Метод психологического эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Помимо основных методов, относящихся к группе строгоформализованных (тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики) и малоформализованных (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) необходимо сказать о таком методе, как эксперимент. Этот метод более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании проводится статистическая обработка данных, он требует меньше затрат на проведение, чем метод наблюдения.

Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка.

Типы эксперимента:

1) Естественный       – характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

Пример: Естественный эксперимент по изучению межличностных предпочтений в учебном классе может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное число открыток, – лидер, минимальное – не избираемый. При этом типе – минимально меняются условия и контекст.

2) Лабораторный эксперимент – отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды.

3) Формирующий эксперимент – предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений.

Экспериментально – психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально- психологических методик. Разнообразные экспериментально- психологические методики, апробированные многолетней практикой применения в клинике и специальном образовании, описаны в работах С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, Д.Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально- психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

- результаты экспериментально- психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально- психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками. Программа экспериментально- психологического исследования может быть стандартной, она зависит от задачи и особенностей обследуемого. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении основное внимание будет уделено изучению расстройств мышления. Для обследования в этом случае будут выбраны методики «Классификация предметов», «Пиктограммы» и т.п. При изучении же больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить исследованиям умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, т.е. выбор методик будет другим.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспи­тания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения де­тей является использование обучающего эксперимента. Как изве­стно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвину­тое Л. С. Выготским положение о том, что обучение ведет за со­бой развитие, обусловило создание различных вариантов обучаю­щего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозиро­вать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимен­та элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеет место сочетание констатирую­щего эксперимента, чаще тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и умений преимущественно в специ­альных областях, позволяющих профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение — тест) эффект обучения получает определенное количественное выраже­ние. Понятно, что чем более развернут сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможно­стях больного ребенка, тем более содержательны его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, более трудоемкие мето­дики обучающего эксперимента. Поэтому проведение таких иссле­довании возможно лишь в специальных диагностических группах.

Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7— 10 лет А.Я. Иванова предложила методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает труд­ности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспери­ментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется со школьной програм­мой или еще не обучался.

Методика предполагает использование двух наборов геометри­ческих фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в кото­ром представлены три цвета, четыре формы и две величины, ис­пользуется для основного задания, а набор из четырех цветов и трех форм — для аналогичного задания.

Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании — это цвет, далее — форма, затем — вели­чина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения задания:

- перенос полный в вербальной форме — ребенок называет все три признака;

- перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет и называет не менее двух признаков;

- перенос полный в действиях — ребенок выполняет три правильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

- перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не менее двух правильных группировок;

- перенос отсутствует — ребенок выделяет один признак или выделяет ни одного из признаков фигур второго набора.

Оценка результатов проводится по трем критериям:

1) ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей носит активный характер и нарушается при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии;

2) способность принять помощь. Оценка производится по количеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым — до 20;

3) способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать, используя и другие методики: «Предметная классификация», «Исключение неподходящего предмета», «Кубики Кооса». Это особенно важно, если психолог ограничен во времени, например на ПМПК. В этом случае уместно использовать методику «Исключение неподходящего предмета». Обучение ребенка исключению лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают 2—3 мин.

Основные экспериментально- психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).

Среди них особую популярность получили такие методики, как "Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями анализаторов.

Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий воз­можность судить о различных особенностях психики. Например, "Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, с абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Важным условием применения экспериментально-психологи­ческих методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Ру­бинштейн:

- простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

- одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, «хорошо», «дальше»;

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

- наводящие вопросы или критические возражения экспери­ментатора;

- подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повто­рить;

- обучение тому, как надо выполнять задание. При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных момен­тов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

- сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстра­ции и обучению;

- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребен­ка, должен быть внесен в протокол.

Достоинства эксперимента: активная позиция наблюдателя; возможность повторения; строгоконтролируемые условия проведения.

Недостатки: искусственность условий; значительные затраты для контроля значимых факторов.

 

Литература
Раздел 4. Психометрические основы психодиагностики


Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.