса «Химия. 7 класс» О.С. Габриеляна. Единственный учебник в Федеральном перечне по химии для 7 класса, который имеет гриф «ФГОС», и поэтому любая школа может его включать в список используемых учебников. Учебник интересный, разнообразный, содержит много информации, выходящей за школьный курс химии, позволяющей поддерживать интерес к предмету. Содержит большое количество статей об отечественных ученых-химиках, в которых рассказывается не только об их научных достижениях, но и об их увлечениях [25].

Если в школе отсутствует пропедевтический курс химии в 7 классе, то роль мотиватора к изучению на себя берет учебник 8 класса О.С. Габриеляна. Хорошо иллюстрированный учебник, наполненный фактами, приближенными к жизни. К тому же в 8 классе ученик овладевает базовыми знаниями, которые лежат в основе всего курса химии [30].

Следующим является учебник для 8 класса Н.Е. Кузнецовой. Например, в этом учебнике существует алгоритм составления уравнений, также указаны схемы выполнения опытов. Это очень важно при реализации системно-деятельностного подхода. Схемы позволяют самостоятельно достигать ситуации успеха слабо подготовленными обучающимися [56].

Другой учебник по химии для 8 класса авторского коллектива МГУ под редакцией В.В. Еремина и В.В. Лунина. Данный учебник отличается от выше указанных прежде всего тем, что в нем изучение химии в школе рассматривается с университетской, академической стороны. Большое внимание уделяется деталям при изучении тем, представлено достаточное количество заданий на выполнение домашнего эксперимента. Представлены также схемы, позволяющие структурировать и запомнить весь объем материала [45].

 Также дополнением к учебникам авторских линий УМК являются различные методических пособия – рабочие тетради. Они формируют умение самостоятельно работать с литературой, умение по решению задач, а также умение работать с тестами различных типов. Основное внимание в них уделено работе с текстами. Например, в рабочей тетради для 8 класса Н.Е. Кузнецовой к текстам даются разно уровневые задания: озаглавить текст, ответить на несколько вопросов, переработать и структурировать прочитанную информацию в виде заполнения соответствующего кластера [21, 22, 26, 27, 31, 32, 43, 47].

Также неотъемлемым компонентом УМК являются сборники контрольных, проверочных и диагностических работ. Структура и содержание предложенных заданий:

1) соответствует содержанию ОГЭ;

2) позволяет формировать метапредметные УУД;

3) развивают у обучающихся самостоятельность;

4) соответствуют разному уровню подготовки обучающихся
[28, 29, 33, 34, 49].

Следующий компонент – задачник. Он представлен в УМК для 8 и 9 классов Н. Е. Кузнецовой. Полезен при подготовке обучающихся к ОГЭ по химии. Особенностями являются:

1) Содержание достаточного объема справочной информации;

2) Примеры решения задач;

3) Варианты контрольных работ;

4) Алгоритмы решения типовых задач;

5) Многообразие подобных задач [54, 55].

Второй этап подготовки к ОГЭ – профильная ориентация обучающихся, формирование групп обучающихся, которые будут сдавать ОГЭ по химии. Использование задачников, сборников контрольных и проверочных работ.

Третий этап подготовки к ОГЭ – углубленная подготовка обучающихся, разбор особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности. Этого добиваются применением дифференцированного подхода на уроках, проведением элективных и факультативных курсы, индивидуальных консультаций. Также не обойтись без тренировки в форме и по материалам ОГЭ. Использование задачников, сборников контрольных и проверочных работ, проводить регулярный контроль по диагностике качества знаний с помощью пособий УМК. 

Перед использованием состава УМК учителю в первую очередь целесообразно ознакомиться и сравнить содержание учебного предмета «Химия» на уровне ООО в разных линиях УМК (таблица 10).


Таблица 10

Содержание учебного предмета «Химия» на уровне ООО на примере различных линий УМК

Линия УМК О.С. Габриеляна  8 – 9 класс Линия УМК В.В. Лунина 8 – 9 класс Линия УМК Н.Е. Кузнецовой 8 – 9 класс
1. Введение 1. Первоначальные химические понятия 1. Введение
2. Атомы химических элементов 2. Кислород. Оксиды. Валентность 2. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
3. Простые вещества 3. Водород. Кислоты. Соли 3. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории
4. Соединения химических элементов 4. Вода. Растворы. Основания 4. Теоретические основы химии
5. Изменения, происходящие с веществами 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений 5. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения
6. Практикум «Простейшие операции с веществом» 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 6. Металлы
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 7. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона 7. Общие сведения об органических соединениях
8. Практикум «Свойства растворов электролитов» 8. Химическая связь

8. Химия и жизнь

9. Общая характеристика химических элементов и химических операций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 9. Стехиометрия. Количественные отношения в химии
10. Металлы 10. Химическая реакция
11. Практикум «Свойства металлов и их соединений» 11. Неметаллы
11. Неметаллы 12. Металлы
12. Практикум «Свойства соединений неметаллов» 13. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах
13. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ. 14. Начальные сведения об органических соединениях

Таблица 11

Дата: 2018-12-28, просмотров: 439.