ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

План

Ретроспективный анализ оценки качества знаний в дидактике и методике обучения химии.

2. Подходы к оцениванию знаний по химии на уровне основного общего образования (ООО)

Инновационные подходы к повышению качества знаний по химии и основные критерии их качества

Оценка по ФГОС ООО (см. презентацию)

Возможности некоторых авторских линий в организации контроля и оценки качества знаний по химии.

Краткое содержание лекционного  материала

Оценочные шкалы результатов обучения в России и за рубежом

Российская школа на пути своего исторического развития пережила различные шкалы оценивания знаний учеников. Существовали 3, 5, 8, 10, 12 –балльные системы оценивания знаний [66].

Впервые в истории человечества система оценивания знаний учеников появилась в Германии. Ее основой было деление учеников по социальному происхождению. Отсюда появилась пятибалльная шкала, которую и переняло Российское правительство. Однако, в нашей стране ее попытались модифицировать и с ее помощью стараться оценивать уровень знаний учеников [66].

В середине XVIIIвека в России существовала трехбалльная система оценивания:

1) Высший разряд – очень хорошие успехи, «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». 

2) Средний разряд - успехи «учения посредственного», мерного, нехудого».

3) Низший разряд - ниже среднего, «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

В начале XIXвека в российских гимназиях перешли на цифровых обозначения от 0 до 5. Оценивание учитель производил только по результатам выполненного задания, без учета успехов и поведения на уроке [66].

В 1918 году в российских школах отменили оценку «0», а также стали реже использовать «1».

В 1937 году Народный комиссариат просвещения РСФСР официально установил следующую шкалу, использование которой продолжается и по сей день:

1) «1» – слабые успехи (используется сегодня редко);

2) «2» – посредственные успехи;

3) «3» – достаточные успехи;

4) «4» – хорошие успехи;

5) «5» – отличные успехи.

Также стоит отметить, что в первые годы Советской власти рассматривалась идея обучения, которая не предусматривала выставление оценок. Основная концепция подобной системы строилась на создании трудовой школы, в которой работа учеников должна строиться на собственной заинтересованности, развитии самостоятельности, творчества, инициативы, а не только на монотонное усвоение знаний. Но эта идея потерпела неудачу и так и не была реализована. Однако, некоторые замыслы подобной системы (развитие творчества, самостоятельности, немонотонное усвоение знаний) нашли свое отражение в современных образовательных стандартах и современных технологиях обучениям [66].

Сегодня образовательная система каждого государства в мире имеет собственную шкалу для оценки знаний учеников. Могут быть использованы как цифровые обозначения (например, в России, в Германии), так и буквенные (например, в США).

Пятибалльная система оценки знаний учеников не является общепринятой в мире. Шкалы оценивания знаний учеников в разных странах мира представлены в таблице 3.

Таблица 3

Шкалы оценивания знаний учеников в разных странах мира [69]

№ п/п Название страны Шкала оценивания
1 Германия от 1 до 6 (обратная зависимость)
2 Польша от 1 до 6
3 Япония от 1 до 100
4 Украина от 1 до 12
5 Латвия от 1 до 10
6 Франция от 1 до 20
7 Великобритания словесная
8 США A – отлично B – хорошо C – удовлетворительно D – плохо F – провал
9 Испания от 1 до 10
10 Индия от 0 до 100
11 Дания от 1 до 7
12 Коста-Рика от 0 до 100
13 Новая Зеландия от 1 до 9
14 Эквадор от 1 до 20
15 Австралия от 0 до 100


ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка качества образовательных результатов обучающихся основной школы по различным предметам (в том числе и по химии) занимает одно из важных мест в общей системе оценки качества образования (приложение 3).

Оценивание результатов обучения (знаний, умений, навыков, предметных и метапредметные результатов обучающихся) по химии основано на Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Оценка образовательных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень сформированности навыков, умений, универсальных учебных действий [7].

Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение образовательных достижений учащихся в цифрах или баллах [7].

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех видов учебной деятельности, в том числе и по химии, установлены обязательные общедидактические критерии, указанные в приложении 4.

Появление Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения означает и появление новых методов, форм и приемов оценки качества знаний обучающихся основной школы, в то же время изменения в подходах к оценке качества знаний могут стать ключом к решению проблем повышения качества образования на уровне основного общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) нового поколения определяет конкретные, четкие требования к тому, что должна включать в себя система оценки планируемых результатов обучения. К ним относятся:

1) Фиксирование цели оценочной деятельности:

· ориентировка на достижение результата (личностные, предметные, метапредметные);

· обеспечение комплексного подхода к оценке вышеперечисленных результатов обучения;

· возможность совершенствования и улучшения процесса обучения в классе, школе, в регионе.

