Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополуч­ным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в ком­плексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным -— 30—45 %; в школьном возрасте 20—30 % детей нужна специальная психолого-педагоги­ческая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска.

Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отне­сти ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учрежде­ния. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализи­рованный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных психологов, дефектологов и др, сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально – технической базы специальных образовательных учреждений и их научно – методическое обеспечение.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ре­бенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает ком­плексная психодиагностика нарушений развития. Она является пер­вым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечи­вающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика наруше­ний развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический марш­рут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое со­провождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Ведущими теоретико –методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие:

1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической психологической структурой. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений.

2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений.

3. Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей развития.

4. Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

5. Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого – педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого – педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно – педагогической работы.

Диагностика недостатков развития осуществляется в три этапа.

1 этап – скрининг - диагностика (от англ. – просеивать, сортировать).

На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Основные задачи этапа:

- своевременное выявление детей с различными нарушениями психического развития в популяции, в том числе в условиях массовых образовательных учреждений;

- оценка качества обучения и воспитания детей в массовом учреждении: выявлять недостатки воспитательно – образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Организация и проведение скрининг – диагностики осуществляется в следующих случаях:

- по запросу педагога к психологу образовательного учреждения. Т.е. педагог, столкнувшись с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими – то его особенностями обращаются с запросом к психологу дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

- по запросу родителей к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно – образовательных мероприятий. Таких обращений больше в старшем дошкольном возрасте, т.к. этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе и родители замечают у детей проблемы того или иного плана.

- специально организованное скрининг – обследование (всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказание психолого – педагогической помощи тем, кто в ней нуждается). По форме проведения может быть индивидуальной или групповой.

Ведущей на сегодняшний день остается диагностика по «запросу», так как набор методик и профессиональная подготовка педагогов – психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития.

2 этап – дифференциальная диагностика направлена на выявление типа (вида, категории) нарушения развития и по ее результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка.

Задачи 2 этапа:

- разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

- выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

- оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно – двигательного аппарата;

- определение и обоснование педагогического прогноза.

Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого – медико – педагогических комиссий (ПМПК). Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. На основании заключений специалистов определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно – педагогического процесса.

3 этап – феноменологический. Его цель – выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации коррекционно – развивающей работы к ним.

Задачи 3 этапа:

- выявление индивидуальных психолого – педагогических особенностей ребенка;

- разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

- определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

- профессиональное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями развития;

- решение проблем социально – эмоционального плана.

При решение этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей.

Следует отметить, что специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных возможностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социальных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно - педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, а выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого – педагогического сопровождения ребенка.

Итак, подводя итог, можно отметить следующие важнейшие задачи психолого -педагогической диагностики:

- раннее выявления нарушений развития у детей;

- определение причин и характера нарушений;

- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

- разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 352.