ТЕМА 3. Создание частного предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекции - Ознакомить студентов с порядком создания и регистрации нового предприятия

Ключевые понятия: этапы создания нового предприятия, учредители, учредительные документы, Устав, государственная регистрация, налоговая регистрация, государственный реестр.

План:

1.    Порядок создания нового предприятия (основные этапы)

2.    Государственная регистрация юридических лиц

3.    Государственная регистрация налогоплательщика

Вопрос  1

Полученные знания в прошлой лекции подвели вас к осознанию какое именно предприятие Вы хотите создавать. Начинать бизнес как физическое или юридическое лицо, в какой организационно-правовой форме работать.

1.    Создание нового предприятия предполагает прохождение следующих этапов, являющихся обязательными: определение состава учредителей и разработка учредительных документов; заключение учредителями Договора о создании и деятельности предприятия; утверждение Устава предприятия и оформление протокола № 1; открытие временного счета в банке; регистрация предприятия; передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр; внесение участниками предприятия своих вкладов в банк; открытие постоянного расчетного счета в банке; регистрация предприятия в налоговой инспекции; изготовление круглой печати и углового штампа.

Вопрос 2

Создаваемое предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции, порядок которой определяется Указом Президента РК от 17.04.95 г. № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц» и приказом регистрационной службы МЮ РК от 23.04.99 г. № 66. Перечень документов, необходимых для прохождения государственной регистрации в территориальных органах Комитета регистрационной службы МЮ РК, зависит от организационно-правовой формы предприятия. После проведения государственной регистрации информация о создании юридического лица направляется в органы статистики, где ему присваиваются унифицированные идентификационные и другие системно-учетные коды.

Вопрос 3.

Созданное предприятие после прохождения государственной регистрации в органах юстиции и постановки на статистический учет обязано в течение 10 рабочих дней пройти налоговую регистрацию и встать на учет в качестве налогоплательщика. Сведения о предприятии вносятся в Государственный реестр налогоплательщиков РК, на основании чего присваивается регистрационный номер налогоплательщика (РНН), подтверждаемый Свидетельством налогоплательщика. Предприятие обязано встать на учет по НДС, если размер оборота по реализации товаров превысил 12000-кратную величину МРП.

                  Вопросы для закрепления темы

1.Кто может выступать учредителем предприятия?

2. Какие шаги необходимо сделать, чтобы создать частное предприятие?

3. С какого момента предприятие приобретает права юридического лица?

 4. Перечислите учредительные документы, необходимые для регистрации.

Литература:

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.04.2016 г.).

2. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.04.2016 г.).

3.Дональд Ф. Куратко Предпринимательство: теоория, процесс, практика 10-е издание. Издательство: South-Western College Pub, 2016

МОДУЛЬ II Бизнес план и

ТЕМА 4 Основы бизнес-планирования в предпринимательстве

Цель: Изучить процесс бизнес-планирования, его необходимость, цели и задачи. Раскрыть отличие бизнес-плана от технико-экономического планирования

План лекции:

1.Бизнес планирование. Цели и задачи бизнес-планирования

2. Этапы составления бизнес плана. Содержание технико-экономического обоснования (ТЭО)

Вопрос 1

Зачем нужно планировать бизнес? Бизнес-планирование может повысить эффективность управления, а сам бизнес-план в данном случае является инструментом для мониторинга и оценки достигнутых результатов. Планы осуществления предпринимательских проектов получили название бизнес-планов, которое в последнее время стало применяться и в отечественной практике.

· Под бизнес-планированием понимают процесс разработки бизнес-плана, который представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.

     Бизнес-план должен содержать хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности — цели проекта, рынок, маркетинг, производство, менеджмент, финансы и риски, календарный план работ.

Их системное описание необходимо для того, чтобы дать ясную картину предприятия, а также определить, куда оно планирует двигаться и как оно собирается достичь этого.

Каковы цели бизнес-плана? Бизнес-план может понадобиться в следующих ситуациях:

–  при создании новой фирмы, слиянии или поглощении другой компанией, смене собственника, когда возникает необходимость в разработке новой стратегии развития;

–  в период подготовки значительных изменений, технического перевооружения производства, выхода на новые рынки, освоения новой продукции и т.д.;

–  для привлечения дополнительного капитала с целью расширения или развития бизнеса;

– для получения одобрения определенного курса развития (проекта) компании советом директоров, владельцами компании, что означает не только получение финансирования, но и их готовность нести ответственность за этот проект;

– для обоснования необходимости выделения ресурсов на реализацию какого-либо проекта;

– для повышения эффективности работы компании (цель — убедить команду управления в жизнеспособности и эффективности той или иной бизнес-идеи);

– при выходе на внешний рынок, установлении или расширении внешнеэкономических связей;

– при подборе кадров и формировании эффективной команды.

