Логические основы редактирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных положительных качеств любого произведения – это логичность изложения материала. Анализируя произведение, необходимо добиваться логической четкости и последовательности изложения, обусловленности переходов и точность в подборе слова.

Редактируя научный текст, надо добиваться четких формулировок, правильных определений, аргументов, логичности рассуждений, а также работать над языком и стилем произведения.

Основные жанры научной литературы – статьи, монографии, учебники (учебные пособия) и др.

В статье  (научной, научно-методической, научно-популярной и др.) излагается фрагмент нового научного знания с акцентом на функциональной значимой стороне (теоретической, экспериментальной, научно-методической, популяризаторской и т.д.), причем значимость определяется автором статьи в соответствии с читательским адресом.

В  монографии   многостороннему рассмотрению подвергается проблема, выявленная автором либо его предшественниками, или комплекс взаимосвязанных проблем частных вопросов, выдвигается гипотеза, для подтверждения которой используются уже известные в данной области знания, отдельные методы, разрабатывается новый метод или специально формируется определенный комплекс методов.

В учебнике (учебном пособии) излагается уже устоявшееся в той или иной области  знание, во время создания учебного пособия не имеющее дискуссионного характера.

Для произведений научной и учебной литературы логичное построение материала особенно важно.

Основная задача логики – отделение правильных способов мышления (рассуждений, выводов, умозаключений) от неправильных.

Правильные выводы называются обоснованными, последовательными или логичными.

Мышление – одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан с действительностью и своеобразно отражает ее. 

Язык представляет собой необходимое условие существования абстрактного мышления, является чувственно воспринимаемой оболочкой мышления, обеспечивает мысли человека реальное существование, вне такой оболочки мысль недоступна.

Логический анализ мышления всегда имеет форму исследования языка, в котором оно протекает. В этом плане логика – наука о мышлении – есть в равной мере и наука о языке. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании.

Одна из проблем логики – смысл и значение выражений языка, различные отношения между понятиями, определение понятий, вероятностные и статистические рассуждения.

Отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий элемент вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении.

Редактируя текст, надо добиваться четкости формулировок, правильности определений и аргументов, логичности рассуждений.

Мышление оформляется в языке в виде рассуждений

Рассуждение представляет собой определенную, внутренне обусловленную связь утверждений. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них следуют, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им.

Например: Все люди смертны: Сократ человек, следовательно, Сократ смертен. Первые два высказывания (суждения) –  посылки вывода, третье –  заключение.

Логика занимается не только связями утверждений в правильных выводах, но и   анализом языковых выражений.

 Выделим три основные категории языковых выражений: имена (понятия), высказывания (суждения) и функторы.

Имя  – элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью. (Именование чего-нибудь)

Высказывание – это языковое выражение, являющееся истинным или ложным.

Суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения или отрицания. Суждение в этом смысле, в отличие о высказывания, всегда модально, т.е. носит оценочный характер. Например: «5 есть простое число», «Ниобий – это инертный газ».

Функтор  - это языковое выражение, не являющееся ни именем, ни высказыванием и служащее для образования новых имен или высказываний, из  имеющихся.

Например: слово «являться» это ни имя, ни высказывание, но позволяет из двух имен получить высказывание: «Физика является наукой».

Именно при помощи понятий, суждений и функторов мы высказываем свои мысли.

Рассмотрим эти категории более подробно.

Имена  – необходимое средство познания и общения. Обозначая предметы и их совокупности, имена связывают язык с реальным миром.

Имена бывают: единичные, общие, пустые, конкретные и абстрактные.

Единичные имена обозначают один и только один предмет. Например: «Солнце», «Луна».

Общие имена обозначают более чем один предмет. Например: женщина, человек, школьник.

Среди общих имен особое значение имеют понятия.

Понятие – это имя с относительно ясным и устойчивым содержанием, используемое в обычном языке или языке науки, или  содержании термина. Тогда «понятие» можно определить как мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Например: «дом», «стол», «квадрат», «стул» и т.п.