Метапредметные

Предметные 1

2

3 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлое и нас­тоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принад­лежности, знание истории, языка, культуры, своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело­вечества;

1) умение самостоятельно определять цели своего обу­чения, ставить и формули­ровать для себя новые задачи в учебе и познава­тельной деятельности, раз­вивать мотивы и интересы своей познавательной деяте­льности;

1) формирование перво­начальных систематизиро­ванных представлений о веще­ствах, их превращениях и практическом применении; овладении понятийным ап­паратом и символическим языком химии; 2) формирование ответст­венности отношения к уче­нию, готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообра­зованию на основе мотива­ции к обучению и познанию, осознанному выбору и пост­роению дальнейшей индиви­дуальной траектории образо­вания на базе ориентировки в мире профессий и профес­сиональных предпочтений с учетом устойчивых позна­вательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта учас­тия в социально значимом труде;

2) умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффек­тивные способы решения учебных и познавательных задач;

2) осознание объективной значимости основ хими­ческой науки как области современного естествоз­нания, химических превра­щений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) формирование целостного мировоззрения, соответст­вующего современному уро­вню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное много­образие современного мира;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения ре­зультата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) овладение основами хи­мической грамотности: спо­собностью анализировать и объективно оценивать жиз­ненные ситуации, связанные с химией, навыками безопас­ного обращения с вещества­ми, используемыми в пов­седневной жизни; умением анализировать и плани­ровать экологически безо­пасное поведение в целях сохранения здоровья и окру­жающей среды; 1 2

3

4) формирование осознан­ного, уважительного и доб­рожелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, це­нностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) умение оценивать прави­льность выполнения уче­бной задачи, собственные возможности ее решения;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми хи­мическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия ве­ществ, зависимость их свойств от состава и стро­ения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и соо­бществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возраст­ных компетенций с учетом региональных, этнокультур­ных, социальных и экономи­ческих особенностей; 5) владение основами само­контроля, самооценки, при­нятия решений и осущест­вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превра­щениями при проведении несложных химических экспериментов с исполь­зованием лабораторного оборудования и приборов;

6) развитие морального со­знания и компетентности в решении моральных проб­лем на основе личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нрав­ственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать ана­логи, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключе­ние (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

6) формирование предста­влений о значении хими­ческой науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техноген­ных и экологических катас­троф.

7) формирование комму­никативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего воз­раста, взрослыми в процессе образовательной, обще­ственно-полезной, учебно-исследовательской, творчес­кой и других видов деятель­ности;   7) умение создавать при­менять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 1 2

3

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 8) смысловое чтение;

 

9) формирование основ экологической культуры соответствующей совре­менному уровню экологи­ческого мышления, разви­тие опыта экологически ориентированной рефле­ксивно-оценочной и прак­тической деятельности в жизненных ситуациях; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать кон­фликты на основе согла­сования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отста­ивать свое мнение; 10) осознание значения се­мьи в жизни человека и общества, принятие цен­ности семейной жизни, ува­жительное и заботливое от­ношение к членам своей семьи; 10) умение осознанно испо­льзовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выра­жения своих чувств, мыс­лей и потребностей, пла­нировании и регуляции своей деятельности; вла­дение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера. 11) формирование и разви­тие компетентности в обла­сти использования инфор­мационно-коммуникацион­ных технологий (ИКТ-компетенции);   12) формирование и разви­тие экологического мышле­ния, умение применять его в познавательной, комму­никативной, социальной практике и профессиона­льной ориентации.        

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРСКИХ ЛИНИЙ В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ, КАК ИНСТРУМЕНТУ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МЕТАЛЛЫ»)

Итоговая оценка качества образовательных результатов обучающихся по химии на уровне основного общего образования осуществляется с помощью ОГЭ. Выбор УМК по химии во много определяет качество получаемых знаний и полноту освоения детьми Федерального государственного образовательного стандарта по предмету.

Корпорация «Российский учебник» имеет в Федеральном перечне учебников несколько авторских линий УМК: О.С. Габриелян, Н.Е. Кузнецова, В.В. Лунин. Эти УМК существуют достаточно давно и получили широкое распространение в школах России. Состав разных линий УМК по предмету «Химия» представлен в таблице 9.

Таблица 9

Лекция.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

План

Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.