Кто заинтересован в составлении бизнес плана? В бизнес-плане заинтересованы прежде всего следующие лица:

Собственники предприятия (формирование стратегии развития), Руководство предприятия (осуществление эффективного управления), Инвесторы (кредиторы) - они рассматривают бизнес-план как источник информации для принятия решения о финансировании. Партнеры и сотрудники предприятия (определить свое место, задачи и перспективы сотрудничества).

Таким образом, в самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана.

Внешняя цель: бизнес-план — инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.

Внутренняя цель: бизнес-план помогает создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать контекст, то есть условия и

ситуацию. От знания того, для кого и для каких целей он разрабатывается, зависит, какой именно бизнес-план необходим в каждом конкретном случае.

Направленность бизнес-плана зависит от его целей. Бизнес-планы могут быть самыми разными, поскольку различны аудитории, которым они адресованы. Одного универсального бизнес-плана, приемлемого для всех предприятий быть не может.

ЗАДАЧИ бизнес планирования

В соответствии с целями выделяют четыре основных задачи бизнес-плана:

Задача 1. Изучить емкость и перспективы рынка сбыта.

Задача 2. Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции или услуг, соизмерить их с ценами, по которым можно будет подавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность.

Задача 3. Обнаружить «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его существования.

Задача 4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно определять – идет ли дело на подъем или катится к развалу.

Вопрос 2 Этапы бизнес-планирования

Весь процесс бизнес-планирования является сложным и состоит из нескольких этапов

Определение миссии (философии фирмы)
Формулировка целей и задач проекта
Определение структуры бизнес-плана
Сбор информации
Процесс планирования

 

 


1. Подготовительный. Здесь производится подготовка к оформлению документов, собирается необходимая информация (общая, финансовая, техническая, организационная) в объемах, необходимых для составления плана.

2. Определение целей (внешних и внутренних). При бизнес-планировании важно понимать, какие преследуются цели, какие проблемы решаются путем оформления документа. При этом план должен содержать качественное и хорошо продуманное предложение, как для инвесторов, так и для рынка услуг (выпускаемой продукции).

3. Выявление необходимых инвесторов, к которым можно отнести:

- финансовые институты (государственного или негосударственного характера);

- кредитные организации (банки и прочие);

- инвестиционные институты международного уровня;

- финансовые структуры международного уровня, которые берут на себя задачу финансирования;

- покупатели акций или будущие партнеры компании.

4. Принятие решения по поводу будущей структуры бизнес-плана, который может состоять из следующих разделов – введения, описания компании и ее продукции (услуг, товаров), анализа и оценки рынка сбыта, анализа конкуренции в выбранной сфере деятельности, плана маркетинга и производства. Кроме этого, в плане рассматриваются вопросы организационного и финансового планирования, проводится оценка риска и расчеты.

5. Сбор информация, которая необходима для написания каждого из разделов плана. На данном этапе к работе подключаются все специалисты компании, эксперты, консультанты.

6. Проводится непосредственно разработка бизнес-плана.

Рассмотрим что такое ТЭО?

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это отражение на бумаге того, насколько потенциально эффективной и целесообразной будет реализация проекта. Оно включает в себя расчеты, анализ, различные оценки окупаемости инвестиций, собственных средств. Применяется как при разработке новых продуктов, так и при улучшении или модернизации старых. То же самое относится и к строительству или организации производства, ТЭО может помочь совершить выбор при приобретении или создании определенных производственных мощностей, если таковой выбор имеется.

ТЭО и бизнес-план. Как правило, ТЭО проекта состоит из множества составляющих. Элементы могут быть схожи с бизнес-планом, но всё же отличаются.

Пример технико-экономического обоснования:

Резюме проекта (цель, суть, организаторы, исполнители, источники средств). Описание организации и сферы деятельности (общая информация, финансовая отчетность, данные о персонале, управленческая структура, партнеры, перспективы). Ключевая идея проекта (актуальность, сущность, дальнейший потенциал).

