3) Фиксирование условий и границы применения системы оценки результатов обучения [76].
Основное достоинство такой системы оценки мы видим в том, что она позволяет оценивать не только точечный объем знаний, а еще и умение применять полученные знания при решении различных практико-ориентированных и творческих задач.
Главное достоинство заключается в том, что меняются формы и методы оценки. Наиболее значимыми становятся задания, связанные с применением знаний и умений решении творческих и практико-ориентированных задач. В конечном итоге обучающиеся создают так называемый информационный продукт своей деятельности. Репродуктивные задания, связанные главным образом с монотонным воспроизведением знаний уходят на второй план.
Кроме предметных контрольных работ, стандартных тестов, проводятся метапредметные, диагностические работы на основе компетентностных заданий. Для их решения обучающийся должен использовать не только познавательные, но и регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются:
1) оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней;
2) оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
3) оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур [76].
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
Существует две системы проверки, которые представлены в
таблице 4.
Таблица 4
Система оценки ФГОС ООО [76]
Внутренняя
| Внешняя
|
1. Стартовая диагностика
| 1. Государственная итоговая аттестация
|
2. Текущая и тематическая оценка
| 2. Независимая оценка качества образования
|
3. Портфолио
| 3. Мониторинговые исследования регионального и федерального уровней.
|
4. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений
|
5. Промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся
|
Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии [25, 46, 76]
Метапредметные
Предметные
| 1
| 2
| 3
|
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры, своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
| 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
| 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладении понятийным аппаратом и символическим языком химии;
|
2) формирование ответственности отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
| 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
| 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
|
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
| 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
| 3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
|
1
| 2
| 3
|
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
| 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
| 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
|
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
| 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
| 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
|
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
| 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
| 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
|
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
| 7) умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
|
1
| 2
| 3
|
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
| 8) смысловое чтение;
|
|
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
| 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
|
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
| 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировании и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью;
|
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.
| 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
|
| 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
|
| | | |