Этика психодиагностического обследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических обследованиях. В лучшем случае в публикуемых работах упоминается о том, что необходимо сохранять в тайне полученные результаты. Разработанные в последние годы в России этические кодексы психолога имеют много общих положений, но в них отсутствует система контроля за их исполнением.

Опыт работы зарубежных психологов, специалистов в области психодиагностики, свидетельствует о том, что в разработке, издании и использовании тестов мы сталкиваемся с многочисленными этическими проблемами. Образцом нормативно – правового регулирования практической, в том числе диагностической деятельности психолога являются многочисленные и постоянно дополняемые документы, принятые Американской психологической ассоциацией. Мы поговорим об основных проблемах, которые не раз обсуждались зарубежными психологами.

Несмотря на то, что существует множество тестов, все они должны соответствовать требованиям, описанным в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».

Перечислим основные морально – этические требования:

1) Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением.

2) Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов.

3) Любой из используемых диагностических инструментов должен соответствовать целям исследования.

4) Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать.

5) Особые требования – к компьютизированным тестам. Они не могут проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применения таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие.

6) Большое значение имеет конфиденциальность результатов тестирования. Материал, полученный в процессе обследования, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать испытуемого.

7) Ни один из психологов не может быть компетентен в использовании всех тестов, поэтому нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а следовательно, обучение. Так, например, работа с Калифорнийским психологическим опросником, в соответствии с требованиями, принятыми в США, требует от психолога наличия специальной лицензии.

8) Обследуемый (или родители ребенка) должен получить в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты. Кроме этого, он имеет право знать о результатах исследования.

9) Специалист в области психодиагностики не только работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них. Результаты наших исследований всегда приобретают личностный смысл для обследуемого. Отсюда – важнейшее требования профессиональной этики психолога – не причинить морального ущерба личности. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе диагностических методик, а также в выводах и рекомендаций.

10) Психолог должен оказывать только те услуги, для которых он имеет необходимое образование (высшее профессиональное образование) и квалификацию.

11) Если обследование ребенка проводиться по требованиям другого лица: врача, представителя другого органа образования и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их замещающих.

12) Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим дефектом, юридическим или социальным статусом.

13) Учителям, администрации учреждения допускается сообщение только тех данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

14) Психолог должен быть эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально оценивать обстановку, устойчив к стрессу.

Таковы основные требования, предъявляемые к специалисту в области практической диагностики. В действительности требований, предъявляемых к разработчикам и пользователям психодиагностических методик, намного больше. Ознакомиться с ними можно в приложении 1. (Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик).

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я знаю (понимаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами» (Абрамова Г. С., 1999).

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. – СПб, 2003.

3. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте.

4. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., Знание. – 1989

5. Общая психодиагностика. - Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В.- М.. изд-во Моск. университета 1999.-304 с.

6. Основы психодиагностики/ под ред. А. Г. Шмелева. – Р-н-Д, 1996

7. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. -М., 1999.

8. Психолого – педагогическая диагностика./ под ред И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М, 2003

9. Худик В. И. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – М, 1996

10. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – М., 2005

11. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М, 1998

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.