В период дошкольного детства происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность, возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребенка.
Дошкольный период условно разделяется на два этапа:
- оценка развития ребенка от 3 года до 5,5 лет. Основные разделы и показатели психологического анамнеза этого периода тождественны предыдущим. Также отмечаются семейные и социальные условия, основные характеристики познавательного (в том числе речевого), эмоционального и моторного развития ребенка, состояние его здоровья на этом этапе в целом.
Необходимо отметить ведущие показатели развития ребенка в этот период, которые должны быть описаны и, в случае выраженных особенностей, детализированы. В любой последовательности должно быть освещено следующее:
• длительность, тяжесть и особенности протекания периода около 3 лет;
• адаптированность в детском учреждении: умение ладить со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, адаптация к требованиям социального окружения, наличие специфических реакций на посещение детского учреждения;
• особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста;
• общий уровень активности ребенка (вялый, заторможенный или, наоборот, излишне шустрый и неугомонный).
- оценка развития ребенка от 5,5 до 7- летнего возраста. Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или усугубление ранее намеченных трудностей с точки зрения поведения и познавательного развития.
Оцениваются особенности наиболее важной деятельности ребенка в это время — игровой (насколько в этом возрастном периоде присутствует сюжетно-ролевая игра, игры по правилам и пр.).
Необходимо выяснить такие неспецифические особенности, как повышенная истощаемость и сниженная работоспособность, темповые особенности ребенка («торопыжка» или медлительный, пунктуальный или несобранный), повышенная возбудимость и трудности регуляции поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).
Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, травм, хирургических операций, наркоза, возможно в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.
К концу данного периода формируется ведущее новообразование – готовность к школьному обучению. Именно поэтому важно отметить уровень готовности к школьному обучению.
Проблема готовности к обучению в школе рассматривается длительное время разными специалистами, но, тем не менее, актуальность этой проблемы в настоящее время остается , что обусловлено увеличением количества детей, имеющих различные по степени и характеру нарушения физического и психического здоровья, требующих индивидуального, дифференцированного подхода к оценке их готовности к систематическому учебному труду.
По этой же причине не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школьному обучению» или «школьной зрелости».
Анализ дефиниции «готовность» позволяет выделить следующие подходы к ее рассмотрению: готовность рассматривается в связи с функциональными системами, отражением реакции которых являются психофизиологические состояния (А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов и др.); готовность рассматривается как психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности и обеспечивающее успешность выполнения задач, дающее возможность принимать самостоятельные решения, создавать творческую атмосферу (Самыкина Н.Ю.); готовность определяется как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
В целом, готовность является сложным системным образованием, и сущность готовности рассматривается в непосредственной связи с формированием, развитием и совершенствованием психических процессов, состояний, свойств и качеств личности, необходимых для успешного выполнения деятельности.
На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
А. Анастази трактует понятие готовности к школьному обучению как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
М. Шванцара более емко трактует определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов школьной готовности выделяется: умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И.Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.
Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное: оно предусматривает не отдельные знания и умения, а комплексную готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной, социальной. На это указывают ряд исследований ученых, занимающихся данной проблемой: Н.Н.Гуткиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Безруких, Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Е.А. Пашко, А. Анастази, М.Шванцара, Л.И.Божович, А.И. Запорожец, Н.В. Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова и др. Готовность к школе рассматривается как интегральная характеристика морфофункционального, психологического, когнитивного и социального развития ребенка.
В структуре психологической готовности (по данным Л.А. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского и др.) выделяют следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность.
Личностная готовность, по мнению исследователей, предполагает: формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей (выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе); определенный уровень развития мотивационной сферы; уровень развития познавательной сферы (сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно протекание учебной деятельности).
Под интеллектуальной готовностью подразумевается: дифференцированное восприятие; аналитической мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводить образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями и предполагает наличие: потребности в общении с другими детьми; умение подчиняться правилам детского коллектива; развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
В свою очередь, Н.В. Нижегородцева и В.В. Шадриков, занимаясь исследованием проблемы школьной готовности, с учетом вышеуказанной причины увеличения количества детей, имеющих хронические и острые заболевания, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Аналогичной точки зрения придерживаются Безруких и коллеги, которые определяют готовность к школе как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.
