Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.
Изучение устной речи.
В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р. Е. Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного их языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения в речевой системе. Таким образом, логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов:
- связной самостоятельной речи;
- словарного запаса (лексики);
- грамматического строя речи;
- звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия).
Цели логопедического обследования:
1) выявить объем речевых навыков у ребенка;
2) сопоставить его с возрастными нормами и уровнем психического развития ребенка;
3) определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.
Этапы логопедического обследования:
1 этап – ориентировочный. Цель: дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка:
- время начала гуления, лепета, первых слов, фраз;
- не прерывалось ли речевое развития (если прерывалось – по какой причине и когда восстанавливалась речь);
- характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых);
- отношение ребенка к своему речевому дефекту;
- оказывалась ли логопедическая помощь и каковы результаты.
2 этап – проверка или подтверждение сохранности слуха. Ребенка ставят спиной на расстоянии 6-8 м (норма для восприятия слов шепотной громкости). Называются слова обычной разговорной громкости и шепотом. Список слов – см. приложение 2. При восприятие шепота на расстоянии не более 3 м – необходимость специальной консультации в сурдоцентре.
Если дети на период проверки слуха не владеют речью или только начинают говорить – используются картинки с нарисованными на них простыми и знакомыми детям предметами. Ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала логопед просит показать куклу, мячик, находясь рядом с ребенком, а потом постепенно удаляясь от него.
3 этап – обследование речи.
Обследование речи проводится по нескольким направлениям (в соответствие с вышеперечисленными речевыми компонентами) и предполагает изучение как собственной (экспрессивной) активной речи ребенка и понимание им речи окружающих (импрессивной).
Процедуру обследования трудно разделить по указанным видам речи (что обусловлено сложным строением речевой функции). Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи.
Основные виды заданий при изучении импрессивной речи:
- называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов);
- выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);
- выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой (обследование понимания грамматических форм);
- пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).
В заключении дается характеристика уровня сформированности импрессивной речи: понимание обращенной речи сформировано в полном объеме; понимание обращенной речи на бытовом уровне; понимание обращенной речи ограничено ( в пределах ситуации); обращенную речь не понимает:
- нулевой уровень- ребенок с сохранным слухом не понимает обращенной речи, иногда реагируя только на интонации или свое имя;
- ситуативный – понимает простые инструкции в привычной, конкретной ситуации;
- номинативный – ориентируется в названиях предметов, в том числе изображенных на картинках, но не ориентируется или ориентируется очень слабо в названиях действий;
- предикативный – ориентируется в названиях действий, понимает падежные формы, различает значение простых предлогов;
- расчлененный – понимает образуемые за счет флексий, приставок, суффиксов значения слов и смысловые оттенки.
Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой – выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием.
Анализ ответов в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования. Например, если в процессе предварительной беседы ребенок, так или иначе, демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, то возникает необходимость определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие возрастным нормам.
Сформированность экспрессивной устной речи, по Е.М. Мастюковой, включает три уровневые оценки:
1-й уровень – общение с помощью звукосочетаний и отдельных слов;
2-й уровень – общение с помощью двухсловных предложений;
3-й уровень – общение с помощью более развернутых предложений из трех и более слов.
Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает в себя серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:
- беседа;
- составление рассказа по сюжетной картинке;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ;
- составление рассказа –описания;
- составление рассказа по представлению.
Критерии оценки связной речи:
4 г.ж. – дети овладевают простым распространенным предложением.
К 3-4 г.ж. – начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
После 4 лет – могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения.
К 5 годам – могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза.
После 5 лет – подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие.
После 6 лет – могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию.
При речевом недоразвитии наблюдаются характерные особенности связной речи (бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение логики рассказа и т.п.).
Содержание следующего направления логопедического обследования предполагает изучение словарного запаса:
- выявить соответствие или не соответствие словаря возрастной норме, охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);
- выявить точность употребления лексических значений слов.
В обследование включается:
Предметный словарь:
- существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);
- существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);
- обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
- названия времен года;
- названия животных и их детенышей;
- названия профессий.
Глагольный словарь:
- глаголы, обозначающие действия с предметами;
- глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.
Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и различных временных формах с различными приставками (бежал - прибежал); в различных залогах (моем - моемся).
Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:
- величину предметов (высокий, низкий, узкий);
- цвет (основной и его оттенки);
- форму (круглый, овальный, квадратный);
- качества (молочный, пушистый, гладкий);
- сезонные признаки (летний, зимний, осенний, весенний).
