Обследование детей раннего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной целью психолого – педагогического изучения детей раннего возраста является получение данных, характеризующих:

- познавательные процессы;

- эмоционально – волевую сферу;

- предречевое и речевое развитие;

- двигательное развитие.

Прежде, чем приступить к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.

Основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте:

- принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения);

- способы выполнения задания (самостоятельное выполнение, при помощи взрослого, самостоятельное выполнение после обучения);

- обучаемость в процессе обследования (только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей раннего возраста);

В процессе выполнения допустимы виды помощи: выполнение заданий по подражанию по подражанию с использованием указательных жестов, по подражанию с речевой инструкцией. Количество показов – не более 3-х.

- отношение к результату своей деятельности (заинтересованность деятельностью и конечный результатом).

При подборе методик необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом возрастания уровня трудности – от простых к сложным. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: «Доска Сегена» (2-3 формы), складывание пирамидки (из шариков, колечек), разборка и складывание матрешки (2-3-х составной), парные картинки (2-4), разрезные картинки (из 2-3 частей).

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть использованы для диагностики эмоционально –волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож­ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

- контактность (желание сотрудничать с взрослым). Поверх­ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак­та чаше всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повы­шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап­тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра­ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир;

- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. По­ощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло­жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего воз­раста (1—1,5 года). У невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благода­ря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно­шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на­пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);

- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения;

- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5—3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре­деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируют­ся в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис­правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра­щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Предречевое и речевое развитие диагностируется в рамках логопедического обследования по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего воз­раста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики можно оценить по испол­нению таких заданий, как построение башни, выполнение зада­ний с досками, застегивания пуговиц, рисование.

При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). Если ребенок проходил этап социализации в ясельной группе детского сада, отмечаются характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу. Отмечаются значимые изменения в семейном и социальном статусе родителей и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка: развод, смерть одного из родителей, рождение младшего ребенка и т.п.

Анализируются темпы, сроки и особенности речевого развития, возраст, с которого ребенок использует местоимение «Я», сроки появления простой, развернутой фразы, качество звукопроизношения, элементы словотворчества, знание стихов и т.п.

Далее выясняются особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков: характер привязанности и отношений с близкими, особенности игровой деятельности (активизация в присутствии взрослого, предпочтение неигровых предметов и т.п.).

Оценивается такой важный показатель, как сон: его особенности, а также характер засыпания.

Анализируются сроки и характер развития различных сложных видов моторики (в первую очередь - общей): сформированность бега, возможности произведения реципрокных движений: марширования, лазания вверх и вниз по лестнице, катания на велосипеде, а также других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития дифференцированной моторики (самостоятельная еда, застегивание молний, попытки самостоятельного одевания – раздевания и т.п.). Отмечаются сроки формирования навыков опрятности.

Выясняются (со слов близких или из медицинской кар­ты) особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которо­го протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде, использование общего наркоза при операциях. Здесь же от­мечаются признаки неврологического неблагополучия: неврогенные или просто частые рвоты, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подоб­ные проявления, несомненно, не могут быть адекватно оцене­ны психологом, но отмечаются им как факторы, осложняю­щие психическое развитие ребенка.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отра­жающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заклю­чении даются характеристика его психической структуры и реко­мендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Диагностику младенцев и детей раннего возраста проводят с помощью специальных диагностических таблиц и диагностических методик, некоторые из которых предложены в приложении 3. (График нервно-психического обследования младенца и малыша (ГНОМ), диагностика умственного развития (Е.А. Стребелева)

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.