симптомы | корь | краснуха | скарлатина | аллергические реакции |
Катаральный период | ||||
Выраженность катарально-респираторного синдрома | ||||
Кашель | ||||
Конъюнктивит | ||||
Увеличение затылочных лимфатических узлов | ||||
Симптомы интоксикации | ||||
Этапность высыпаний | ||||
Характер сыпи | ||||
Обратное развитие сыпи | ||||
Изменение слизистой полости рта | ||||
Общий анализ крови | ||||
Серологические реакции |
4.Задание: провести объективное обследование ребенка по алгоритму:
-собрать анамнез у ребенка и его матери;
-провести методику объективного обследования ребенка:
Решить ситуационную задачу.
Методические указания к выполнению задания: ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
В приемное отделение больницы доставлен мальчик, 14 лет, наблюдавшийся фельдшером по месту жительства. Диагноз при направлении в стационар — грипп, пневмония, аллергическая сыпь. Болен 5 дней. Температура 39,6o С-40o С. Кашель, конъюнктивит, на 5-ый день болезни появилось пятнистая сыпь на лице и шее.
Задания:
1. Сформулируйте предположительный диагноз.
2. Какие данные анамнеза и осмотра помогут уточнить диагноз?
3. Тактика в отношении больного.
Задача № 2.
Девочка 5 лет посещает детский сад. Два дня назад у нее повысилась температура тела до 380С, появилась вялость. В тот же день на коже лица, волосистой части головы, туловища появилась розовая пятнистая сыпь в виде единичных элементов. На следующий день на месте пятен образовались папулы, но появились и новые элементы пятнистой сыпи. Отказывается от еды. Аналогичным образом в этой группе заболели еще два ребенка. Из анамнеза известно, что это ребенок молодых и здоровых родителей. Родилась доношенной с массой тела 3300 г., длиной 54 см. Развивалась соответственно возрасту. Привита в срок, без осложнений. Детский сад посещает в течение 2-х лет, болеет редко.
Состояние во время осмотра дома средней тяжести. Температура тела 37,8°С, но девочка вялая, беспокоится. На коже лица, туловища, конечностей, волосистой части головы обильная сыпь на неизмененном фоне кожи, симметричная, полиморфная (пятно, папула, везикула), не склонная к слиянию. На слизистой полости рта немногочисленные везикулы, эрозии. Дыхание везикулярное, перкуторный звук легочный. Тоны сердца громкие, ритм сердечной деятельности правильный. Живот при пальпации безболезненный, печень не выступает из-под правой реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Физиологические отправления, со слов мамы, не нарушены.
Задания:
Задача № 3.
Ребенок 3 лет заболел корью, капризен, отказывается от еды и питья, от приема лекарств. Температура тела 38,8°С , повторная рвота. Отмечалась сыпь пятнисто-папулезная яркая, обильная со склонностью к слиянию, начавшаяся на лице, затем появилась на туловище, распространилась на конечности в течение 3 суток. За ребенком ухаживает бабушка, в связи с резкой светобоязнью она завесила от света все окна. Сыпь начала отцветать (с 8-го дня болезни появилась пигментация), уменьшились насморк и светобоязнь. При осмотре на 9-й день болезни на губах кровоточащие трещины, корочки, слюнотечение. Температура 38,7°С и появился сильный влажный кашель.
Задания:
1. Какие осложнения кори можно заподозрить?
2. Какие дефекты в лечении могли способствовать этим осложнениям?
3. Какие патогенетические механизмы лежат в основе осложнений?
4. Какое лечение следует назначить?
5. Поставьте полный клинический диагноз.
Задача № 4. Ребенок 2 лет, заболел остро. Внезапно повысилась температура тела до 38,50С и появились кашель, насморк, конъюнктивит. Ребенок стал капризным, плохо спал, отмечалось снижение аппетита. Через некоторое время появилась светобоязнь.
Участковый врач расценил все симптомы, как проявление ОРВИ и назначил симптоматическую терапию. На 3-й день от начала заболевания, температура тела вновь повысилась до 39,40С, состояние ухудшилось, на лице появилась ярко-розовая пятнисто-папулезная сыпь, которая в течение двух дней распространилась на туловище и конечности. Температура оставалась высокой. Ребенок был вялым, сонливым. Ночью состояние ребенка резко ухудшилось; появились приступы удушья, грубый «лающий» кашель. Ребёнок был доставлен в стационар. При осмотре: состояние тяжелое, на коже крупнопятнистая сыпь в стадии пигментации. Грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, почти полная афония. Дыхание шумное, даже в покое инспираторная одышка, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, периоральный цианоз. В легких дыхание жесткое, выслушиваются проводные сухие хрипы. Число дыханий 44 в минуту. Перкуторный звук не изменен. Тоны сердца громкие, ритм правильный. Частота сердечных сокращений 112 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не пальпируется, стул оформленный.
