Лекция.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
План
Ретроспективный анализ оценки качества знаний в дидактике и методике обучения химии.
2. Подходы к оцениванию знаний по химии на уровне основного общего образования (ООО)
Инновационные подходы к повышению качества знаний по химии и основные критерии их качества
Оценка по ФГОС ООО (см. презентацию)
Возможности некоторых авторских линий в организации контроля и оценки качества знаний по химии.
Краткое содержание лекционного материала
Оценочные шкалы результатов обучения в России и за рубежом
Российская школа на пути своего исторического развития пережила различные шкалы оценивания знаний учеников. Существовали 3, 5, 8, 10, 12 –балльные системы оценивания знаний [66].
Впервые в истории человечества система оценивания знаний учеников появилась в Германии. Ее основой было деление учеников по социальному происхождению. Отсюда появилась пятибалльная шкала, которую и переняло Российское правительство. Однако, в нашей стране ее попытались модифицировать и с ее помощью стараться оценивать уровень знаний учеников [66].
В середине XVIIIвека в России существовала трехбалльная система оценивания:
1) Высший разряд – очень хорошие успехи, «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального».
2) Средний разряд - успехи «учения посредственного», мерного, нехудого».
3) Низший разряд - ниже среднего, «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
В начале XIXвека в российских гимназиях перешли на цифровых обозначения от 0 до 5. Оценивание учитель производил только по результатам выполненного задания, без учета успехов и поведения на уроке [66].
В 1918 году в российских школах отменили оценку «0», а также стали реже использовать «1».
В 1937 году Народный комиссариат просвещения РСФСР официально установил следующую шкалу, использование которой продолжается и по сей день:
1) «1» – слабые успехи (используется сегодня редко);
2) «2» – посредственные успехи;
3) «3» – достаточные успехи;
4) «4» – хорошие успехи;
5) «5» – отличные успехи.
Также стоит отметить, что в первые годы Советской власти рассматривалась идея обучения, которая не предусматривала выставление оценок. Основная концепция подобной системы строилась на создании трудовой школы, в которой работа учеников должна строиться на собственной заинтересованности, развитии самостоятельности, творчества, инициативы, а не только на монотонное усвоение знаний. Но эта идея потерпела неудачу и так и не была реализована. Однако, некоторые замыслы подобной системы (развитие творчества, самостоятельности, немонотонное усвоение знаний) нашли свое отражение в современных образовательных стандартах и современных технологиях обучениям [66].
Сегодня образовательная система каждого государства в мире имеет собственную шкалу для оценки знаний учеников. Могут быть использованы как цифровые обозначения (например, в России, в Германии), так и буквенные (например, в США).
Пятибалльная система оценки знаний учеников не является общепринятой в мире. Шкалы оценивания знаний учеников в разных странах мира представлены в таблице 3.
Таблица 3
Шкалы оценивания знаний учеников в разных странах мира [69]
№ п/п | Название страны | Шкала оценивания |
1 | Германия | от 1 до 6 (обратная зависимость) |
2 | Польша | от 1 до 6 |
3 | Япония | от 1 до 100 |
4 | Украина | от 1 до 12 |
5 | Латвия | от 1 до 10 |
6 | Франция | от 1 до 20 |
7 | Великобритания | словесная |
8 | США | A – отлично B – хорошо C – удовлетворительно D – плохо F – провал |
9 | Испания | от 1 до 10 |
10 | Индия | от 0 до 100 |
11 | Дания | от 1 до 7 |
12 | Коста-Рика | от 0 до 100 |
13 | Новая Зеландия | от 1 до 9 |
14 | Эквадор | от 1 до 20 |
15 | Австралия | от 0 до 100 |
ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка качества образовательных результатов обучающихся основной школы по различным предметам (в том числе и по химии) занимает одно из важных мест в общей системе оценки качества образования (приложение 3).
Оценивание результатов обучения (знаний, умений, навыков, предметных и метапредметные результатов обучающихся) по химии основано на Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Оценка образовательных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень сформированности навыков, умений, универсальных учебных действий [7].
Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение образовательных достижений учащихся в цифрах или баллах [7].
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех видов учебной деятельности, в том числе и по химии, установлены обязательные общедидактические критерии, указанные в приложении 4.
Появление Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения означает и появление новых методов, форм и приемов оценки качества знаний обучающихся основной школы, в то же время изменения в подходах к оценке качества знаний могут стать ключом к решению проблем повышения качества образования на уровне основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) нового поколения определяет конкретные, четкие требования к тому, что должна включать в себя система оценки планируемых результатов обучения. К ним относятся:
1) Фиксирование цели оценочной деятельности:
· ориентировка на достижение результата (личностные, предметные, метапредметные);
· обеспечение комплексного подхода к оценке вышеперечисленных результатов обучения;
· возможность совершенствования и улучшения процесса обучения в классе, школе, в регионе.
Метапредметные
2
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
3
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРСКИХ ЛИНИЙ В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ, КАК ИНСТРУМЕНТУ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МЕТАЛЛЫ»)
Итоговая оценка качества образовательных результатов обучающихся по химии на уровне основного общего образования осуществляется с помощью ОГЭ. Выбор УМК по химии во много определяет качество получаемых знаний и полноту освоения детьми Федерального государственного образовательного стандарта по предмету.
Корпорация «Российский учебник» имеет в Федеральном перечне учебников несколько авторских линий УМК: О.С. Габриелян, Н.Е. Кузнецова, В.В. Лунин. Эти УМК существуют достаточно давно и получили широкое распространение в школах России. Состав разных линий УМК по предмету «Химия» представлен в таблице 9.
Таблица 9
Лекция.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
План
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.