Классификации психодиагностических методов. Строформализованные методики. Характеристика малоформализованных методик.
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
o интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
o экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
o проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
o исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
o общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
o тесты профессиональной пригодности;
o тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
o тесты достижений;
3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
o бланковые;
o предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
o аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа: устные и письменные;
6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину.
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
o объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
o стандартизованные самоотчеты:
§ тесты-опросники, открытые опросники;
§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
§ индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
o проективные техники;
o диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ | ДИАЛОГИЧЕСКИЕ |
тесты многие опросники шкальные техники | беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики |
Средства, которыми располагает психодиагностика, К.М. Гуревич предлагает разделить на две группы: методики высокого уровня формализации, или строго формализованные и методики мало формализованные.
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К мало формализованным методикам относятся наблюдения, беседа и интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (нпр, динамика целей, настроений и т.д.). Данные методики трудоемки, длительны по времени и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого диагноста.
Эти группы методик не противостоят друг другу, а, как правило, взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов, должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (биографическими данными, мотивацией, склонностями, интересами и т.п.), с этой целью могут быть использованы наблюдения, беседы и другие методы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.