РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИДАКТИКЕ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раскрытие вопроса о подходах к оценке качества знаний в дидактике им методике обучения химии неразрывно связано с рассмотрением вопроса о формировании и статусе методов и форм оценки качества знаний в дидактике в целом. На основании анализ литературных источников [4, 9, 11, 14, 15, 17, 37, 53, 63, 66, 78, 80, 81] представим коротко в хронологическом порядке динамику развития методов и форм оценки качества знаний.

На всем историческом пути становления и развития сначала советской, а затем и современной российской системы образования создание различных систем оценивания достижений обучающихся имело колоссальное значение во всем образовательном процессе. Оно также определяло и степень совершенства всей системы в целом на данном этапе развития. Постепенное развитие научных представлений о функциях контроля, о значимости оценки достижений обучающихся позволили внести значимые преобразования в подходах к контролю и оценке в конце XX – начале XXI века. Благодаря работам В.В. Давыдова, Е.Д. Божовича, Л.Е. Журовой, А.В. Усовой достижения обучающихся стали сосредотачиваться не только вокруг предметных знаний, но и ориентироваться на межпредметные и метапредметные знания. Кроме того, в современной российской педагогике появился новый термин «компетенции», вошедший в нашу наука благодаря различным зарубежным проектам (например, DeSeCo:TheDefinitionandSelectionofKeyCompetencies) [12, 13, 37, 75].

В конце прошлого века ученые дидакты под руководством В.А. Болотова, Г.С. Ковалевой и др. начали активно прорабатывать проекты по созданию различных национальных проверочных тестов, которые помогли бы сделать вывод о состоянии качества системы образования на данном уровне развития для того, чтобы своевременно и полноценно предпринять меры для повышения его качества[14, 15, 16, 17, 18, 19, 20].

С 1995 года Российская Федерация принимает активное участие в международных исследованиях в области образования (TIMSS, PISA, PIRLSи др.). Данные исследования помогают оценить эффективность и качественность российского образования на международном уровне. Результаты исследований дают основу для коррекции и создания программ для повышения качества образования в наших школах[42, 62, 71].

Проблемы повышения качества образования в Российской Федерации всегда оставались одними их самых сложных. Их своевременное полноценное и решение является залогом успешного развития государства.

Существуют понятия «качество образования» и «качество знаний». Раскроем их подробнее.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[2]. Данное определение раскрывает два составляющих элемента качества: качество образовательной деятельности и качество подготовки обучающегося. При изучении подходов к оценке мы будем рассматривать степень соответствия качества подготовки обучающихся государственным стандартам. 

Под термином «качество знаний» понимаются особенности всего объема информации, усвоенной в процессе обучения в их соотношении с содержанием стандарта образования и задачами его усвоения[7].

Термин «качество знаний» находится в тесной связи с термином «качество образования».

По термином «система оценки качества знаний» понимается система оценивания качества освоения обучающимися образовательных программ[7]. Это является важным компонентом любого образовательного процесса.

Различные существующие системы оценки и контроля качества знаний и образования в России в своей основе имеют колоссальный опыт прошлых лет с момента создания форм оценки знаний учеников до появления новых уникальных методик обучения. Первые попытки создать унифицированную систему оценку качества знаний и образования за свою основу брали традиционную систему обучения.

Как отмечено в работах В.В. Давыдова, традиционная система обучения сложилась окончательно в XVIII – XIX веках такими известными философами и педагогами, как Я. Коменский, Н. Гартман, Дж. Локк, Гассенди и др. Методика обучения построенная на данной системе известна многим педагогам. Контроль и оценка результатов обучения в традиционной системе обучения имел не самое важное значение[37, 38, 39, 53].

В 60 – 80-х годах прошлого века основная ориентация обучения была сосредоточена вокруг знаниевого компонента. Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов делали попытки усилить развивающую компоненту обучения, для развития у ребенка навыков применения полученных в результате обучения новых знаний [51, 80, 81, 83].

