Программа диагностики готовности к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

детей 5 – 7 лет с разными образовательными возможностями.

Блок 1: диагностика пространственного восприятия.

■ Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти - "Узнавание фигур".

■ Диагностика сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки - "Домик" (автор Н.И. Гуткина).

Блок 2: диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности.

■ Диагностика внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики проводится с использованием методики "Графический узор".         

■ Для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется тест Пьерона-Рузера.  Целесообразно использовать три варианта задания:

1-ый вариант (традиционный) дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности), и подсчитать количество ошибок.

2-ой вариант (с неоднократно повторяемой инструкцией выполнять задание как можно внимательнее, не торопиться, максимально сосредоточиться, проверить правильность выполнения) позволяет проанализировать возможности активизации умений саморегуляции при организующей помощи экспериментатора.

3-ий вариант (заполнение фигур другими символами; дается непосредственно после 1-го или 2-го варианта) используется для оценки индивидуальных возможностей переключения и автоматизации навыка при изменении инструкции.

■ Диагностика произвольности познавательных процессов – "Сравни картинки".

Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками.

Блок 3: диагностика умственного развития.

■ Для выявления степени овладения зрительным анализом и синтезом – объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления) используется методика "Мозаика". В основу данного субтеста положена методика "Кубики Кооса", однако тестовый материал несколько изменен (вместо кубиков используются карточки).

■ Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве применяется методика "Лабиринт" (автор Л.А. Венгер). Данная методика направлена на диагностику способности ребенка пошагово соотносить рисунок со схемой в соответствии с правилом, организовывать свою познавательную деятельность, действовать в соответствии с целью. При выполнении задания оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы.

■ Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки проводится с использованием методики "Исключение лишнего" (исследование на предметном и на вербальном материалах).

■ Выявление уровня развития основных компонентов наглядно-образного мышления: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей (закономерностей изображения как целого, так и логических закономерностей) проводится с использованием методики "Матричные задачи Равена".

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию. Для проведения диагностики авторами были отобраны задания А4, А7, А10, В9 и В10.

■ Для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода используется методика "Логические задачи".

Детям предъявляется 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая – с обратным) с интересным для них содержанием. При выполнении задания оценивается отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

Блок 4: диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развития речи.

■ Обследование проводится в форме экспериментальной беседы по выявлению "общей осведомленности". Она позволяет получить характеристику осведомленности детей о семье, труде взрослых и сезонных явлениях природы.

Блок 5: диагностика сформированности учебной мотивации.

■ Сформированность "внутренней позиции школьника" (по Л.И. Божович), а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием ключевых вопросов. Методика позволяет определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе. Беседа включает 11 ключевых вопросов.

Продолжительность и оптимальное время проведения обследования:

· продолжительность проведения обследования зависит от индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня утомляемости, колебаний мотивации и т.д.);

· рекомендуется через каждые 20 минут обследования делать перерыв для отдыха ребенка;

· обследование детей следует проводить в первой половине дня или после дневного сна.

В разработанной программе диагностики психологической готовности к школе учитываются особенности детей 5 – 7 лет с разными образовательными возможностями, детей групп "риска", что оказывает существенное влияние как на организацию процедуры обследования, так и на интерпретацию полученных результатов.

Оценивая выполнение каждого отдельного задания, необходимо проанализировать следующие существенные показатели:

·  может ли ребенок организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, "полевое" поведение);

· какие способы работы (рациональные / нерациональные) используются ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;

· способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;

· способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;

· отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.

· понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность сделать перенос показанного способа на аналогичное задание. 

Эти данные обязательно фиксируются в процессе обследования в протоколе.

Следует отметить некоторую условность отнесения методик к определенным блокам, т.к. в большинстве своем они являются полифункциональными. При анализе результатов диагностики детей по каждому из содержательных блоков рекомендуется пользоваться данными, полученными в процессе всей программы обследования. Так, например, сведения о сформированности пространственного восприятия, полученные при использовании методик, представленных в Блоке № 1, могут быть дополнены особенностями выполнения методик "Графический узор" (блок № 2), "Мозаика", "Лабиринт" (блок № 3).  

Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка, т. е. то, что он знает и умеет на сегодняшний день, но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого. Расхождение между уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и уровнем, который достигает ребенок в сотрудничестве со взрослым, определяет его "зону ближайшего развития".

Процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на определенный уровень развития саморегуляции деятельности. В связи с этим авторы комплексной программы считают принципиально важным определение у детей 5 – 7 лет в рамках диагностики готовности к обучению в школе уровня сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности.

Для системного анализа результатов выполнения диагностических методик и определения уровня сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с разными образовательными возможностями выделены параметры, характеризующие различные умения осознанной саморегуляции деятельности:

· ставить и удерживать цели;

· длительное время организовывать собственные усилия;

· выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию;

· оценивать промежуточный и конечный результаты деятельности;

· исправлять допущенные ошибки.

Особое внимание должно уделяться анализу условий принятия задания и удержания цели деятельности, способности следовать указаниям взрослого и действовать по правилам при фронтальной и индивидуальной работе.

На основе выделенных показателей определены и описаны четыре уровня сформированности саморегуляции познавательной деятельности детей 5 – 7 лет с разными образовательными возможностями, играющие существенную роль при выборе оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образовании.