Соответственно, готовность к обучению в школе включает: физиологическую, психологическую и социальную или личностную готовность, которые являются не разными видами готовности, а разными сторонами ее проявления в различных формах активности.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Необходимость этого компонента обусловлена тем, что уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка являются фундаментом школьной деятельности, так как часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня умственных способностей испытывают трудности в обучении, связанные с быстрым нарастанием усталости, истощаемостью и т.д.
Критерии физиологической готовности к школьному обучению:
5. Уровень физического развития оценивается по трем показателям: длина тела (рост сидя и стоя), масса тела, окружность грудной клетки.
6. Уровень биологического развития: количество прорезавшихся постоянных зубов; достижение определенных пропорций: отношение окружности головы к длине тела.
7. Состояние здоровья. По состоянию здоровья дети делятся на пять групп:
1 группа – дети без каких-либо функциональных отклонений, с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких детей, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25 %.
2 группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей – от 30-35 %.
3 группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Число таких детей – 30-35 %. Раннее обучение детей этой группы в школе (с 6-ти лет) и повышенные учебные нагрузки противопоказаны.
4 группа – дети с хроническими заболеваниями, требующими долгого лечения и диспансеризации, а также постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа или же предлагается временная отсрочка поступления в школу.
5 группа – дети с существенными отклонениями в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
Ребенок считается готовым к школьному обучению если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Психологическая готовность, по мнению Н.В. Нижегородцевой и В.В. Шадрикова, не может рассматриваться изолированно от физиологической и социальной, так как это делается во многих популярных и методических пособиях.
Психологическая готовность - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно - системное образование, которое охватывает все стороны психики. Оно включает: личностно - мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков).
В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества (УВК), образующие структуру психологической готовности и их взаимосвязи.
Количество и характер взаимосвязей каждого УВК определяют его все в структуре готовности. Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК и, следовательно, больший вес в структуре готовности называют базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других УВК.
Базовыми УВК в структуре психологической готовности к школе в начале обучения являются:
- мотивы учения;
- зрительный анализ (образное мышление);
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
- графически навык;
- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
В соответствии с психологической структурой деятельности выделяют пять блоков УВК: личностно-мотивационный (отношение к школе, учению и т.д.); принятие учебной задачи; представления о содержании деятельности и способах ее выполнения (уровень элементарных знаний, умений, которыми владеет ребенок к началу обучения); информационный блок готовности (УВК, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации); управление деятельностью (планирование, контроль и оценка собственной деятельности).
Социальная или личностная готовность, с точки зрения Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Проявляется ярок выраженное стремление к тому, чтобы занять более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях школьному обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя их обязанности.
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта деятельности (как в кризисе 3-х лет), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка наступает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.
Условия и процедура обследования.
• Обследование должно проводиться в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, желательно во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей
• Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.
• Лучше, если работать с ребенком будет один специалист (педагог, психолог): перекрестный «допрос» нескольких взрослых часто затрудняет контакт и не позволяет получить объективные результаты.
• При необходимости более глубокого обследования специалистами (логопедом, психологом) это целесообразнее сделать в другое время.
• Все необходимые принадлежности, пособия и материалы не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
• Исследователь должен сначала познакомиться с ребенком и представиться ему, установить контакт и выбрать тот вариант первого задания, который будет интересен и доступен ребенку (беседа, рисование, игра и т.п.).
• Родители могут присутствовать при обследовании, если ребенок боится остаться один; желательно, чтобы они сидели спиной к ребенку. (Это время можно использовать для ответа родителей на вопросы анкет).
В ходе обследования не рекомендуется:
• торопить ребенка, спешить с подсказкой;
• показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;
• подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
Результаты обследования могут осложняться из-за:
• трудностей контактов с незнакомыми взрослыми (порой это зависит не от ребенка, а от его собеседников);
• боязни плохих результатов (родители часто очень волнуются сами и пугают детей "экзаменом");
• неспособности обследуемого (по разным причинам) сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
• индивидуальных особенностей деятельности (в частности, медленного темпа работы).
В настоящее время существует достаточное количество диагностических методик, позволяющих выявить уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Рассмотрим некоторые из них.
Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет п од редакцией академика РАО М. М. Безруких
Позволяет оценить не отдельные психологические предпосылки, а сделать комплексную интегрированную оценку готовности ребенка к школьному обучению.