Под понятиями понимаются все общие имена, для которых имеется какое-то определение или содержание которых является относительно ясным.

Пустое имя не обозначает ни одного реального существа: «русалка», «кентавр» и т.п.

Конкретное имя обозначает физические тела и живые существа: «тетрадь», «звезда», «лес» и т.п.

Абстрактное имя обозначает объекты, не являющиеся индивидами: к ним относятся имена свойств, отношений, классов, чисел и т.п.  Например: «справедливость», «человечность».

Неправильное или даже просто некорректное употребление слова (имени) может стать источником неполного или неадекватного понимания текста, а также привести к ошибкам, поэтому особенно важным является противопоставление однозначных и многозначных имен, точных и неточных, ясных и неясных.

Анализ «несовершенных» имен (понятий) важен в практическом отношении. Нередко он помогает избежать грубых ошибок.  Согласно принципу однозначности, в процессе коммуникации не следует использовать языковые выражения с несколькими разными значениями.

Принцип однозначности гарантирует понятность языковых выражений и поэтому является важным условием употребления языка.

Например, понятие «молодой человек».  В двадцать лет человека можно назвать молодым, а в тридцать, а в сорок? Если в двадцать человек молод, то в сорок это уже относительно.

Неточными являются эмпирические характеристики: «высокий», «лысый», «отдаленный » и т.п. Неточны также обычные имена, как «дом», «окно». Например, нарисованное окно является ли окном? А дом без крыши?

Существуют особенности рассуждений при редакторском анализе:

· неточность всегда имеет контекстуальный характер. В одном случае это дом, в другом – развалины;

· употребление неточных имен способно привести к парадоксальным заключениям: нет песчинки, убрав которую, мы могли бы сказать, что данное сооружение нельзя назвать домом.

Подводя итог, сделаем вывод: всякая наша мысль, каждое наше суждение включает имена, которые, как правило, являются многозначными и неточными, а нередко и теми и другими вместе, и это нужно постоянно иметь в виду, чтобы избежать недоразумений.

Для правильного осмысления произведения необходимо понимать содержание понятий, т.е. совокупность тех свойств, которые присущи всем предметам, обозначенным данным именем и только им.

Например, в содержание понятия «стол» входят «признаки быть предметом мебели, предназначенным «для сидения за ним » и «иметь ножки и столешницу». Но помимо содержания, смысла, понятие имеет объем – это совокупность или классы тех предметов, которые обладают признаками, входящими в его содержание. Объем понятия «стол» - все столы.

Кроме содержания (смысла), понятие имеет объем – это совокупность (или классы) тех предметов, которые обладают признаками, входящими в его содержание.

Объемы двух понятий, которые сопоставимы друг с другом, имеет только одно из следующих отношений:

· Равнозначность –  объемы двух понятий полностью совпадают, т.е. при редактировании текста возможно замена одного имени другим, без потери смысла. Например: «квадрат» и «равносторонний прямоугольник»;

· Пересечение –   объемы понятий частично совпадают, т.е. замена одного слова другим возможна, но не всегда. Например: «летчик» и «космонавт»;

· Подчинение –  объем одного из понятий полностью входит в объем другого, подчиняющее имя – род, подчиненное – вид. Например: «треугольник» и «прямоугольный треугольник» или «дедушка» и «внук». Каждый дедушка есть чей-то внук, но не каждый внук – дедушка. «Внук» - подчиняющее имя, называется родом, «дедушка» - подчиненное, называется видом;

· Исключение – объемы понятий полностью исключают друг друга. Например: «красивый» и «некрасивый».

Определение – это логическая операция,  раскрывающая содержание имени (понятия). Определить имя – значит указать, какие признаки входят в его содержание.  

Определение решает две задачи:

· отличает и ограничивает определяемый предмет от всех иных;

· раскрывает сущность определяемых предметов, указывает их основные признаки, без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные признаки.

В процессе редактирования часто необходимо заменить одно понятие другим, чтобы сделать это грамотно, необходимо знать правила определения.