I уровень: дети стремятся выполнить задание с максимальной отдачей. На протяжении всего обследования достаточно высоки показатели активности и сосредоточенности. В их работе отчетливо наблюдаются ориентационный (постановка и удержание цели, определение значимых условий), прогностический (планирование деятельности) и исполнительский (формирование и сохранение способа действий) этапы осознанной саморегуляции деятельности. В процессе работы дети самостоятельно осуществляют промежуточный и итоговый контроль выполнения заданий. При этом они ориентируются на образец, в некоторых случаях проговаривают вслух последовательность действий. Цель задания удерживается на протяжении всего периода его выполнения, результаты адекватно оцениваются. Как правило, дети после правильно выполненного задания просят следующее задание такой же или повышенной степени сложности. Присутствие взрослого, внешняя мотивация и форма представления задания существенного значения для этих детей не имеют. Они ситуационно независимы.

II уровень: дети охотно принимаются за выполнение задания, однако достаточно быстро отвлекаются от него. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация личного опыта. Дети следуют указаниям экспериментатора, но самостоятельное выполнение заданий (в условиях отсутствия взрослого либо при фронтальной работе) вызывает трудности. К выполнению задания они часто приступают импульсивно. Ориентационный этап осознанной саморегуляции деятельности затруднен и требует внешнего стимулирования. Прогностический и исполнительский этапы сформированы: дети способны планировать свою деятельность, выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется детьми этой группы только при напоминании взрослого. Как правило, дети этой группы после правильно выполненного легкого задания предпочитают вновь легкое (наблюдается избегание неуспеха). При анализе результатов выполнения задания они адекватны, могут проанализировать причины неуспешности. Проявления саморегуляции познавательной деятельности у детей данной группы ситуационно зависимы. На эффективность выполнения задания существенно влияют присутствие взрослого, а также опора на личный опыт ребенка.

III уровень: дети охотно приступают к выполнению заданий, если они носят игровой характер. Долговременное удержание их внимания на одном виде деятельности затруднено. При выполнении задания дети принимают лишь общую цель деятельности, при этом не осознают (или теряют) большинство правил выполнения задания. Им трудно длительное время организовывать собственные усилия. Таким образом, у них затруднены как организационный, так и прогностический этапы осознанной саморегуляции деятельности. При выполнении задания детям требуется не только присутствие взрослого, но и активное его участие в формулировании и сохранении цели деятельности, определении значимых условий для достижения цели, составлении программы действий и выборе способов действий, оценивании и коррекции результатов деятельности. Эти дети недостаточно адекватны в оценке своей успешности (чаще всего утверждают, что с заданием справились), причины трудностей назвать затрудняются. Задания, занимательные по содержанию, но не выполненные детьми успешно, оцениваются как легкие. После неправильно выполненного легкого задания просят сложное. У этих детей проявляется существенная ситуационная зависимость успешности деятельности от участия взрослого и формы предъявления задания.

IV уровень: дети очень неохотно принимаются за выполнение заданий, часто отвлекаются, быстро устают, уходят от интеллектуальных усилий, отвлекаются от сути задания и переходят к обсуждению несущественных деталей. Дети не могут выполнять задание самостоятельно, им необходимо активное участие взрослого не только при определении цели и значимых условий деятельности, составлении программы и выборе способов действий, но и на исполнительском этапе саморегуляции познавательной деятельности (реализации действий). Подача материала в игровой форме часто уводит ребенка от общей цели, и он начинает играть. При анализе результатов работы дети неадекватны. Часто вместо оценки своей успешности они говорят, что им понравился персонаж или сюжет какого-либо задания. Эти дети не проявляют явной ситуационной зависимости: они одинаково неуспешны в ситуациях различной внешней мотивации и при различных формах предъявления задания.

После всесторонней обработки, результаты обследования заносятся в "Бланк регистрации индивидуальных результатов ребенка".

Существенную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, ходе его развития специалист может получить из "Анкеты для родителей". Анкета представляет собой краткий вариант истории развития ребенка с уточнением наиболее важных обстоятельств и фактов. В тексте отмечаются, во-первых, те моменты и факты, которые могут рассматриваться как патогенные, являющиеся потенциальными или реальными факторами риска, во-вторых, особенности, индивидуальные свойства ребенка, знание которых может помочь педагогу и психологу построить адекватную модель сопровождения. Данные анкеты подвергаются качественной обработке. "Анкета для педагога" позволяет получить информацию об эмоциональных и поведенческих проявлениях ребенка во время занятий, об особенностях его познавательной деятельности, о взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми.

По результатам всех методик, с учетом результатов наблюдений за поведением ребенка в процессе обследования, а также данных опроса родителей и педагога, составляется краткая психолого-педагогическая характеристика. В "Психологическом представлении на ребенка" делается вывод об уровне развития тех или иных психических функций и процессов, а также об уровне готовности к школе, даются рекомендации родителям и педагогам по выбору оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования (в массовых классах или классах коррекционно-развивающего обучения). Раздаточный материал и формы заключения содержатся в приложении 4.2.

Исходя из уровня сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности ребенка, можно рекомендовать оптимальные условия его школьного обучения:

- для детей, продемонстрировавших I уровень - обучение в массовых классах общеобразовательной школы при обязательном психологическом сопровождении в период адаптации;

- для детей, продемонстрировавших II уровень - обучение в массовых классах общеобразовательной школы при обязательном психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса индивидуальными и групповыми занятиями с психологом;

- для детей, продемонстрировавших III уровень - обучение в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) общеобразовательных школ и специальные занятия с психологом, направленные, в частности, на формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности;

- для детей, продемонстрировавших IV уровень - обучение в специальной (коррекционной) школе 7 вида или в классах КРО общеобразовательных школ и специальные занятия с психологом и дефектологом.

Однако окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача психолога и педагога – раскрыть родителям характер проблем дошкольника и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Анализ индивидуальных результатов обследования детей с разными образовательными возможностями позволяет выделить одно (или несколько) основных направлений коррекционно-развивающей работы психолога:

· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.