Комплексная диагностика включает оценку:
§ социального развития
§ личностного развития
§ эмоционального развития
§ творческого развития
§ когнитивного развития
§ состояния здоровья, физического и двигательного развития
В предлагаемом варианте диагностического обследования используются два методических подхода:
1. Анкетирование, включающее:
• предварительную беседу с родителями (цель, задачи, объяснение правил заполнения анкет);
• проведение анкетирования;
• первичный анализ анкет;
• углубленный анализ анкет (методом экспертных оценок);
• определение задач углубленного обследования.
2. Углубленное обследование, включающее использование деятельностных методик, позволяющих в процессе выполнения заданий, адекватных возрасту детей (5-6 лет), оценить сформированность различных сфер развития ребенка и выявить дезадаптационные риски.
На первом этапе рекомендуется предварительная беседа с родителями и заполнение анкеты № 1 «Расскажите о своем ребенке». Данные анкеты № 1 необходимы учителю для организации эффективного взаимодействия с родителями в процессе диагностики.
Анкета № 2 «Развитие ребенка перед школой» дается родителям для заполнения после предварительной беседы и объяснения методики ответов на вопросы. К анкете прилагаются рекомендации для родителей по заполнению анкеты № 2.
По результатам анкетирования (анкета № 2) и обследования заполняется форма заключения и на основании полученных данных делается вывод о готовности ребенка к обучению в школе. Обследование может проводиться после окончания цикла занятий.
Углубленное обследование (второй этап) необходимо проводить после анализа анкет и выделения факторов риска школьной дезадаптации, которое проводится в два этапа по 30 минут. Рекомендуется при первой встрече с ребенком провести обследование творческого, эмоционального и речевого развития и мышления (общего развития). Во вторую встречу - исследовать уровень развития внимания и памяти, мелкой моторики и графических навыков, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации, а также физического и моторного развития
Для подготовки заключения необходимы данные о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и данные об определении ведущей руки.
Полученные данные заносятся в карту развития ребенка, представленную разделами (социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное развитие и т.д.), что позволяет провести количественно-качественный анализ полученных данных.
Ниже мы кратко рассмотрим основные направления обследования, стимульный материал к которому предложен в приложении № 4.
1. Диагностика уровня социального развития
Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная эту особенность ребенка, учтет ее, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.
Оценка уровня сформированности социального развития проводится на основании анкетирования (Анкета заполняется родителями). Определение уровня социального развития в ходе краткого обследования педагогом затруднено, так как необходимо провести наблюдение и анализ степени общения и развития социальных умений в общении со сверстниками и взрослыми.
Степень общения и развития социальных умений можно определить, использую любую игру по правилам, в которой принимают участие несколько сверстников или взрослых (лото, развивающие игры, «монополия» и т.п.).
Во время игры можно увидеть:
• легко ли ребенок устанавливает контакты;
• считается ли с другими (взрослыми и детьми) как партнерами;
• следует ли правилам, умеет ли играть по правилам;
• умеет ли управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, не требует от взрослых уступок и т.п.).
Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока «Социальное развитие», нужно использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения.
Например, в блоке «Социальное развитие» первая графа «Легко вступает в контакт, хорошо общается со сверстниками»: может оцениваться следующим образом:
3 балла - если такое поведение преобладает;
2 балла - если иногда возникают затруднения;
1 балл - любое общение со сверстниками затруднено.
При использовании этого варианта количественной оценки максимальный балл по этому блоку составляет 15 баллов, минимальный - 5 баллов.
Социальное развитие ребенка можно считать сформированным, если общая сумма баллов по этому блоку не менее 6 баллов.
В том случае если сумма баллов от 6 до 10, следует уделить особое внимание развитию коммуникативных навыков ребенка, целенаправленно формировать навыки социальной адаптации ребенка в совместной деятельности со сверстниками.
2. Диагностика уровня личностного развития
Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей.
Личностное развитие - это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителем) - залог успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе -ученика.
Оценку личностного развития ребенка, так же как и оценку его социального развития, невозможно провести в ходе краткосрочной беседы. Наблюдение родителей, их ответы на вопросы (можно использовать и ответы на эти же вопросы воспитателя, работавшего с ребенком) будут более объективными.