К словарю признаков относят употребление наречий типа: медленно, быстро, громко, высоко.
Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов - одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова, нпр, ключ (дверной) – ключ (речной).
Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным картинкам: по тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс).
Критерии оценки словарного запаса:
При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка увеличивается очень быстро:
В 3-4 года от составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия.
В 4 года активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, синонимами, антонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка и т.д.).
В 5- 6 лет – усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать – пловец, плавучий).
Преобладающие лексические ошибки при речевом недоразвитии: замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник, рукав- рубашка); замена названий признаков (узкий- неузкий, короткий – маленький и т.д.)
Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются:
- правильность построения грамматической структуры предложения;
- характер использования падежных форм существительных;
- правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;
- правильность согласования различных частей речи;
- характер употребления предложных конструкций;
- степень владения навыками словообразования и словоизменения.
Задания, используемые при обследовании грамматического строя речи:
- составить предложение по сюжетной картинке (отметить преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);
- составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьянку, белку»);
- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит … лесом», «Мяч лежит …столом»);
- преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много…?»);
- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» ( дерева, деревьев);
- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.
При обследовании грамматического строя речи особое внимание уделяется выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются:
- образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (стульчик, глазки, ложечка и т.п.);
- образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т.п.);
- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки – бельчонок, бельчата; у лошади – жеребенок, жеребята);
- образование глаголов с помощью приставок (бежал – прибежал и т.п.)
Критерии оценки грамматического строя речи: при нормальном речевом развитии к 5 годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колнсов, карандашов).
Усвоение предложных форм протекает в такой последовательности:
В 3-4 года – правильно употребляют все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
5-6 лет – правильно используют в речи сложные предлоги (из-за, из-под и т.д.).
Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года – это образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
К 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии; формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже.
Специфические ошибки при речевом недоразвитии: нарушение понимания и употребления грамматических средств языка определяется термином «аграмматизм». Импрессивный аграмматизм – недостаточное понимание изменения значения слов при изменении приставки, суффикса и т.д. Экспрессивный аграмматизм – ошибки грамматического оформления речи (нарушение порядка слов в предложении (инверсия), неправильное использование падежных форм, замена или пропуск предлога, ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными, несформированность навыка словообразования).
Наряду с изучением связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, логопедическое обследование включает изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова.
Задания:
- повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);
- самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида);
- повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»).
При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняемости необходимо предложить ряд слогов на переключение:
- из разных гласных и согласных звуков (тамоку);
- из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата);
- из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);
- из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа- папапа, папа – па и т.д.).
Ошибки слоговой структуры слова и звуконаполняемости при речевом недоразвитии:
- сокращение количества слогов, чаще при стечении согласных в слове (тол- стол, вок - волк);
- добавление лишних звуков и слогов (лимонт – лимон, глазики - глазки),
- перестановка звуков и слогов (коловода - сковорода);
- замена звуков и слогов (саф - шкаф);
- персеверация (застревания) слогов (хокист - хокеист);
- антиципация (предвосхищение) слогов (астобус - автобус).
Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование произношения, которое включает изучение не только произносительной стороны речи, но и уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на слух.
Прежде всего, необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отмечается их строение и соответствие норме (правильный прикус, и т.п.)
Задания, используемые при проверке подвижности органов артикуляции:
- облизать языком губы;
- дотянуться языком до носа, подбородка, левого, правого уха;
- пощелкать языком;
- сделать язык широким, распластанным, а затем узким;
- поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше удерживать его в этом положении;
- перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения;
- вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т.д.
При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. отмечаются возможные недостатки произношения: замена, смешение, отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах.
Приемы обследования произношения:
- Ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях – в начале, в середине, в конце слова.
- Проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке – предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук.
При обследовании фонематического восприятия выясняется, как ребенок различает на слух отдельные звуки (в первую очередь, звуки, сходные по артикуляции и близкие по звучанию). Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:
- свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.);
- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);
- сонорных (ра-ли, ри-ли и т.д.)
- мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.)
Основной прием – повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д.
При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие о звучанию: жук- сук – лук, том – дом - ком, мишка-миска, коза-коса, день – тень- пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку или объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки.
Критерии оценки звукопроизношения:
3-4 года – правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи. звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.
В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех днтнй формируется звук р.
5-6 лет- правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.
6-7 лет – в условиях правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.
Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение.
Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения. Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и содержит рекомендации по преодолению специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии (приложение 2).
Изучение письменной речи.
Нарушения письменной речи определяются как дислексия и дисграфия.
Дисграфия стойкая неспособность к овладению навыками письма по правилам графики при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития и отсутствии грубых нарушений зрения и слуха.
Выделяют следующие психологические предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка (Л.С.Цветкова):
- сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической деятельности;
- сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений (пространственного восприятия и представлений; зритенльно-0пространственного и слухо- пространственного гнозиса и т.д.);
- сформированность двигательной сферы – тонких, предметных движений;
- сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами);
- сформированность общего поведения – регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерениями и т.д.
В структуру письма включается три взаимодействующих уровня:
1) психологический – решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма;
2) психолингвистический – обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, т.е. осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. слова, фразы, тексты;
3) психофизиологический – осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи.
Диагностика нарушений навыков письмам предполагает анализ сформированности каждого из уровней.
Дислексия – стойкая избирательная неспособность овладения навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития, отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальных условиях обучения.
Структура процесса чтения определяется взаимодействием двух уровней:
1. Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику» чтения, скорость и точность восприятия графического образа, включая:
- звукобуквенный анализ;
- удержание получаемой информации;
- смысловые догадки, возникающие на основе этой информации;
- контроль, сличение возникающих гипотез с данным материалом.
2. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации.
Синдромы дислексии и дисграфии, по мнению А.Н.Корнева – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультуральных закономерностей, поэтому их диагностика должна быть комплексной – включать клинико-психологические и психолого-педагогические методики. В процессе обследования должны принимать участие три специалиста: психиатр, психолог и логопед.
А.Н.Корнев я,формулирует основные задачи диагностики нарушений письменной речи:
1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в овладении навыками чтения и письма.
2. Диагностика уровня интеллектуального развития ребенка. При первичном снижении интеллекта отставание в овладении чтением и письмом может быть вторичным, но может иметь и самостоятельный генез, такие случаи наиболее трудны для диагностики.
3. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой, обусловлено тем, что большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определенные трудности в чтении и письме, но лишь около одной трети из них страдают специфическими нарушениями этих навыков. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи и выявить речевые функции, несформированность которых создает патологическую основу расстройства.
4. Анализ психопатологической картины в двух ее основных аспектах: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Первое существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения, второе – определяет возможности коррекционной работы в зависимости от активного или пассивного участия ребенка, наличия протестного поведения и т.п. потребности в психотерапевтическом воздействии.
Комплексное обследование ребенка на ПМПК включает собственно логопедическое обследование, тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собой логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций.
Н.Я. Семаго и М.М. Семаго считают необходимым оценивать следующие характеристики речи:
- речевую активность: слабая, активная, чрезмерная;
- объем активного и пассивного словаря и их соотношение;
- степень развернутости речевого высказывания и ответов в диалоге;
- наличие аграмматизмов;
- наличие «детских» слов (например, «бибика»);
- трудности инициации речевого высказывания;
- латентность (отсроченность) ответов;
- эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоций с содержанием высказывания и ситуацией.
При оценке лингвистических представлений анализируются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями – пространственно-временными и причинно-следственными:
- возможность словообразования;
- формирование сравнительных степеней прилагательных; подбор антонимов и синонимов;
- формирование и понимание пассивных речевых конструкций;
- оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;
- решение вербальных задач с косвенным вопросом.
В.И.Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического обследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенком инструкций, называния объектов из стимульного материала, ответов на задания, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определено, существует ли недостаточность речи, а при ее наличии – средняя или грубая ее степень.
При нормальном уровне речевого развития состояние фонетико-фонематической стороны речи, ее словарного запаса и грамматического строя близко к нормативном состоянию для данного возраста. Недостатки произношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и грамматического строя (например, трудности в употреблении некоторых предлогов, отсутствие сложных предложений и т.п., что характерно для детей с ЗПР) не снижают оценки речевого развития как нормального – в пределах бытовой тематики активная речь в основном правильная. Диагностическим критерием является возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например, при описании картинки или спонтанных высказываний, адекватных ситуации.
Средняя степень недостаточности речи: у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в истории развития отмечаются позднее появление слов при их сильной искаженности, задержанное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы.
При грубых недостатках речевого развития ребенок на рубеже дошкольного и школьного возраста имеет трудности внутреннего программирования и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, недостатки произношения нескольких групп звуков, трудности в различении фонем.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.