В 90-е годы прошлого века происходящие изменения в обществе, его ориентация на демократические ценности внесли существенные корректировки в систему образования нашей страны. Вместо традиционной системы обучения и знаниевой компоненты, начала активно развиваться идея по внедрению способов развития личных качеств обучающегося через формирование у него навыков учебной деятельности. Разработкой этого направления в области школьного химического образования занимались О.С. Зайцев, М.С. Пак, Г.М. Чернобельская и др.[50, 63, 64, 65, 66, 77].

Следующим важным этапом в развитии отечественного образования было принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором большое внимание было уделено формированию и воспитанию гражданина, образование должно способствовать развитию и самоопределению личности [1, ст. 14], контроль качества образования оставался за государством [1, ст. 38].

В 2007 году в новой редакции ФЗ-230 «Об образовании» было указано, что "теперь качество образования государство контролирует и осуществляет в форме проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников" [1, ст. 38].

В 2010 году ФЗ-293 «Об образовании» вновь подвергся редакции. Вопрос о качестве образования и его оценке был обозначен в статье № 38 «Государственный̆ надзор за соблюдением законодательства Российской̆ Федерации в области образования». В этой статье отмечено, что «государственный контроль качества образования осуществляется с помощью мероприятий, которые проводят планово или внепланово органы по контролю и надзору в сфере образования на предмет соответствия содержанию подготовки выпускников содержанию федеральных государственных образовательных стандартов»[1, ст. 38].

С 1 сентября 2013 года во всем объеме вступил в силу важный документ для системы образования Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. «Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой̆ объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной̆ деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей̆ направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения». Контроль результатов обучения (текущий контроль, промежуточный контроль), их форма, периодичность остаются на усмотрение образовательной организации. Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников остается за органами по контролю и надзору в сфере образования[2].

1.1Единая система оценки качества школьного образования в России

На всем многолетний путь становления современной российской системы образования постоянно возникали споры и вопросы о способах контроля качества образования и результатов обучения. Итогом дискуссий и долгой работы стало создание единой системы оценки качества школьного образования в Российской Федерации (ЕСОКО). Данная система дает возможность контролировать знания обучающихся на разных этапах обучения в образовательных организациях (школах), выявлять существенные проблемы и оперативно их решать. Важным также является и тот факт, что ЕСОКО позволяет делать выводы о качестве образования в нашей стране на самых разных уровнях: школьном, региональном, федеральном [42].

Разноуровневость ЕСОКО обеспечивается различными формами, представленными в таблице 1.

Управленческую и организационную функцию ЕСОКО осуществляет федеральное ведомство Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, а также подведомственные ему организации. В их числе: Федеральный институт педагогических измерений, который занимается разработкой контрольно-измерительных материалов для процедур оценки, а также Федеральный институт оценки качества образования, который занимается организацией процедур оценки на разных уровнях (региональный, федеральный, мировой).

 


 

Таблица 1

Формы ЕСОКО [ по 42]