Для того чтобы оценить ответы на вопросы блока «Личностное развитие», нужно использовать балльную оценку сформированности определенного качества или поведения.
Например, в блоке «Личностное развитие» в первой графа «Способность заниматься, учиться, а не только играть, может выполнять задание самостоятельно, а не только в присутствии взрослого» в 3 балла оценивается способность ребенка при помощи взрослых разобраться в условиях задания (сложить пазл, построить из него фигуру по образцу, срисовать геометрическую фигуру и т.п.) и самостоятельно выполнить его. В 2 балла оценивается способность ребенка выполнить какое-либо задание при подсказке и помощи взрослых. В 1 балл оценивается неспособность ребенка выполнить какое-либо задание даже с помощью взрослого.
Максимальный балл - 15, минимальный - 5 балл.
В том случае, если ребенок получил от 11 до 15 баллов можно высоко оценить уровень его личностного развития, при оценке в 6-10 баллов можно прогнозировать школьные трудности и снижение учебной мотивации. При оценке до 6 баллов обучение в школе возможно только при индивидуальном подходе к ребенку, специальной тактике обучения, повышении мотивации, познавательного интереса.
3. Диагностика уровня эмоционального развития
Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов, организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды. Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья. Диагностика эмоционального профиля ребенка и выявление отклонений в эмоциональной сфере необходимы перед поступлением ребенка в школу для своевременной коррекции и предотвращения возможных стрессов и срывов в поведении и здоровье.
При обследовании эмоционального статуса ребенка используется два этапа анализа:
Первый этап оценки эмоционального статуса - ответы родителей на вопросы анкеты, блок «Эмоциональное развитие».
При ответах на вопросы анкеты родители используют балльную систему:
3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями;
2 балла - неполное соответствие с указанными утверждениями и не всегда проявляющееся качество или поведение;
1 балл - несоответствие данному утверждению.
Объясняя родителям правила оценки при ответах на вопросы, можно дать конкретные примеры. Например, графа 1, блок «эмоциональное развитие» - «Обычно спокоен, уравновешен, доброжелателен, готов к общению»:
3 балла ставиться, если повседневное поведение ребенка в разных ситуациях соответствует этой характеристике;
2 балла - если ребенок не всегда уравновешен, изредка наблюдается резкая смена настроения;
1 балл - если ребенок часто находится в подавленном настроении, проявляет агрессию, наблюдаются неадекватные реакции.
Второй этап - углубленное (деятельностное) обследование, для которого необходимы:
• карточка со схематическими лицами, выражающими разные эмоции (рис. 1, прил.4);
• карточки с вариантами незаконченных предложений (рис. 2, прил.4);
• карточка с разными эмоциональными ситуациями (рис. 3, прил.4);
• карточка с заданием «Мимика» (рис. 4, прил.4)
• три сюжетные картинки («Бабушка и котенок», рис. 5, прил.4);
При оценке результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования педагог использует балльную систему.
3 балла - задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно, ответы адекватны ситуации;
2 балла — выполнение задания затруднено, есть неточности или требуется помощь (разъяснения и наводящие вопросы);
1 балл - неспособность выполнить задание даже с помощью.
Определяя уровень эмоционального развития, следует учитывать, что при несформированности или нарушении эмоциональной сферы у детей может возникать комплекс трудностей обучения. Нарушения эмоциональной сферы у детей могут быть результатом как органических изменений со стороны нервной системы, так и нарушения взаимоотношения с близкими и значимыми для ребенка лицами. В любом случае, однако, это приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательной активности. Страдает также способность ребенка правильно оценивать и дифференцировать эмоции других людей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и наказания, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Зачастую нарушения эмоциональной сферы оказываются более критичными для учебы, чем нарушения познавательных процессов.
4. Диагностика уровня творческого развития
При обследовании творческого развития ребенка используются два этапа анализа:
1. Анкетирование родителей (блок «Творческое развитие»)
2. Углубленное (деятельностное) обследование, для которого необходимы:
• набор счетных палочек (кубиков);
• 1-3 шнурка;
• лист-задание «Квадраты» (рис. 6, прил.4), ручка;
• карточка «Рифмы» (рис. 7, прил.4);
• карточки «Бабушка и котенок» (рис. 5, прил.4)
Результаты ответов (балльные оценки) заносятся в соответствующий блок карты обследования.
