Объективность и стандартизация. Валидность. Надежность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любое исследование может быть проведено хорошо или плохо по каким-либо причинам. Для оценки качества диагностических процедур  используется ряд показателей:

- объективность;

- стандартизация;

- валидность;

- надежность.

Объективность означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения  и субъективных суждений экспериментатора.  Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий, выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравниваемых с нормой результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Этапы стандартизации:

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) Условия тестирования (помещение, освещение и другие внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, с тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г. Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста, использование которого облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования ((плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора в процессе тестирования может восприниматься как подсказка «правильного ответа» и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Респондент, который уже не первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап стандартизации состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Рассмотрим некоторые из существующих видов норм:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.