Методика анализа рубрикации рукописи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря о композиционной целостности произведения, мы не должны забывать о рубриках и рубрикации.

Рубрики это структурные единицы текста, которые организуют, направляют чтение, предупреждая, о чем пойдет разговор дальше, они подготавливают читателя к восприятию следующего за ними материала. Прерывая текст, они заставляют читателя сделать паузу, задуматься над прочитанным, прежде чем перейти к новому.

Рубрики произведения связаны между собой, образуют стройную систему – рубрикацию, которая определяется композицией произведения.

Небольшое по объему произведение не нужно делить на рубрики. Исключение составляют издания справочного характера: даже при небольшом объеме их целесообразно разделить на рубрики, чтобы легче было найти нужную информацию.

Основные функции заголовков рубрик – организовать, углублять и направлять чтение, помогать поиску нужной информации.

Анализ рубрикации литературного произведения решает следующие задачи:

· проверяет насколько удобно для читателя выбранное автором членение текста на рубрики, т.е. хороши ли порции чтения, исходя из содержания текста, его сложности, функционально-целевого назначения;

· соотносить сложность рубрикации текста и интеллектуальный уровень читателя;

· выдержана ли соподчиненность заголовков, а значит и рубрик;

· хорошо ли показана соподчиненность рубрик, чтобы читатель мог ее увидеть как средство для точного восприятия и углубленного понимания связей и взаимозависимости частей текста;

· соответствует ли заголовок содержанию своего текста и, наоборот, содержание текста – своему заголовку.

Для того чтобы проверить, правильно ли выстроена рубрикация произведения, необходимо составить рабочее оглавление, т.е. перечень всех заголовков оригинала (включая расположенные в подбор с текстом, а также выделенные слова и словосочетания самого текста, обозначающие темы отрывка, части и т.п.), напечатанных таким образом, чтобы видна была соподчиненность.

Для того чтобы составить рабочее оглавление, на листе бумаги проводят вертикальные линии с отступом одна от другой 1,5 - 2 см. Вписывают все заголовки по значимости – каждый вправо от своей вертикали. Вертикали нумеруются слева направо римскими цифрами. Заголовки наиболее значимые называют заголовками первой ступени, далее второй и т.д.

Проверять сопоставимость частей текста в рабочем оглавлении надо с учетом правил логического деления, тогда все недочеты композиции будут очевидны.

Самое мелкая единица текста – это абзац.

Абзац – фрагмент текста, обозначенный пробелом в его начале (абзацный отступ) и в последней строке (концевым пробелом) – можно рассматривать как своеобразный вид рубрикации без заголовка. Каждый абзацный отступ сигнализирует читателю о переходе к новой микротеме , или к тексту другого лица в диалоге. Поэтому разбивка текста на абзацы продолжает, в сущности, тему членения текста на рубрики.

Объединяя ряд мыслей (предложений или фраз) в одно целое, абзац в то же самое время графически выделяет это целое в некую самостоятельную единицу.

Текст делится автором на абзацы, в известной мере, произвольно, он может по желанию сокращать или увеличивать число абзацев. Пишущий связан лишь одним условием: у каждого абзаца должна быть одна тема, абзацный отступ должен обозначать начало новой мысли или новой группы тесно связанных мыслей.

Причины абзацного членения текста:

  • новизна информации, новая микротема;
  • важность информации в рамках данного текста;
  • эмоциональное выделение детали;
  • невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз);
  • необходимость паузы при чтении для лучшего восприятия и понимания текста;
  • выделение детали, для лучшего запоминания, применять абзацы-перечни с буквенным или цифровым обозначением.

Число рубрик зависит от читательского адреса издания.

Существуют определенные требования к форме и содержанию рубрик, в научной и деловой литературе:

· выражать в ключевых словах (слове) смысловое содержание текста;

· быть по возможности краткой (не содержать служебных слов или содержать их минимум);

· не повторять слов объединяющей рубрики, но по смыслу быть связанной с ней и с нижестоящими заголовками (рубриками);

· лучше, чтобы рубрика была объектной (т.е. состоящей из существительных).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 357.