Представляют собой особый класс психодиагностических методов, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержание психического. Они находят свое проявление в формально – динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и др).
Существенное значение для диагностики основных свойств нервной системы имеют два момента:
1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно
проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру могут быть
достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении
индивида со средой.
2) По отношению к СНС неприменим "оценочный подход". Нельзя делить свойства
на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют
разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства
нервной системы (Б.М. Теплов, 1985).
Вследствие того, что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, так как их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. В первую очередь, это - учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет индивидуальный подход к каждому из них.
Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно, т.е. понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.
В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являются предпосылками формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть ли у него возможность с учетом его природных способностей эти трудности преодолеть.
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура. С помощью электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.
Но в последние десятилетия были разработаны методики типа "карандаш и бумага" (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Кроме того, некоторые из них могут быть представлены в компьютерном варианте. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.