№ п/п Название формы Характеристика формы
1 2 3
1 ЕГЭ (Единый государственный экзамен) Является обязательной процедурой для всех выпускников 11-х классов с 2009 года. Выполняет две функции: 1) основная форма ГИА по программам среднего общего образования; 2) форма вступительных испытаний при приеме в ВУЗЫ Российской Федерации. С 2014 года проведены ряд мероприятий по усовершенствованию процедуры экзамена: изменен способ доставки контрольно-измерительных материалов в пункты проведения экзамена, оснащение аудиторий экзамена системами видеонаблюдения, металлодетекторами, появилась возможность онлайн-наблюдения через сеть интернет за ходом проведения процедуры ЕГЭ, также усилен общественный, независимый контроль. Также кроме технической стороны, изменения затронули и содержательную форму экзамена, которая теперь снижает уровень случайных ответов, без учета знаний выпускников. Все произошедшие изменения были направлены на усиление объективности результатов ЕГЭ, которые позволяют сделать вывод о качестве знаний по отдельным предметам, а также о качестве образования на уровне школ, регионов и стране в целом.
2 ОГЭ (Основной государственный экзамен) Введен в штатный режим в 2014 году. Является ключевой процедурой в государственной итоговой аттестации 9-х классов. С 2016 года в процедуру сдачи ОГЭ внесли существенные изменения: была введена обязательная сдача двух дополнительных предметов по выбору (кроме, русского языка и математики). Данное нововведение поз­волило более полно выявлять уровень освоения обучаю­щимися образовательных стандартов основного общего образования.
3 НИКО (Национальное исследование качества образования) Введено с 2014 года. Данное исследование направлено на общероссийскую оценку качества среднего образования. Оно проводится на регулярной основе с периодичностью не реже двух раз в год , по определенным предметам и в определённых классах. Форма проведения похожа на международные системы оценки качества образования (PISA, TIMSS и др.) Мероприятие проводится во многих регионах страны (в каждом регионе специально выбирают 5-15 школ). Число участников тестирования – 50 тыс. человек. Результаты исследования составляют основу для корректировки содержания образовательных программ по предмету, дальнейшей работы региональных центров повышения квалификации. На сегодняшний день проведено 6 исследований. В октябре 2017 года в 10-х классах были проведены исследования по химии и биологии. До конца 2019 года планируется провести еще 3 исследования.

Продолжение таблицы 1

1 2 3
4 ВПР (Всероссийские проверочные работы) Введены с 2017 года. Формат – контрольные работы, которые пишут обучающиеся в начале нового года обучения и в конце года обучения в каждом классе. Результаты ВПР позволяют контролировать изменения уровня знаний обучающихся в начале нового года обучения и в конце года обучения. Одно из самых крупных исследований по оценке качества знаний обучающихся в масштабах всей страны. Объективность и достоверность результатов достигается единым расписание проведения ВПР, едиными задания, основанными на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), едиными критериями оценки. Оценки по данной процедуре не обязательна. Результаты ВПР служат индикатором успешной реализации ФГОС.
5 РИКО (Региональное исследование качества образования) Проводится с целью получения достоверной информации о качестве образования в общеобразовательных организациях Челябинской области, тенденциях его изменения и факторах, влияющих на его уровень. РИКО позволяет оценить качество организации образовательного процесса, как в отдельных общеобразовательных организациях Челябинской области, так и на уровне муниципального образования и/или региона в целом [64].
6 МИКО (Муниципальное исследование качества образования) Проводится с целью получения достоверной информации о качестве образования в общеобразовательных организациях муниципалитета, тенденциях его изменения и факторах, влияющих на его уровень.

 

1.2Международные сопоставительные исследования качества образования

Российская Федерация с 1995 года принимает активное участие в различных международных сопоставительных исследованиях качества образования (таблица 2), которые с определенной периодичностью проводят Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievement)[42,71, 62].

Анализ результатов данных исследований дает основание для сравнения эффективности образовательных систем в разных странах.

 

 


 

Таблица 2

Основные международные сопоставительные исследования качества образования, в которых участвует Российская Федерация [42]

№ п/п Название исследования Характеристика исследования
1 PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) в области математического и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения (ОЭСР)
2 PIRLS Международное исследование качества чтения и понимания текста (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy) для учащихся 4 классов (IEA)
3 TIMSS Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TrendsinMathematicsandScienceStudy) для учащихся 4, 8 и 11 классов (IEA)
4 ICCS Международное исследование качества граждановедческого образования (InternationalCivicandCitizenshipEducationStudy) 14-летних школьников (IEA)
5 TALIS Международное сравнительное исследование педагогического корпуса (TeachingandLearningInternationalSurvey) (ОЭСР) 
6 PIAAC Международноеисследованиекомпетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) (ОЭСР)
7 ICILS Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (InternationalComputerandInformationLiteracyStudy) для учащихся 14-летнего возраста (IEA)

 

В подробнее рассмотрим результаты исследований PISA и TIMSS, которые проверяют качество естественнонаучного образования.

PISA ( Programmefor International StudentAssessment ) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в области математического и естественнонаучной грамотности, а также грамотности чтения. Проводится Организацией экономического сотрудничества и развития один раз в три года, начиная с 2000 года [62].

