учащегося/студента.
1.Просмотрите ранее подготовленные документы: карта наблюдения, отчет по результатам наблюдения, записанную беседу, отчет по результатам беседы.
2. Продумайте и запишите цель, с какой вы будете составлять психологическую характеристику учащегося/студента, для кого она будет предназначена.
3. Выберите в соответствии с целью разделы из структуры характеристики, которые вы будете описывать.
4. Для написания характеристики воспользуйтесь планом, представленным в этой методичке. Текст пишется в свободной форме.
5. Сделайте вывод, который должен согласовываться с назначением характеристики.
6. Продумайте, кому вы можете дать рекомендации: самому учащемуся/студенту, его преподавателям, его одноклассникам (однокурсникам), его родителям. Запишите эти рекомендации.
План полной психологической характеристики личности учащегося/студента
Раздел 1. Общие сведения об учащемся/студенте.
Анкетные данные
- Фамилия, имя.
- Возраст.
- Школа, класс (группа).
- Специализация школы (факультет, специализация в ВУЗе,СУЗе).
Сведения о состоянии здоровья
- Часто ли болеет (часто, средне, редко).
- Хронические заболевания (какие).
- Особенности функционирования нервной системы:
· быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
· быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
· стабилен в проявлении настроения;
· преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
· преобладает торможение.
Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные (внеучебные) занятия (систематические)
- Занятия общественно полезным трудом (каким).
- Занятия в художественной самодеятельности (какой).
- Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
- Занятия спортом (каким).
- Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Особенности психических процессов и эмоций
Внимание.
- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении. Никогда не отвлекается на уроке (лекции), не делает ошибок по невнимательности.
- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя (преподавателя). Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя (преподавателя). Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя (преподавателя) из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Речь.
- Всегда грамотно употребляет слова и правильно строит предложения.
-В речи проявляет большой словарный запас.
- Речь является содержательной: в речи выражаются мысли, чувства, которые соответствуют действительности.
- Речь понятна, что достигается за счет использования интонации, пауз, логических ударений.
- Речь выразительна, эмоционально насыщена.
Эмоциональная лабильность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной/студенческой жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной/студенческой жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной/студенческой жизни.
- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял, апатичен во всех делах, несмотря на то, что здоров.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.