При ответах на вопросы родители используют балльную систему:
3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями;
2 балла - неполное соответствие с указанными утверждениями и не всегда проявляющееся качество или поведение;
1 балл - несоответствие данному утверждению.
Результаты ответов (балльные оценки) необходимо заносить в соответствующий блок Карты обследования, отмечая в графе «Наблюдение...» все особенности реакции ребенка, нестандартные ответы и т.п.
При оценке результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования педагог также использует балльную систему
Задание 1, 2.
3 балла - задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно.
2 балла - задание выполняется с помощью исследователя (наводящих вопросов, помощи при конструировании).
1 балл - задание не выполняется даже с помощью исследователя.
Задание 3.
3 балла - ребенок дорисовывает все фигуры; изображения разнообразны, нет повторов (стереотипов).
2 балла - задание выполнено не полностью (дорисовано не менее 3-х фигур); или дорисованы все фигуры, но есть стереотипные изображения;
1 балл - все изображения одинаковы, или задание не выполнено
Задание 4.
3 балла - ребенок легко подбирает рифму (одну или несколько).
2 балла - задание выполнил не полностью (подобрал только одну рифму)
1 балл - задание не выполнено.
Задание 5.
3 балла - быстро и легко придумывает окончание рассказа (оценивается умение фантазировать).
2 балла - придумывает окончание рассказа с помощью наводящих вопросов.
1 балл - задание не выполнено.
5. Диагностика уровня когнитивного развития
Когнитивное развитие ребенка - это комплексная характеристика развития познавательной сферы ребенка. Обычно в структуру когнитивной деятельности включаются:
Все эти компоненты когнитивного развития являются школьно-значимыми, т.е. от развития познавательных функций (степени сформированности) в значительной мере зависит успешность обучения и эффективность адаптации ребенка в школе
Проведение обследования когнитивного развития в ходе диагностики готовности ребенка к школе осуществляется также в два этапа:
• анкетирование родителей;
• углубленное (деятельностное) обследование.
Первый этап
Анкетирование при анализе когнитивного развития включает следующие блоки анкеты:
• речевое развитие;
• развитие тонкокоординированных движений руки и графических умений;
• развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации;
• развитие внимания и памяти;
• мышление (общее развитие - вербально-логическое и наглядно-образное мышление);
• развитие самоорганизации (организации произвольной деятельности).
Второй этап
2. Углубленное обследование проводится с использованием необходимых рабочих материалов для диагностики (приложение 4).
2.1. Для оценки речевого развития используются:
• картинки «Бабушка и котенок» (рис. 5);
• карточка «Найди звук» (рис. 8);
• карточка «Составь предложение» (рис. 9);
• карточка «Предлоги» (рис. 10).
• карточки «Звуки» (рис. 11-13).
Задание используется дополнительно, если в ходе обследования у ребенка обнаружено нарушение звукопроизношения
2.2. Для оценки развития моторики и графических умений необходимы:
• шнурок;
• палочки или кубики;
• карточка «Пальчиковые упражнения» (рис. 14)
• лист-задание «Срисуй фигуру» (рис. 15)
• лист-задание «Кораблик и дорожка» (рис. 16)
2.3. Для оценки развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации необходимо:
• карточка «Одинаковые фигуры» (рис. 17);
• карточка «Наложенные изображения» (рис.18);
• лист-задание «Незаконченный рисунок» (рис. 19);
• карточка «Предлоги» (рис. 10);
• лист-задание «Срисуй фигуры» (рис. 15)
2.4. Для оценки развития внимания и памяти необходимы:
• карточка «Запомни слова» (рис. 20)
• лист-задание «Корректурная проба» (рис. 21);
• карточка «Повтори предложение» (рис. 22);
• две карточки «Запомни предметы» (рис. 23 и 24);
• карточка «Графический диктант» (рис. 25)
2.5. При обследовании развития вербального и наглядно-образного мышления (общего развития) используются:
• карточки для выделения «Овощи, фрукты, ягоды» и «Одежда» (рис. 26-27);
• карточка «Закончи фразы» (рис. 28);
• карточка «Найди ошибку художника» (рис.29);
• карточка «Разложи геометрические фигуры» (рис. 30);
• карточки «Бабушка и котенок» (рис. 5) из блока «Эмоциональное развитие»
2.6. Для оценки самоорганизации (организации деятельности) используются материалы всей методики.