Задания:
1. Поставьте диагноз.
2. Какая наиболее вероятная причина удушья и изменения тембра голоса?
3. План лечения.
4. Есть ли специфическая профилактика данного заболевания?
5. Какова продолжительность заразного периода?
Задача № 5.
Девочка 5 лет. Ребенок от I физиологически протекавшей беременности, срочных родов. Раннее развитие без особенностей. Первые два месяца – естественное вскармливание, затем искусственное. Страдает выраженной пищевой аллергией. Диетические ограничения соблюдались плохо, так как ребенок посещает детский сад. Не прививалась. 2 недели назад в детском саду заболел ребенок (диагноз – аллергическая реакция), родители к врачу не обращались. Сегодня одновременно у 3-х детей была обнаружена сыпь, в том числе и у данной пациентки. Накануне девочка была капризной, жаловалась на головную боль. Температура тела была 37,20С, заложенность носа. Днем ребенок жаловался на болезненность в области затылка, где были обнаружены увеличенные до 2 смзатылочные лимфоузлы, слегка болезненные, подвижные. Затем появилась мелкая пятнисто-папулезная розовая сыпь на лице, верхней части туловища, а к вечеру сыпь распространилась по всему телу. При осмотре: состояние средней тяжести. На кожных покровах по всей поверхности тела розовая пятнисто-папулезная сыпь без тенденции к слиянию. На слизистой полости рта энантема, небольшая гиперемия зева. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Число дыханий 30 в минуту. Тоны сердца чисты, громкие. Частота сердечных сокращений 110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Менингеальных симптомов нет.
Задания::
1. Поставьте диагноз.
2. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальный диагноз?
3. Назначьте лечение.
4. Какие могут быть осложнения?
5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести?
Задача № 6.
13 марта у ребенка 5 лет после прогулки в парке появились мелкие красные пятна на щеках с тенденцией к слиянию, образуя эритему щек, щеки выглядели как «нашлепанные». Кожа вокруг рта оставалась бледной. На следующий день появились жалобы на головную боль, миалгии. Температура тела повысилась до 38°С градусов, катаральные явления со стороны носа и зева. На туловище и конечностях (преимущественно на разгибательных поверхностях) появилась эритематозная сыпь с разрешением в центре, образуя кружева. Зуд умеренно выражен. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритм правильный, ЧСС-110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Через 2 дня сыпь в середине пятна начала бледнеть, приобретая сетчатый, кружевной вид.
Задания:
1. Ваш предполагаемый диагноз?
2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?
3. Какие лабораторные методы помогут подтвердить диагноз?
4. Объясните патогенез заболевания.
5. Какое лечение показано?
6. Проводится ли специфическая профилактика?
Задача № 7.
Девочка 4 лет поступила в стационар 20 декабря с жалобами на слабость, высокую температуру, кашель, насморк. Раннее развитие в соответствии с возрастом. С 6 месяцев у девочки детская экзема, в связи с чем, девочка имела отвод от профилактических прививок. ОРЗ болеет 3 раза в год. Посещает детский сад. Заболела 18 декабря: температура тела 37,6°С, появились кашель и насморк. Участковый педиатр диагностировал ОРВИ и назначил симптоматическую терапию, теплое питье. На следующий день общее состояние ухудшилось, температура 38,3°С, кашель и насморк усилились, появились головная боль и боль в горле, в связи с чем, ребенок был госпитализирован.
При поступлении: температура 38,5°С, ребенок вял, бледен, выражены насморк, сухой кашель, светобоязнь, гиперемия конъюнктив, инъекция сосудов склер. Кожа бледная, чистая. Яркая гиперемия дужек, задней стенки глотки, миндалин, слизистых оболочек щек. На переходной складке у коренных зубов имеются очень мелкие беловатые высыпания, несколько возвышающиеся над поверхностью. На мягком небе крупнопятнистая энантема. Пальпируется шейная группа лимфатических узлов: узлы мелкие, безболезненные. В легких дыхание жесткое, хрипов нет. Тахикардия. Тоны сердца звучные. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 2 см ниже края реберной дуги. Стул нормальный.
Задания:
1. Какой диагноз следует предположить в этом случае? Назовите диагностические критерии заболевания, имеющиеся у больной.
2. Какие симптомы следует ожидать в последующие дни болезни, чтобы убедиться в правильности диагноза?
3. Какие дополнительные сведения анамнеза необходимы для подтверждения диагноза?
4. В какое отделение необходимо госпитализировать девочку?
5. Можно ли было изолировать больную в соматическом отделении?
6. Что необходимо предпринять в группе детского сада, который посещает девочка, с целью профилактики распространения заболевания.
Темы рефератов для самостоятельной работы студентов:
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Атлас детских инфекционных заболеваний /ред. К. Дж. Бэйкер; пер. с англ. ред. В. Ф. Учайкин - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2009. - 496 с.: ил.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 391.