Дифференциальная диагностика заболеваний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
симптомы корь краснуха скарлатина аллергические реакции
Катаральный период        
Выраженность катарально-респираторного синдрома        
Кашель        
Конъюнктивит        
Увеличение затылочных лимфатических узлов        
Симптомы интоксикации        
Этапность высыпаний        
Характер сыпи        
Обратное развитие сыпи        
Изменение слизистой полости рта        
Общий анализ крови        
Серологические реакции        

4.Задание: провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

-собрать анамнез у ребенка и его матери;

-провести методику объективного обследования ребенка:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания: ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи:

Задача № 1.

В приемное отделение больницы доставлен мальчик, 14 лет, наблюдавшийся фельдшером по месту жительства. Диагноз при направлении в стационар — грипп, пневмония, аллергическая сыпь. Болен 5 дней. Температура 39,6o С-40o С. Кашель, конъюнктивит, на 5-ый день болезни появилось пятнистая сыпь на лице и шее.

Задания:

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Какие данные анамнеза и осмотра помогут уточнить диагноз?

3. Тактика в отношении больного.

Задача № 2.

Девочка 5 лет посещает детский сад. Два дня назад у нее повысилась температура тела до 380С, появилась вялость. В тот же день на коже лица, волосистой части головы, туловища появилась розовая пятнистая сыпь в виде единичных элементов. На следующий день на месте пятен образовались папулы, но появились и новые элементы пятнистой сыпи. Отказывается от еды. Аналогичным образом в этой группе заболели еще два ребенка. Из анамнеза известно, что это ребенок молодых и здоровых родителей. Родилась доношенной с массой тела 3300 г., длиной 54 см. Развивалась соответственно возрасту. Привита в срок, без осложнений. Детский сад посещает в течение 2-х лет, болеет редко.

Состояние во время осмотра дома средней тяжести. Температура тела 37,8°С, но девочка вялая, беспокоится. На коже лица, туловища, конечностей, волосистой части головы обильная сыпь  на неизмененном фоне кожи, симметричная, полиморфная (пятно, папула, везикула), не склонная к слиянию. На слизистой полости рта немногочисленные везикулы, эрозии. Дыхание везикулярное, перкуторный звук легочный. Тоны сердца громкие, ритм сердечной деятельности правильный. Живот при пальпации безболезненный, печень не выступает из-под правой реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Физиологические отправления, со слов мамы, не нарушены.

Задания:

  1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
  2. Какова этиология данного заболевания?
  3. Нужны ли для подтверждения диагноза лабораторные исследования, если нужны, то какие?
  4. С каким заболеванием следует провести дифференциальную диагностику?
  5. Каким будет следующий элемент сыпи?
  6. Составьте план мероприятий в отношении больного ребенка.
  7. Составьте план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге (профилактика неспецифическая и специфическая).

Задача № 3.

Ребенок 3 лет заболел корью, капризен, отказывается от еды и питья, от приема лекарств. Температура тела 38,8°С , повторная рвота. Отмечалась сыпь пятнисто-папулезная яркая, обильная со склонностью к слиянию, начавшаяся на лице, затем появилась на туловище, распространилась на конечности в течение 3 суток. За ребенком ухаживает бабушка, в связи с резкой светобоязнью она завесила от света все окна. Сыпь начала отцветать (с 8-го дня болезни появилась пигментация), уменьшились насморк и светобоязнь. При осмотре на 9-й день болезни на губах кровоточащие трещины, корочки, слюнотечение. Температура 38,7°С и появился сильный влажный кашель.

Задания:

1. Какие осложнения кори можно заподозрить?

2. Какие дефекты в лечении могли способствовать этим осложнениям?

3. Какие патогенетические механизмы лежат в основе осложнений?

4. Какое лечение следует назначить?

5. Поставьте полный клинический диагноз.

Задача № 4. Ребенок 2 лет, заболел остро. Внезапно повысилась температура тела до 38,50С и появились кашель, насморк, конъюнктивит. Ребенок стал капризным, плохо спал, отмечалось снижение аппетита. Через некоторое время появилась светобоязнь.

Участковый врач расценил все симптомы, как проявление ОРВИ и назначил симптоматическую терапию. На 3-й день от начала заболевания, температура тела вновь повысилась до 39,40С, состояние ухудшилось, на лице появилась ярко-розовая пятнисто-папулезная сыпь, которая в течение двух дней распространилась на туловище и конечности. Температура оставалась высокой. Ребенок был вялым, сонливым. Ночью состояние ребенка резко ухудшилось; появились приступы удушья, грубый «лающий» кашель. Ребёнок был доставлен в стационар. При осмотре: состояние тяжелое, на коже крупнопятнистая сыпь в стадии пигментации. Грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, почти полная афония. Дыхание шумное, даже в покое инспираторная одышка, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, периоральный цианоз. В легких дыхание жесткое, выслушиваются проводные сухие хрипы. Число дыханий 44 в минуту. Перкуторный звук не изменен. Тоны сердца громкие, ритм правильный. Частота сердечных сокращений 112 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не пальпируется, стул оформленный.

Задания:

1. Поставьте диагноз.

2. Какая наиболее вероятная причина удушья и изменения тембра голоса?

3. План лечения.

4. Есть ли специфическая профилактика данного заболевания?

5. Какова продолжительность заразного периода?

Задача № 5.