Анализ самоорганизации (организации произвольной деятельности) проводится по следующим показателям:
1. Способность ребенка понять инструкцию.
2. Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать.
3. Длительность работы без отвлечений.
4. Умение адекватно оценивать свою работу.
5. Способность принимать помощь.
Результаты ответов (балльные оценки) заносятся в соответствующий блок карты обследования.
Описание параметров оценки выполнения заданий и определения уровня когнитивного развития ребенка:
Первый этап оценки уровня когнитивного развития ребенка – ответы родителей на вопросы анкеты, блок «Когнитивное развитие», при этом используется балльная система.
3 балла - полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями;
2 балла — не полное соответствие со сформулированными в анкете утверждениями;
1 балл — несоответствие данному утверждению.
Второй этап оценки результатов деятельности ребенка в ходе углубленного обследования также проводится по балльной системе по всем параметрам когнитивного развития.
Если педагог затрудняется в оценке, то можно воспользоваться приведенной в приложении № 4 таблицей «Описание параметров оценки уровня когнитивного развития ребенка».
6. Диагностика состояния здоровья, физического и двигательного развития
6.1. Состояние здоровья
Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья детей предшкольного возраста. Одной из задач этого наблюдения является своевременное обнаружение отклонений в физическом развитии ребенка, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера, на основе индивидуальной оценки. Определение степени готовности детей к систематическим учебным занятиям по медицинским критериям проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники.
Медицинские критерии включают:
1. Уровень биологического (физического) развития;
2. Состояние здоровья в момент осмотра;
3. Острая заболеваемость за предшествующий год.
Углубленное обследование детей в связи с определением готовности к обучению в школе проводится в октябре-ноябре года, предшествующего началу занятий. Углубленный медицинский осмотр проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом.
Детям, у которых выявлено отставание, по сравнению с возрастными нормами развития, моторики и речи, рекомендуется комплекс мер по их коррекции. Рекомендованные врачом лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются специалистами детской поликлиники.
При наличии тяжелых хронических и ряда острых инфекционных заболеваний за последний год, служащих основанием для отсрочки поступления в школу, по усмотрению врачей-специалистов начало систематических учебных занятий для детей предшкольного возраста может быть также отсрочено на 1 год (Определение функциональной готовности детей 6-ти летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. - М., 1985; МР № 11-14/13-6 от 30.04.85).
6.2. Оценка биологического возраста
Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в сходных условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1-1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения. Самый простой способ оценки биологического возраста - по пропорциям тела (филиппинский тест): надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой (рис.31. прил.4).
6.3. Тестирование двигательного развития проводится по направлениям: оценка уровня развития скоростно-силовых качеств и координации движений, тепинг- тест (максимальная частота движений), статистическая устойчивость (приложение 4).
На основании полученных данных по разделам: социальное, личностное, эмоциональной, творческое, когнитивное развитие, состояния здоровья, физического и двигательного развития, составляется заключение о проведенном обследовании, где соотносится показатель ребенка с нормативными показателями и прогнозируется возможный риск дезадаптации и степень ее выраженности (форма заключения – в приложении 4)
Проводя диагностику детей готовности к школе, специалист должен строго придерживаться следующих правил:
· перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком;
· во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям;
· различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования;
· каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;
· следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;
· непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы;
· следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие / трудные, вербальные / невербальные, учебные / игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);
· при предъявлении многозвеньевых инструкций следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).
Основные критерии выбора отдельных методик психологического обследования и их совокупности в целом заключаются в следующем:
1) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе;
2) применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения заданий детьми 5 – 7 лет;
3) обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
С учетом указанных критериев исследователями института коррекционной педагогики РАО пол руководством академика РАО Н.Н. Малофеева разработана Программа диагностики психологической готовности к школе, включающая 5 блоков:
1. Диагностика пространственного восприятия.
2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности.
3. Диагностика умственного развития.
4. Диагностика общей осведомленности и развития речи.
5. Диагностика сформированности учебной мотивации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.