ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Обработка результатов
Просуммируйте баллы отдельно по каждому компоненту карты наблюдения. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.
Профиль поведенческих особенностей учащегося/студента
Компонент карты наблюдения | Набранный балл | Качественная оценка |
Внимание | ||
Память | ||
Мышление | ||
Речь | ||
Особенности эмоционального реагирования | ||
Проявление личностных качеств | ||
Особенности темперамента и характера | ||
Социальная подструктура личности |
В столбце «набранный балл» указывается общая сумма баллов по соответствующему виду педагогической компетентности. В столбце «качественная оценка» приводится значение набранного балла в соответствии со следующим ключом.
Ключ для качественной оценки уровня развития внимания, памяти, мышления, речи.
19-21 баллов – очень высокая оценка.
16-18 баллов – высокая оценка.
13-15 баллов – средняя оценка.
10-12 баллов – низкая оценка.
7-9 баллов – очень низкая оценка.
Ключ для качественной оценки интенсивности эмоционального реагирования.
19-21 баллов – очень высокая интенсивность.
16-18 баллов – высокая интенсивность.
13-15 баллов – средняя интенсивность.
10-12 баллов – низкая интенсивность
7-9 баллов – очень низкая интенсивность.
Ключ для качественной оценки выраженности проявления личностных качеств.
30-33 баллов – очень высокая степень выраженности.
25-29 баллов – высокая степень выраженности.
20-24 баллов – средняя степень выраженности.
15-19 баллов – низкая степень выраженности.
11-14 баллов – очень степень выраженности.
Ключ для качественной оценки адаптивности особенностей темперамента и характера.
19-21 баллов – очень высокая адаптивность.
16-18 баллов – высокая адаптивность.
13-15 баллов – средняя адаптивность.
10-12 баллов – низкая адаптивность
7-9 баллов – очень низкая адаптивность.
Ключ для качественной оценки уровня развития социальной подструктуры личности.
19-21 баллов – очень высокая оценка.
16-18 баллов – высокая оценка.
13-15 баллов – средняя оценка.
10-12 баллов – низкая оценка.
7-9 баллов – очень низкая оценка.
Беседа с учеником/студентом
Беседа – разновидность интервью, которое проводится в свободной форме: интервьюер имеет примерный план в виде списка вопросов, которые могут изменяться и дополняться по ходу разговора, и предоставляет собеседнику полную свободу в выборе вариантов ответов. Цель беседы с учеником/студентом в рамках психологического компонента педагогической практики – выявить то, каким образом ученик/студент сам представляет своі психологические особенности, значимые для его учебной деятельности, чтобы затем сравнить эти представления с результатами наблюдения и составить целостную психолого-педагогическую характеристику.
Подготовка к беседе.
Беседа должна проходить в отсутствие посторонних лиц и отвлекающих воздействий (в частности, шума). Вероятная продолжительность беседы – около часа. Вам необходимо заранее обеспечить необходимые время и место и заручиться информированным согласием ученика/студента, с которым Вы планируете проводить беседу (см. этические принципы работы психолога).
Все содержание беседы – точные формулировки Ваших вопросов и полный текст ответов Вашего собеседника – должны быть включены в отчет. Этого можно достичь двумя способами. Во-первых, Вы можете вести запись о руки или на компьютере во время беседы. Во-вторых, Вы можете записать беседу на диктофон и затем сделать письменную запись с аудиофайла. Выбор одного из этих двух способов зависит, от Ваших организационных возможностей и согласия собеседника, чтобы его ответы записывались на диктофон. В любом случае конечным результатом беседы должен стать текст, полностью и в точности отражающий вопросы и ответы, а не только передающий их общий смысл. Это необходимо для обоснованности и надежности выводов, которые будут сделаны на основании беседы.
Проведение беседы.
Беседа проводится в соответствии с приведенным ниже опросным листом – примерным списком вопросов. Вы можете слегка видоизменять формулировки вопросов в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями Вашего собеседника, о которых Вы узнали в результате наблюдения. Кроме того, Вы можете задавать дополнительные вопросы, направленные на прояснение ответов собеседника (например, если он упоминает своих одноклассников или преподавателей, которые Вам не знакомы), чтобы убедиться, что Вы правильно его понимаете.
На протяжении всей беседы воздерживайтесь от оценочных суждений. Ваша задача в рамках данного конкретного задания – понять изучаемого ученика/студента, а не пытаться переубедить его, дать нравственную оценку его действиям и суждениям или как-либо еще повлиять на него. В результате беседы Вы должны получить развернутые ответы на следующие вопросы, связанные с основными темами курса «Психология»/ «Основы психологии».
1. Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».
Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь, почему?
Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?
2. Вопросы по теме «Память».
Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?
Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?
Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ил твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?
Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того¸ чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?
3. Вопросы по теме «Внимание».
Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?
Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?
4. Вопросы по теме «Мышление».
4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему?
4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?
4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?
4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?
5. Вопросы по теме «Речь».
5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?
5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам/однокурсникам и учителям/преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?
5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?
6. Вопросы по теме «Эмоции».
6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?
6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?
6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?
6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?
7. Вопросы по теме «Мотивация».
7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?
7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?
7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.