 Описание результата проекта (продуктов; работ; услуг, включая их назначение, характеристики, данные о конкурентоспособности).

Технология и инженерное проектирование (административные, производственные, кадровые ресурсы, включая схемы их взаимодействия, а также различные сметы, включающие разовые постоянные и переменные затраты, указание технологии производства, график реализации проекта, описание необходимых работ).

 Программа производства (объем производства, цены, рынки сбыта).

Схема финансирования (полное описание всех источников получения средств). Коммерческая целесообразность (затраты на подготовку и различные периоды реализации проекта, предполагаемая выручка, доход, показатели прибыли).

Показатели эффективности (различные показатели, связанные с окупаемостью и затратами, предполагаемой прибылью, устойчивостью проекта).

 В каких случаях необходимо технико-экономическое обоснование проекта? По сути, ТЭО – это расчет потенциальных либо желаемых изменений, связанных с затратами на выполнение того или иного проекта. Это отличный инструмент для ответа на вопросы, связанные с принятием решения касаемо того, имеет ли смысл осуществлять проект или нет.

ТЭО отвечает на следующие вопросы:

· Будет ли проект прибыльным?

· Насколько рискован проект?

· Какие у проекта сроки окупаемости?

· Какие требуются решения для реализации проекта?

Бизнес-план
Стартовый капитал
Бизнес-идеяМаркетинговый планФинансовый расчетПлан по персоналу
Собственные средства и накопленияПомощь родственников и семьиКредиты, лизинг Гранты
Технико-экономическое обоснование

ТЕМА 5. Структура и содержание бизнес-плана

Цель: Изучить процесс и методику составления и разработки бизнес-плана, дать характеристику основных разделов бизнес-плана   

Ключевые понятия: Бизнес-план, стратегическое планирование, емкость рынка, затраты, конкуренция, маркетинговые исследования, предпринимательский риск, структура бизнес-плана.

План:

1.Необходимость разработки бизнес-плана при организации

коммерческой деятельности.

2.Содержание и характеристика основных разделов бизнес-плана

3.Расчет точки безубыточности

Вопрос 1

Если вы прошли этап выбора организационно-правовой формы ведения деятельности, то пришло время подумать  о создании бизнес-плана.

На прошлом занятии мы выяснили, что бизнес-план может быть использован как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, использования различных видов финансирования. 

Грамотно и тщательно составленный бизнес-план снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке проекта, особенно если требуется внешнее финансирование. Он может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворяет большинство кредиторов.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

• дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;

• содержит ориентиры, в соответствии с которыми бизнесмен будет действовать на этапе становления предприятия;

• служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Вопрос 2

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес планирования - это оценка инициаторами проекта:

•     возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);

•     потенциальных потребителей;

•     конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

•     своего сегмента рынка;

•     показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

•     достаточности капитала у инициаторов бизнес - идеи и возможных источников финансирования.

       Итак, бизнес-план это:

•     изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

•     определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;

•     предвидение рисков предпринимательской деятельности;

•     конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

•     развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду, путем получения ценного опыта планирования.

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.

По мнению В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара, наиболее предпочтительным будет бизнес-план, включающий семь разделов:

Раздел 1. "Цели и задачи предпринимательской сделки"

Главная цель предпринимательского бизнеса - получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.

       Раздел 2. "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана" является сводным и представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре.

       Раздел 3. "Характеристика продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю".

       Раздел 4. "Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж" - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен.

       Раздел 5. "План (программа) действий и организационные меры" во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая).

       Раздел 6. "Ресурсное обеспечение сделки" содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.

       Раздел 7. "Эффективность сделки" является завершающим разделом бизнес-плана. В нем приводится сводная характеристика эффективности предпринимательской сделки. В числе сводных показателей эффективности - в первую очередь показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). В этом же разделе целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Мамыров Н. К. и др. (1997 г) также считают, что структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле, но в то же время включают в себя определенные разделы:

1)    резюме;

2)    характеристика продукта, товара или услуг, представляемых потребителю;

3)    оценка рынка сбыта;

4)    конкуренция;

5)    стратегия маркетинга;

6)    план производства;

7)    организационный план;

8)    юридический план;

9)    оценка риска и страхования;

10) финансовый план.