Девочка 5 лет. Ребенок от I физиологически протекавшей беременности, срочных родов. Раннее развитие без особенностей. Первые два месяца – естественное вскармливание, затем искусственное. Страдает выраженной пищевой аллергией. Диетические ограничения соблюдались плохо, так как ребенок посещает детский сад. Не прививалась. 2 недели назад в детском саду заболел ребенок (диагноз – аллергическая реакция), родители к врачу не обращались. Сегодня одновременно у 3-х детей была обнаружена сыпь, в том числе и у данной пациентки. Накануне девочка была капризной, жаловалась на головную боль. Температура тела была 37,20С, заложенность носа. Днем ребенок жаловался на болезненность в области затылка, где были обнаружены увеличенные до 2 смзатылочные лимфоузлы, слегка болезненные, подвижные. Затем появилась мелкая пятнисто-папулезная розовая сыпь на лице, верхней части туловища, а к вечеру сыпь распространилась по всему телу. При осмотре: состояние средней тяжести. На кожных покровах по всей поверхности тела розовая пятнисто-папулезная сыпь без тенденции к слиянию. На слизистой полости рта энантема, небольшая гиперемия зева. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Число дыханий 30 в минуту. Тоны сердца чисты, громкие. Частота сердечных сокращений 110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Менингеальных симптомов нет.

Задания::

1. Поставьте диагноз.

2. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальный диагноз?

3. Назначьте лечение.

4. Какие могут быть осложнения?

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести?

Задача № 6.

13 марта у ребенка 5 лет после прогулки в парке появились мелкие красные пятна на щеках с тенденцией к слиянию, образуя эритему щек, щеки выглядели как «нашлепанные». Кожа вокруг рта оставалась бледной. На следующий день появились жалобы на головную боль, миалгии. Температура тела повысилась до 38°С градусов, катаральные явления со стороны носа и зева. На туловище и конечностях (преимущественно на разгибательных поверхностях) появилась эритематозная сыпь с разрешением в центре, образуя кружева. Зуд умеренно выражен. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритм правильный, ЧСС-110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Через 2 дня сыпь в середине пятна начала бледнеть, приобретая сетчатый, кружевной вид.

Задания:

1. Ваш предполагаемый диагноз?

2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

3. Какие лабораторные методы помогут подтвердить диагноз?

4. Объясните патогенез заболевания.

5. Какое лечение показано?

6. Проводится ли специфическая профилактика?

Задача № 7.

Девочка 4 лет поступила в стационар 20 декабря с жалобами на слабость, высокую температуру, кашель, насморк. Раннее развитие в соответствии с возрастом. С 6 месяцев у девочки детская экзема, в связи с чем, девочка имела отвод от профилактических прививок. ОРЗ болеет 3 раза в год. Посещает детский сад. Заболела 18 декабря: температура тела 37,6°С, появились кашель и насморк. Участковый педиатр диагностировал ОРВИ и назначил симптоматическую терапию, теплое питье. На следующий день общее состояние ухудшилось, температура 38,3°С, кашель и насморк усилились, появились головная боль и боль в горле, в связи с чем, ребенок был госпитализирован.

При поступлении: температура 38,5°С, ребенок вял, бледен, выражены насморк, сухой кашель, светобоязнь, гиперемия конъюнктив, инъекция сосудов склер. Кожа бледная, чистая. Яркая гиперемия дужек, задней стенки глотки, миндалин, слизистых оболочек щек. На переходной складке у коренных зубов имеются очень мелкие беловатые высыпания, несколько возвышающиеся над поверхностью. На мягком небе крупнопятнистая энантема. Пальпируется шейная группа лимфатических узлов: узлы мелкие, безболезненные. В легких дыхание жесткое, хрипов нет. Тахикардия. Тоны сердца звучные. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 2 см ниже края реберной дуги. Стул нормальный.

Задания:

1. Какой диагноз следует предположить в этом случае? Назовите диагностические критерии заболевания, имеющиеся у больной.

2. Какие симптомы следует ожидать в последующие дни болезни, чтобы убедиться в правильности диагноза?

3. Какие дополнительные сведения анамнеза необходимы для подтверждения диагноза?

4. В какое отделение необходимо госпитализировать девочку?

5. Можно ли было изолировать больную в соматическом отделении?

6. Что необходимо предпринять в группе детского сада, который посещает девочка, с целью профилактики распространения заболевания.

Темы рефератов для самостоятельной работы студентов:

    1. Принципы диагностики и профилактики инфекционных экзантем у детей старшего возраста.
    2. Тяжелое осложнение кори, обусловленное иммунной реакцией на белки миелина вируса, проявляющееся поражением ЦНС.

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни у детей / под ред. Тимченко В.Н.- СПБ: 2010
  2. Инфекционные болезни у детей//под ред.Э.Н.Симованьян.-2-е изд., доп.и перер. –Ростов н/Д:Феникс, 2011.-767 с.
  3. Инфекционные болезни у детей. Под ред. В.Ф. Учайкина, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006: 687 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас детских инфекционных заболеваний /ред. К. Дж. Бэйкер; пер. с англ. ред. В. Ф. Учайкин - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2009. - 496 с.: ил.

  1. Приказ МЗ РФ от 21.12.2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
  2. Приказ МЗ и СР РФ от 21 марта 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
  3. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным корью. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г.  http://niidi.ru/dotAsset/eed9b132-1dc0-4adc-8833-092e5e36fa66.pdf.
  4. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным ветряной оспой. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г.  http://niidi.ru/dotAsset/34a0605d-16f6-4127-b4d3-676dd0f17dd7.pdf.
  5. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным краснухой. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г.  http://niidi.ru/dotAsset/ba8dd601-7b01-40b6-806c-21bf63436a55.pdf.
  6.  Karen J. Marcdante, MD, Robert M. Kliegman, MD. Nelson Essentials of Pediatrics. 7 th Edition, 2015. https:// www.clinicalkey.com/#!/browse/book/3-s2.0-C20110078687.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 391.