Линия УМК О.С. Габриеляна 8 – 9 класс | Линия УМК В.В. Лунина 8 – 9 класс | Линия УМК Н.Е. Кузнецовой 8 – 9 класс |
1. Учебник | 1. Учебник | 1. Учебник |
2. Методическое пособие | 2. Методическое пособие | 2. Методическое пособие |
3. Рабочая тетрадь | 3. Рабочая тетрадь | 3. Рабочая тетрадь |
4. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ | 4. Сборник контрольных и проверочных работ | 4. Тетрадь для практических работ |
5. Тетрадь для диагностических работ | 5. Задачник | |
6. Сборник задач | 6. Сборник контрольных и проверочных работ | |
7. Сборник контрольных и проверочных работ | ||
8. Тетрадь для оценки качества знаний |
Какие же компоненты УМК помогут при подготовке к ОГЭ по химии? На каждом этапе подготовки к ОГЭ важно использовать разнообразные предлагаемые средства УМК.
Первый этап подготовки к ОГЭ – формирование интереса к предмету и мотивации его изучения, формирование прочных базовых знаний. Таким средством может выступать учебник пропедевтического, вводного курса «Химия. 7 класс» О.С. Габриеляна. Единственный учебник в Федеральном перечне по химии для 7 класса, который имеет гриф «ФГОС», и поэтому любая школа может его включать в список используемых учебников. Учебник интересный, разнообразный, содержит много информации, выходящей за школьный курс химии, позволяющей поддерживать интерес к предмету. Содержит большое количество статей об отечественных ученых-химиках, в которых рассказывается не только об их научных достижениях, но и об их увлечениях [25].
Если в школе отсутствует пропедевтический курс химии в 7 классе, то роль мотиватора к изучению на себя берет учебник 8 класса О.С. Габриеляна. Хорошо иллюстрированный учебник, наполненный фактами, приближенными к жизни. К тому же в 8 классе ученик овладевает базовыми знаниями, которые лежат в основе всего курса химии [30].
Следующим является учебник для 8 класса Н.Е. Кузнецовой. Например, в этом учебнике существует алгоритм составления уравнений, также указаны схемы выполнения опытов. Это очень важно при реализации системно-деятельностного подхода. Схемы позволяют самостоятельно достигать ситуации успеха слабо подготовленными обучающимися [56].
Другой учебник по химии для 8 класса авторского коллектива МГУ под редакцией В.В. Еремина и В.В. Лунина. Данный учебник отличается от выше указанных прежде всего тем, что в нем изучение химии в школе рассматривается с университетской, академической стороны. Большое внимание уделяется деталям при изучении тем, представлено достаточное количество заданий на выполнение домашнего эксперимента. Представлены также схемы, позволяющие структурировать и запомнить весь объем материала [45].
Также дополнением к учебникам авторских линий УМК являются различные методических пособия – рабочие тетради. Они формируют умение самостоятельно работать с литературой, умение по решению задач, а также умение работать с тестами различных типов. Основное внимание в них уделено работе с текстами. Например, в рабочей тетради для 8 класса Н.Е. Кузнецовой к текстам даются разно уровневые задания: озаглавить текст, ответить на несколько вопросов, переработать и структурировать прочитанную информацию в виде заполнения соответствующего кластера [21, 22, 26, 27, 31, 32, 43, 47].
Также неотъемлемым компонентом УМК являются сборники контрольных, проверочных и диагностических работ. Структура и содержание предложенных заданий:
1) соответствует содержанию ОГЭ;
2) позволяет формировать метапредметные УУД;
3) развивают у обучающихся самостоятельность;
4) соответствуют разному уровню подготовки обучающихся
[28, 29, 33, 34, 49].
Следующий компонент – задачник. Он представлен в УМК для 8 и 9 классов Н. Е. Кузнецовой. Полезен при подготовке обучающихся к ОГЭ по химии. Особенностями являются:
1) Содержание достаточного объема справочной информации;
2) Примеры решения задач;
3) Варианты контрольных работ;
4) Алгоритмы решения типовых задач;
5) Многообразие подобных задач [54, 55].
Второй этап подготовки к ОГЭ – профильная ориентация обучающихся, формирование групп обучающихся, которые будут сдавать ОГЭ по химии. Использование задачников, сборников контрольных и проверочных работ.
Третий этап подготовки к ОГЭ – углубленная подготовка обучающихся, разбор особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности. Этого добиваются применением дифференцированного подхода на уроках, проведением элективных и факультативных курсы, индивидуальных консультаций. Также не обойтись без тренировки в форме и по материалам ОГЭ. Использование задачников, сборников контрольных и проверочных работ, проводить регулярный контроль по диагностике качества знаний с помощью пособий УМК.
Перед использованием состава УМК учителю в первую очередь целесообразно ознакомиться и сравнить содержание учебного предмета «Химия» на уровне ООО в разных линиях УМК (таблица 10).
Таблица 10
Содержание учебного предмета «Химия» на уровне ООО на примере различных линий УМК
Линия УМК О.С. Габриеляна 8 – 9 класс | Линия УМК В.В. Лунина 8 – 9 класс | Линия УМК Н.Е. Кузнецовой 8 – 9 класс |
1. Введение | 1. Первоначальные химические понятия | 1. Введение |
2. Атомы химических элементов | 2. Кислород. Оксиды. Валентность | 2. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения |
3. Простые вещества | 3. Водород. Кислоты. Соли | 3. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории |
4. Соединения химических элементов | 4. Вода. Растворы. Основания | 4. Теоретические основы химии |
5. Изменения, происходящие с веществами | 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | 5. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения |
6. Практикум «Простейшие операции с веществом» | 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 6. Металлы |
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 7. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона | 7. Общие сведения об органических соединениях |
8. Практикум «Свойства растворов электролитов» | 8. Химическая связь | 8. Химия и жизнь |
9. Общая характеристика химических элементов и химических операций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 9. Стехиометрия. Количественные отношения в химии | |
10. Металлы | 10. Химическая реакция | |
11. Практикум «Свойства металлов и их соединений» | 11. Неметаллы | |
11. Неметаллы | 12. Металлы | |
12. Практикум «Свойства соединений неметаллов» | 13. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах | |
13. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ. | 14. Начальные сведения об органических соединениях |
Таблица 11
Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.