В проведенном исследовании 2015 года особое внимание было уделено содержательному блоку, посвящённому естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы. В исследовании приняли участие 536 тыс. учащихся 15-летнего возраста из 70 стран мира. Из них из России приняли участие 6036 обучающихся основной и средней школы [62].

Результаты исследования PISAв 2015 году дают ответы на следующие вопросы:

1) Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

2) В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ? [62]

Результаты стран по естественнонаучной грамотности PISA -2015 приведены в приложении 1. Средний балл российских обучающихся составил 487 баллов. Россия оказалась на 32 месте из 70. Самые высокие результаты оказались у обучающихся из Сингапура (556 баллов), Японии (538 баллов), Эстонии (534 балла).

Согласно данным исследования в период с 2006 по 2015 годы средний балл российских обучающихся по естественнонаучной грамотности практически не изменился, однако наблюдается его некоторое повышение с 2009 г. с 479 до 487 баллов (на 8 баллов) (Рис. 1).

Рис. 1 Средний балл российских обучающихся по естественнонаучной грамотности PISAс 2006 по 2015 годы (построено на основе: [62])

Низкие результаты российских обучающихся по естественнонаучной грамотности, по мнению экспертов, связаны с возникающими трудностями, по применению естественнонаучных знаний. В нашем образовательном процессе явно недостаточное внимание уделяется выполнению заданий, где надо объяснить явление на основе имеющихся знаний, применить знания в новых ситуациях, малое внимание также уделяется использованию приемов, повышающих надежность получаемые знаний.

В 2018 году в исследовании PISA приняли участие более 8000 российских школьников из 43 регионов. В выборку по Челябинской области попали 4 школы из 4 муниципальных районов (Верхнеуральский, Еманжелинский, Саткинский, Увельский) и 4 школы из 3 городских округов (Магнитогорский, Миасский, Челябинский). Результаты исследования будут опубликованы в декабре 2019 года [71].

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trendsin Mathematics and Science Study) для учащихся 4, 8 и 11 классов. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений один раз в четыре года, начиная с 1995 года[42, 71].

В исследовании 2015 года приняли участие 238 тыс. учащихся 8-х классов из 39 стран мира. Из них из России приняли участие 4780 обучающихся основной и средней школы.

Результаты исследования TIMSSв 2015 году дают ответы на следующие вопросы:

1) Каково состояние математического и естественнонаучного образования с точки зрения международных образовательных стандартов?

2) Какие факторы определяют наивысшие результаты учащихся по математике и естествознанию?

3) В каком направлении следует совершенствовать российское образование?

Результаты исследования TIMSS-2015 учащихся 8-х классов по естествознанию указаны в приложении 2. Средний балл российских обучающихся составил 544 балла. Россия оказалась на 7 месте из 39. Самые высокие результаты оказались у обучающихся из Сингапура (597 баллов), Японии (571 балл), Тайвань (569 баллов), Республики Корея (556 баллов), Словении (551 балл), Гонконга (546 баллов).

Согласно данным исследования в период с 1995 по 2015 годы средний балл российских обучающихся по естествознанию значительно изменился, и повысился с 523 до 544 баллов (на 21 балл) (Рис. 2).

 

Рис. 2 Средний балл российских обучающихся 8-х классов по естествознанию TIMSS с 2003 по 2015 годы

(построено на основе: [42], [71])

 

Результаты российских обучающихся 8 классов по естествознанию в 2015 году значительно превысили результаты обучающихся большинства стран-участниц международного исследования TIMSS. Самые высокие результаты российские школьники показали при выполнении заданий по химии и физике (558 баллов), чуть ниже оказались результаты при выполнении заданий по биологии и географии (532 балла). Не возникло трудностей при выполнении заданий на воспроизведение фактических знаний, и на применение знаний в стандартных учебных ситуациях, однако возникли затруднения с выполнением заданий на применение знаний в более сложных ситуациях, а также заданий, связанных с объяснением явлений и описанием наблюдений.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.