1.    Резюме. Бизнес-план начинается ... с конца, т.е. с резюме (объем его не должен составлять более 4 машинописных страниц). Оно представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Чаще всего в этом разделе представлены:

•     генеральная цель проекта;

•     краткая характеристика предпринимательского продукта, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от продукции конкурентов;

•     сроки осуществления проекта;

•     уровень рентабельности вложений в дело;

•     сведения о предлагаемых объемах продаж;

•     затраты, связанные с реализацией проекта;

•     ожидаемая эффективность и результативность (выручка, прибыль, рентабельность).

Резюме как наиболее представительную часть бизнес-плана надо сделать четким, лаконичным и убедительным.

В искусности составления краткой, концентрированной концепции бизнес-плана содержится значительное условие привлекательности всего плана.

2.    Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором дается характеристика продукта, товара или услуги, предоставляемых будущим потребителям. Этот раздел требует тщательной проработки при высоком уровне конкретности. При описании продукта (работ, услуг) указываются потребительские свойства, существенные отличия от товаров-конкурентов, степень защищенности патентами и авторскими свидетельствами, дается наглядное изобретение товара. В этом разделе следует дать прогноз цены и тех затрат, которые потребуются при производстве. В связи с формированием рыночной экономики и высоким уровнем инфляции в республике прогнозирование цены предпринимательского продукта представляет собой самый трудный элемент составления бизнес-плана.

3.    Оценка рынка сбыта - важнейшая часть бизнес-плана. Она основывается на исследовании рынка и требует сбора и обработки большого объема информации. Объем раздела обычно составляет 5-6 страниц. Основная цель его - определить и обосновать ту нишу, в которой найдет покупателя планируемый к производству товар или услуги, а также отразить полное представление о рыночной конъюнктуре.

4.    Цель раздела "Конкуренция" - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь от ошибок. В этом разделе необходимо определить крупнейших производителей - конкурентов аналогичной продукции, как можно точнее оценить объем их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики, уровень качества и дизайн основной продукции.

5.    На базе двух предыдущих разделов составители бизнес-плана разрабатывают следующий раздел - "Стратегию маркетинга".

       К основным элементам плана маркетинга относятся:

1.    Схема распространения вашего товара: самостоятельно, через оптовые организации, через магазины

2.    Ценообразование

3.    Реклама

4.    Методы стимулирования потребителей

5.    Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров)

6.    Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе

       И если предполагается реализация товара за рубеж, надо упомянуть о патентной чистоте товара.

       6-ой раздел - "План производства" - разрабатывается теми предпринимателями, которые занимаются производством. Расчеты производятся на 2-3 года вперед. Основной вопрос раздела - оценка издержек производства продукта (услуги) и их изменения в перспективе.

       Главная задача - подтвердить расчетами, что предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров качественных в нужные сроки.

       7-ой раздел - "Организационный план", в котором речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить бесперебойное и успешное функционирование.

       В этом разделе формируется организационная структура подразделений предприятия, определяется содержание работ создаваемых подразделений, квалифицированные требования к специалистам. Указываются также источники и способы привлечения специалистов для постоянной работы, величина их зарплаты.

       8-ой раздел - "Юридический план". В нем определяется формы организации предприятия с точки зрения собственности, которая, в свою очередь, определяет его правовой статус. В соответствии с принятым решением в дальнейшем разрабатываются основные документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.

       9-ый раздел - "Оценка риска и страхования". Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Государство не несет ответственности за результаты деятельности предпринимателя, поэтому при создании предприятий должен быть произведен тщательный просчет рисков. Основная задача - предугадать все типы рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разрабатываются меры по сокращения этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть.

       10-ый раздел - "Финансовый план". В нем в стоимостном выражении должен быть представлен обобщенный материал предыдущих разделов. Он включает:

а) прогноз объемов реализации;

б) баланс денежных расходов и поступлений;

в) таблицу доходов и затрат;

г) сводный баланс активов и пассивов предприятия;

д) расчеты точки безубыточности.

Прогноз объемов реализации дает представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Прогноз, как правило, составляется на три года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго года - поквартально, третьего года - в целом годовая сумма продаж.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, определяющий суммы средств вкладываемых в производство, с разбивкой по времени от начала организации предприятия. Главная задача баланса расходов - определить достаточность этих средств на каждый момент времени. В случае их нехватки необходимо предусмотреть источники дополнительной инвестиций.

Таблица доходов и затрат показывает следующее:

•     доходы от продажи товаров;

•     издержки производства товаров;

•     суммарную прибыль от продаж;

•     общепроизводственные расходы;

•     чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляется на начало и конец года. Он служит основой для оценки структуры имущества предприятия и источников его финансирования.

