Клиническими симптомами, характерными для орхита паротитной этиологии, являются:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) увеличение размеров яичка

2) болезненность яичка

3) отек мошонки

4) иррадиация болей в паховую область

5) затрудненное мочеиспускание.

 

2.Задание: заполнить таблицу:

Таблица № 1

Дифференциальная диагностика экзантем при скарлатине и краснухе

Признак Скарлатина Краснуха
Начальные симптомы    
Время появления сыпи    
Морфоло­гия сыпи    
Размеры сыпи    
Порядок высыпа­ния    
Локализация сыпи    
Яркость сыпи    
Фон кожи    
Обратное развитие    
Ката­ральные явления    
Изме­нения слизистых оболочек полости рта    
Интокси­кация    
Пора­жение других органов и систем    

 

3. Задание: собрать анамнез, провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития4.

4.Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи:

Задача № 1.

Ребенок 4 лет заболел остро с повышения температуры тела до 38,50 С,

недомогания, снижения аппетита, повторной рвоты, болей в горле при глотании, появления сыпи на лице, туловище и конечностях. «Скорой помощью» ребенок был доставлен в стационар. При осмотре в приемном покое: состояние больного средней степени тяжести, температура тела - 39,00С, жалуется на головную боль и боль в горле. На щеках яркий румянец, при этом носогубный треугольник бледный. Кожные покровы сухие, гиперемированы, на туловище, сгибательных поверхностях конечностей обильная мелкоточечная сыпь. Слизистые оболочки чистые, влажные. Дыхание через нос свободное. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, тахикардия до 140 уд\мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены. Мочится свободно. Стул оформленный. St. localis:  тонзиллярные лимфатические узлы до 1 см в диаметре, безболезненны. Рот открывает свободно. Отека в зеве и на шее нет. В ротоглотке яркая отграниченная гиперемия, энантема на мягком небе, миндалины II ст., по лакунам островчатые наложения, бело – желтого цвета, легко снимаются, растираются шпателем.

Клинический анализ крови: Hb - 125 г\л, Эр - 3,4 х 1012 \л, Лейк - 13,5х 109\л; э- 3%, п\я-10%, с\я- 65%, л- 17%, м-5%, СОЭ- 25 мм\час.

Общий анализ мочи: без патологии.

В посеве  слизи из ротоглотки обнаружен рост гемолитического стрептококка группы А.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Проведите обоснование диагноза.

3. Проведите дифференциальный диагноз с иерсиниозом.

4. Назначьте лечение.

5. Составьте  план противоэпидемических мероприятий дома и в детском коллективе (ребенок посещает детский сад).

Задача № 2.

У ребенка 5 лет, находившегося в хирургическом отделении по поводу ожога II степени мягких тканей правого бедра, на 5-й день болезни повысилась температура до 38,0°С, ухудшилось общее состояние и появилась сыпь. При объективном осмотре: состояние ребенка средней степени тяжести, самочувствие нарушено, вял, капризен. На туловище и конечностях на гиперемированном фоне мелкоточечная сыпь, больше на внутренних поверхностях и с преимущественной локализацией вокруг ожога. Увеличены паховые лимфатические узлы справа. Катаральных явлений нет, зев спокоен, язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс 140 уд/мин, АД - 110/60 мм рт. ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Менингеальных знаков нет.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Объясните механизм развития заболевания.

3. Где должен лечиться больной?

4. Лечебная тактика.

5. С каким заболеванием следует дифференцировать атипичную форму скарлатины?

Задача № 3.

Сережа К. 3 лет заболел остро с подъемом температуры до 38,8o С, отмечались однократная рвота, головная боль, боли при глотании, к концу суток появилась сыпь. При осмотре: состояние средней тяжести, температура 39,9°С. На коже обильная мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне. Белый дермографизм, язык обложен налетом. Зев ярко гиперемирован.

Задания:

1. Сформулируйте предположительный диагноз.

2. Какие осложнения возможны от этой инфекции?

3. Тактика в отношении больного.

Задача № 4.  У ребенка 7 лет при поступлении в больницу жалобы на изменение цвета мочи (вид "мясных помоев"), редкое мочеиспускание, вялость, боль головы, бледность кожи, отеки на лице. Известно, что 2 недели назад ребенка беспокоит боль в глотке, повышалась температура к 38,5°С, наблюдалась сыпь. При осмотре отмечено бледность и сухость кожи, отрубевидное шелушение на туловище, пластинчатое на конечностях, отек век.

Задания:

1. Какой предварительный диагноз?

2. Какой антибиотик следует назначить? Укажите дозу.

Задача № 5.

Мальчик 13 лет, заболел остро с повышения температуры тела до 38,00С, появления припухлости в области околоушной железы справа, болей при жевании. Жаловался на боли в животе в области эпигастрия. Через 2 дня появилась припухлость и болезненность в области левой околоушной железы. Мать к врачу не обращалась, лечила ребенка домашними средствами, тепловыми компрессами. На 5-й день болезни стал жаловаться на боли в яичке и правом паху, боли усиливались при ходьбе. Госпитализирован. Состояние при поступлении средней степени тяжести, температура тела – 390С. Правое яичко увеличено в размере в 2 раза, плотное, болезненное, кожа над ним гиперемирована. Обе околоушные железы увеличены в размерах, слегка болезненны. Пальпация в области эпигастрия болезненна, беспокоит тошнота, периодически повторяющаяся рвота. По другим органам – без патологии.

