Наблюдение –
старейший метод психолого- педагогической диагностики, с помощью которого можно получить обширную информацию о человеке. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
В нашей стране (в 1920-е годы) наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Он разработал методику психологических наблюдений и общие принципы формирования умения проводить наблюдения у педагогов – психологов.
По мнению многих отечественных ученых, методика психологических наблюдений Басова была и остается единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода.
В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому очень важно, чтоб он владел техникой наблюдения на высоком уровне и в полном объеме. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, целенаправленны, а поэтому нередко поверхностны.
Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки.
Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение метода наблюдения, являются:
- получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде;
- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
- оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;
- проверка рекомендаций.
Например, для исследования эмоциональных предпочтений можно использовать метод временных срезов, когда педагог через равные промежутки времени фиксирует контакты детей (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус наблюдаемого (социометрия – оценка межличностных эмоциональных связей в группе) – лидерство, предпочитаемость, отверженность и т. д.
Наблюдение – это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.
Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер.
Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой – либо проблемы, - получить описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода наблюдение Басов называет наблюдением вообще, наблюдением всего, чем характеризуется объект, без отбора каких – либо определенных его проявлений.
Если цель наблюдения конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.
Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным.
В качестве примера приведем выделенные Басовым уровни предметного содержания, которые могут стать целью наблюдения за ребенком.
Главная цель – исследование личности ребенка во всех ее проявлениях.
Общая цель может распадаться на несколько частных целей:
а) наблюдение за развитием личности ребенка;
б) наблюдение за его индивидуально – психологическими особенностями;
в) наблюдение за какой – то одной стороной личности ребенка (нпр, эмоциональной).
Проводить наблюдения, преследующие узко ограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, которые носят общий характер), если наблюдатель знает, в каких видах занятий, в каких формах поведения интересующие его стороны могут проявиться. Если же наблюдателю это неизвестно, потребуются специальные исследования, чтобы это выявить. И в этом случае целью наблюдения будет не личность ребенка, а различные виды его деятельности, занятий с точки зрения их психологического состава. Другими словами, наблюдатель должен выяснить, какие, нпр, стороны личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в строительных играх, слушает сказки и т.п.
Схема наблюдения
Независимо от того, какой характер носит наблюдение – поисковый или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий.
Схема включает в себя перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.
Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению, - единицы поведения, которые и становятся единицами наблюдения.
Эти единицы поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем – проще. Так, наблюдая за поведением вообще, исследователь делит его на ряд единиц:
- моторика;
- речь;
- общение;
- эмоции и т.д.
Если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть:
- содержание речи;
- ее направленность;
- экспрессивность;
- особенности лексического, грамматического, фонематического строя и т.п.
Таким образом, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию
Помимо постановки цели, разработки схемы наблюдения, необходимо фиксировать результаты наблюдения.
Выбор способов и форм описания наблюдения также зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий.
Однако имеются общие требования к записи наблюдения:
1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Т. е., записывать нужно только что происходит и каким образом (фотографическая запись).
2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.
3. Запись должна по возможности полно и в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.
При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника. Сплошной протокол представляет собой обычную форму записей без каких- либо рубликаций. Пишется во время наблюдений, поэтому желательно для ускорения записи использовать какие – либо обозначения.
Дневник ведется в тетради с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей, т.к. он используется при продолжительных наблюдениях, длящихся месяцы и годы.
При исследующем наблюдении способ записи отличается. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что – то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего – несколько разных единиц наблюдения, относящихся к одной категории.
Наиболее распространенным способом записи является запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения и т.п.) и стандартный протокол, который имеет форму таблицы.
Ниже приведен пример такой записи.
Карта наблюдения коммуникативной компетенции дошкольника
(И. М. Богдановская, А. Н. Кошелева, С. Т. Посохова, В. В. Хороших)
Наблюдаемое свойство | Проявления | Наличие |
Социальная смелость на стадии установления контакта | Входит в помещение один без родителей | |
Идет впереди родителей | ||
Держится за руку, старается быть ближе к родителям | ||
Отказывается входить в помещение один | ||
Инициатива в установлении контактов | Первым здоровается | |
Здоровается в ответ на приветствие присутствующих | ||
Реагирует на приветствие невербально | ||
Никак не реагирует на приветствие | ||
Называет свои имя и фамилию сам, без вопроса присутствующих | ||
Самостоятельно начинает подробно рассказывать о себе, своей семье, интересах и т.п. | ||
Начинает рассказывать о себе только после вопроса присутствующих «Как тебя зовут?» | ||
На вопрос присутствующих «Как тебя зовут?» сам не отвечает | ||
Контакт с незнакомым взрослым | Улыбается | |
Дает развернутые ответы | ||
Начинает выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов | ||
Переспрашивает, если не понимает задания | ||
Не смотрит на присутствующих | ||
Отворачивается | ||
Прячет глаза | ||
Прерывает незавершенную работу без указания присутствующих | ||
Дает односложные ответы | ||
Отказывается выполнять задания | ||
Обращается к присутствующим за поддержкой в случае затруднения: вербально невербально | ||
Обращается к присутствующим за поддержкой постоянно: вербально невербально | ||
Особые реакции (какие) |
Виды наблюдения
В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее распространенных относятся следующие:
1. Наблюдения (по времени)
1) Хронологические лонгитюдные, или «продольные». Проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения.
2) Периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени);
3) Единичные или однократные.
2. В зависимости от ситуации наблюдения:
1) Полевые (естественные для жизни условия);
2) Лабораторные (в искусственных условиях)
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту:
1) открытым или скрытым (нпр, стекло Гезелла);
2) наблюдение со стороны или включенное (исследователь – член группы, полноправный ее участник).
В заключение, сформулируем правила, при которых эффективность этого метода повышается:
1. Проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.
2. Не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом.
3. Не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации.
4. Стараться быть беспристрастным.
5. Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не менее 2 человек), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми
Достоинства метода: естественность; недостатки: длительность, пассивность, наличие элементов субъективизма; невозможность статистической обработки результатов.
В практике психодиагностики метод наблюдения рационально использовать включенным в метод эксперимента.
Беседа
– сбор данных на основе вербальной коммуникации. Метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Один из наиболее распространенных видов беседы – интервью – получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме.
По форме оно бывает:
- свободным (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
- стандартизированным (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты ответов, стойкая стратегия и тактика).
В зависимости от целевого направления интервью разделяются на:
- диагностическое интервью – это метод получения информации общего содержания, направленный на «зондирование» (выявление) различных аспектов поведения, свойств личности, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье и т.д. оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным);
- клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
При работе с детьми наиболее используемым является диагностическое интервью. Очень важно наладить контакт с ребенком, так как у него отсутствует мотивация общения с психологом. В беседе с детьми важную роль играет правильно сформулированный вопрос.
Вопрос - основной элемент в структуре беседы.
Вопросы разделяются на три группы:
- прямые («Ты боишься грозы?»)
- косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»)
- проективные («Дети боятся грозы, а ты?»)
Косвенные и проективные вопросы позволяют исключить социально желаемые ответы.
Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Предпочтительно работать совместно с другим специалистом, когда психолог ведет беседу, а ассистент фиксирует ответы. Более предпочтительна запись «от руки», т.к. она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т.п.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 628.