 Активы включают в себя следующие статьи:

•     касса (или денежная наличность);

•     расчетный счет;

•     прочие счета в банках;

•     ценные бумаги;

•     товароматериальные запасы;

•     основной капитал;

•     нематериальные активы.

Пассив баланса состоит из двух частей, включая следующие статьи:

1)    Заемные средства:

•     краткосрочные кредиты;

•     прочие статьи краткосрочной задолженности;

•     долгосрочный заемный капитал.

2)    Собственные средства:

•     акционерный капитал;

•     резервы и фонды;

•     накопленная прибыль.

Вопрос 3

В заключении данного раздела важно рассчитать, в какой момент предприятие полностью покроет убытки (издержки) и начнет приносить реальный доход. Инвестор дожен знать, когда проект наконец окупится, каков уровень риска для его вложений. Для этого определяется так называемая точка безубыточности.

Перед тем, как найти точку безубыточности, необходимо сначала понять, какие из затрат относятся к постоянным, а какие к переменным, поскольку они являются обязательными компонентами для расчета, причем важно правильно их разделить.

К постоянным относятся: амортизационные отчисления, основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала (с отчислениями), арендная плата и др.

 К переменным относятся: основные и дополнительные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата основных рабочих (с отчислениями) и др.

 Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и практически не меняются с течением времени. На изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение мощности (производительности) предприятия, открытие/закрытие производственного цеха, увеличение/снижение арендной платы, инфляция (обесценивание денег) и др.

Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше сумма переменных затрат. Важно! Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства! Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными.


Формула расчета

Существую две формулы для расчета точки безубыточности – в натуральном и стоимостном выражении.

Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, необходимо использовать следующие показатели:

 Постоянные затраты на объем (FC– fixedcost);

Цена единицы товара (услуги, работы) (P– price);

Переменные затраты на единицу продукции (AVC– averagevariablecost).

Точка безубыточности может (break-evenpoint -BEP) быть определена по формуле:

BEP=FC/(P-AVC)

 В данном случае по итогам расчета получится критический объем продаж в натуральном выражении.

Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в денежном выражении, необходимо использовать следующие показатели:

· Постоянные затраты (FC – fixed cost);

· Выручка (доходы) (TR– totalrevnue) или цена (P — price);

· Переменные затраты на объем (VC – variablecost) или переменные затраты на единицу продукции (AVC – average variable cost).

 Для начала необходимо рассчитать коэффициент маржинального дохода (долю маржинального дохода в выручке), т.к. этот показатель используется при расчете точки безубыточности в денежном выражении, и маржинальный доход. Маржинальный доход (MR– marginalrevenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами. MR=TR-VC

Так как выручка на единицу продукции – это цена (P=TR/Q, где Q– это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

MR=P-AVC

Коэффициент маржинального дохода рассчитается по следующей формуле:

КMR=MR/TR

 или (если MR рассчитывается исходя из цены):

 KMR=MR/P

Обе описанные выше формулы для расчета коэффициента маржинального дохода приведут к одному результату.

 Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывает по следующей формуле:

 BEP=FC/KMR

В данном случае по итогам расчета получится критическая сумма выручки, при которой прибыль будет равна нулю.

Для внесения большей ясности, необходимо рассмотреть конкретные примеры расчета точки безубыточности для различных типов организаций.

 

Контрольные вопросы:

1.    Что представляет собой бизнес-план?

2.    Какой порядок составления бизнес-плана?

3.    Какая структура бизнес-плана?

4.    Раскройте содержание разделов бизнес-плана

5.    Что включает в себя система контроля за выполнением бизнес-плана?

Литература

1.    Курманбаев С.К., Адильбеков М.Т., Мурзатаева Г.К. Предпринимательство. Учебник. (2-е изд., переработанное и дополненное). Под редакцией профессора Курманбаева С.К. Астана, 2010. – 264 с.

2.    Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – Астана: PRINT-S, 2007. – 479 с.

3.    Лапуста М.Г. Предпринимательство: основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005 – 159 с.

4.    В. Глумаков, В.Я. Горфинкель, М.М. Максимцов и др. Менеджмент малого бизнеса: учебник. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. – 283 с.

5.    Сейдахметов А.С. Рынок технологий: учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2011. – 261 с.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 306.