Клинический анализ крови: Hb – 140 г\л, Эр – 4,3 × 1012 \л, Ц.п. – 0,95, Лейк – 8,2× 109 \л; п\я-3%, с\я- 63%, л- 21%, м-12, плазматические клетки – 1%, СОЭ- 8 мм\час.

Общий анализ мочи: удельный вес – 1,020, белок – нет, глюкоза – нет, эритр. – единицы, лейкоциты – 2 – 3 в п\з, 

В посеве слизи из ротоглотки: патогенная микрофлора не обнаружена.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз. 

2. Какие методы обследования необходимы для подтверждения этиологии заболевания?

3. Поражение каких других органов (систем) возможно при данном заболевании?

4. Назначьте лечение.

5. Какие меры профилактики необходимы в очаге заболевания? 

Задача № 6.

Ребенок 14 лет, заболел остро с подъема температуры до 38,5ºС и появления припухлости справа в околоушной области, через 2 дня появилась припухлость в левой околоушной области и в подчелюстных областях. Вызван участковый врач. Кроме указанной выше, другой патологии не выявлено. Назначено амбулаторное лечение. На 6 день болезни состояние ребенка ухудшилось: повысилась температура до 39,5ºС, появились боли в животе, боль в области правого яичка, боли в животе, 4 раза повторилась рвота. При осмотре участковым врачом: состояние ребенка тяжелое, вялый, адинамичный, нарушен сон и аппетит, кожные покровы чистые, в околоушных и подчелюстных областях опухолевидные плотные безболезненные образования. Живот болезненный при пальпации в области эпигастрия. Стул разжиженный до 3 раз в сутки. Правое яичко увеличено в 3 раза, болезненное при пальпации. Менингеальных знаков нет.

Задания:

1. Поставьте диагноз

2. Назначьте необходимое обследование и укажите ожидаемые результаты

3. Проведите противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания

4. Каков прогноз заболевания и возможные последствия?

5. Какие меры профилактики могли бы предупредить развитие заболевания у ребенка?

Задача № 7.  

Ребенок 12 лет нормального телосложения, удовлетворительного питания, заболел остро, когда повысилась температура до 380С, появился отек в области околоушной железы справа. На следующий день температура повысилась до 38,50С, появился отек в области околоушной железы слева. На 3-й день болезни температура нормализовалась, на 6-й день – вновь повысилась до 390С, появилась головная боль, боль в животе, двукратная рвота. Известно, что в классе, где учится мальчик, у нескольких детей было установлено аналогичное заболевание. При осмотре дома состояние ребенка тяжелое. Жалобы на боль в животе, тошноту и боль в околоушных областях при жевании. В области околоушных слюнных желез пальпируется опухолевидное болезненное образование, кожа над ними не изменена. Мальчику трудно открыть рот (больно). Язык суховат, обложен серым налетом. Живот при пальпации болезненный в области эпигастрия. Менингеальные знаки отрицательные.

Общий анализ крови: Нb-120г/л, лейкоциты - 5х109/л, эритроциты - 4х1012/л, Э-0, П-2%, С-46%, Л-59%, М-2%, СОЭ-18мм/час.

Диастаза мочи: 128ед.

Задания:

1. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

2. Какие еще исследования необходимо провести ребенку? Какие результаты Вы ожидаете?

3. С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

4. Составьте план мероприятий в отношении заболевшего.

5. Составьте план профилактических мероприятий в очаге (профилактика специфическая и неспецифическая).

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Противоэпидемические мероприятия в очаге при паротите (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  2. Дифференциальная диагностика скарлатины с другими заболеваниями.

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни у детей / под ред. Тимченко В.Н.- СПБ: 2010
  2. Инфекционные болезни у детей//под ред.Э.Н.Симованьян.-2-е изд., доп.и перер. –Ростов н/Д:Феникс, 2011.-767 с.
  3. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие. Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

1. Атлас детских инфекционных заболеваний /ред. К. Дж. Бэйкер; пер. с англ. ред. В. Ф. Учайкин - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2009. - 496 с.: ил.

  1. Инфекционные болезни у детей. Под ред. В.Ф. Учайкина, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013: 687 с.
  2. Приказ МЗ РФ от 21.03. 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
  3. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным эпидемическим паротитом. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г. http://niidi.ru/dotAsset/011ddcf1-9b27-4554-8a21-df1af0354db2.pdf.
  4.  Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным скарлатиной. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г.  http://niidi.ru/dotAsset/6023f9a9-0993-4e07-a4b8-742985c407c8.pdf.
  5.  Karen J. Marcdante, MD, Robert M. Kliegman, MD. Nelson Essentials of Pediatrics. 7 th Edition, 2015. https:// www.clinicalkey.com/#!/browse/book/3-s2.0-C20110078687.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 414.