Система управления охраной труда (СУОТ), ее цели и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление ОТ - это подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) является составной частью управления предприятием, которые на основе комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью создания здоровых, безопасных и высокопродуктивных условий труда. 

Субъектом СУОТ на предприятии является руководитель (гл. инженер), а в цехах, на производственных участках – мастер цеха или руководитель подразделения.

Объектом СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, участках и предприятии в целом.

Основные задачи СУОТ:

· обучение работников безопасным методам труда;

· обеспечение безопасных технологических процессов, производственного оборудования;

· нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· организация лечебно-профилактического обслуживания;

· профессиональный подбор работников по отдельным специальностям (подбор работников по состоянию здоровья);

· усовершенствование нормативной базы по вопросам ОТ.

 

Решение этих задач и управление ОТ обеспечивается за счет выполнения следующих функций:

· организация и координация работ в области ОТ предусматривает формирование органов управления ОТ, установление обязанностей, принятие и реализацию решений;

· прогнозирование, планирование и финансирование работ подразумевает прогнозный анализ условий труда в связи с интенсификацией производства и реализацию основных направлений по ОТ, установление потребности в инженерно-технических средствах безопасности и санитарно-бытовом обслуживании рабочих мест. Планирование работы по ОТ подразделяется на перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные решения по ОТ, требует совмещения работы нескольких подразделений и больших материально-технических затрат. Текущее планирование осуществляется в рамках календарного года посредством разработки соответствующих мер в разделе «ОТ» в коллективном договоре. Оперативное планирование осуществляется по результатам контроля состояния ОТ в структурных подразделениях и на предприятии в целом.

· учет и анализ показателей состояния условий и безопасности труда предполагает анализ материалов ,касающихся результатов всех видов контроля за состоянием ОТ.В результате учета и анализа вносятся дополнения и уточнения в текущий, оперативный и перспективный план работы по ОТ. Эта функция предполагает ежемесячный расчет показателей техники безопасности:

Коэффициент безопасности Кб  характеризует выполнение работниками норм и правил ОТ. Он определяется отношением числа работающих на момент проверки без нарушений правил ТБ ко всем работающим.

Коэффициент технической безопасности Кт.б. определяется отношением числа технически исправных и соответствующих требованиям безопасности труда единиц оборудования к общему количеству единиц оборудования, установленного в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ Квпр определяется отношением фактически выполненных работ по ОТ к запланированным на данный месяц.

Коэффициент охраны труда Кот определяется как среднее арифметическое предыдущих трех показателей.

· контроль за выполнением норм и правил по ОТ направлен на проверку состояния условий труда, на выявление отклонений от норм и требований законодательства по ОТ. Контроль должны осуществлять как государственные, так и профсоюзные инспекции. Существуют следующие виды контроля:

оперативный контроль со стороны руководителей работ подразделений предприятия, проводится согласно утвержденным инструкциям в запланированные сроки;

общественный контроль осуществляется общественными инспекторами по ОТ;

Административно-общественный контроль проводится в трех уровнях. На первом уровне начальник участка (мастер) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние ОТ на участке. На втором уровне – начальник участка, цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, электрик, технолог) два раза в месяц проверяют состояние ОТ в соответствии с утвержденным графиком проверок.

На третьем уровне ежемесячно (в соответствии с утвержденным графиком проверок) комиссия во главе с главным инженером проверяет состояние ОТ на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы ОТ предприятия, глава комиссии по вопросам ОТ, представитель профкома, руководитель медицинской службы ОТ предприятия, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (механик, электрик, технолог). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале контроля третьей ступени и рассматриваются на заседании. По результатам заседания издается приказ о ликвидации нарушений, выявленных при проверке.

· стимулирование работ по выполнению ОТ предполагает поощрение работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением. Для предприятия при расчете размера страхового взноса Фондом социального страхования от несчастных случаев , при условии достижения надлежащего состояния ОТ и снижения уровня или отсутствия травматизма и профессиональной заболеваемости могут быть установлены скидки к размеру страхового взноса.

 

Финансирование ОТ

Финансирование ОТ предусмотрено Законом ДНР "Об охране труда" статья 28. Финансирование профилактических мероприятий по ОТ, выполнения общегосударственных, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профзаболеваний, предусматривается Фондом ОТ. Финансирование ОТ осуществляется работодателем.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемный труд, расходы на ОТ составляют не менее 0,5 процентов от суммы реализованной продукции.

На бюджетных предприятиях расходы на ОТ предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента фонда оплаты труда.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 425.