Первое правило. Определяемое и определяющее понятие должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-либо предложение встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить одно другим.

Например: «вратарь» – «голкипер»; «нонсенс» – «бессмыслица».

Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения, если «ромб» определили как просто «плоский четырехугольник», то в этом случае, в объем данного определения вошли бы все четырехугольники, а не только те у которых равны все стороны.

Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения.

Например, если определить «ромб» как «плоский четырехугольник, у которого все стороны и все углы равны», то ромб отождествляется с квадратом, а исключаются все ромбы, у которых не все углы равны.

Второе правило. Определение запрещает порочный круг: нельзя определять имя через само себя или определять его через такое другое имя, которое в свою очередь определяется через него.

Например: «театр – театр, а не кинотеатр».

Задача определения – раскрыть содержание ранее неизвестного имени и сделать его известным.

Третье правило Определение должно быть ясным, т.е. в определяющей части использованы имена, известные и понятные читателю. Метафоры, сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного толкования, можно использовать только в художественной литературе.

Например, можно определить пролегомены как пропедевтику. Но данное определение будет ясно лишь для тех, кто знает, что пропедевтика – введение в какую-либо науку. Не ясны и такие определения, как «Дети – цветы жизни», «Овал – круг в стесненных обстоятельствах »и т.п.

Определение состоит из четырех элементов, расположенных в следующем порядке:

 – определяемое понятие (т.е. то, что определяется);

 – предикат (то, что говорится об определяемом понятии);

 – родовой признак (т.е. качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений);

 – видовое отличие (т.е. качество, характерное только для данного понятия).

Например:

Послание (1) – (2) литературное произведение(3), написанное в виде обращения) к какому-либо лицу или лицам(4).

Существуют явные и неявные определения.

 Явные определения имеют форму равенства – совпадения двух имен (понятий). Например: «пропедевтика есть введение в какую-то науку».

Неявные  определения не имеют формы равенства двух имен. Неявные определения бывают контекстуальными и остенсивными.

Именно в контексте имя получает связь с другими именами и тем самым косвенно раскрывается его содержание.

Например, не вполне ясно, что такое удаль. Фазиль Искандер по-разному определяет это слово: «Удаль – это такая отвага, которая требует для своего проявления пространства, дали», «Удаль – это паника бегущая вперед», каждый раз слово приобретает особый смысл.

Контекстуальные определения всегда остаются в значительной мере неполными и неустойчивыми. Почти все определения, с которыми мы встречаемся в жизни, – это контекстуальные определения.

Остенсивные определения –  определения путем показа.

Например, нам трудно объяснить ребенку, какая зебра. Мы идем в зоопарк и показываем: «Это зебра».

 

В процессе редакторского анализа произведения мы все время используем такую логическую операцию, как деление.

Деление – операция распределения на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном имени (понятии). В процессе деления мы раскрываем объем понятий, выявляем их характерные признаки и содержание.

Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления. Таким образом, в каждом делении имеются делимое понятие, основание деления и члены деления.

Посредством операции деления раскрывается объем понятия, выясняется, из каких подклассов состоит класс, соответствующий делимому понятию.

Например, по строению листьев класс «деревья» может быть подразделен на два подкласса: лиственные и хвойные деревья.

К операции деления мы прибегаем едва ли не в каждом рассуждении. Определяя понятие, мы раскрываем его содержание, указываем на его признаки. Производя деление понятия, мы даем обзор того круга предметов, который отображен в нем.

 Правило обоснованности деления – избранный в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков в ходе деления не следует подменять другими признаками.

Это означает, что деление проводиться только по одному принципу (признаку), который лежит в основе видовых различий частей.

Например, правильно делить климат на холодный, умеренный и жаркий, а делить на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный, не верно.

В первом случае деление производится по среднегодовой температуре, во втором –  оснований деления два. Надо делить сначала по одному, а затем по новому основанию, поэтому неверно делить людей на женщин, мужчин и детей и т.п.

 Правило соразмерности – деление должно быть соразмерным или исчерпывающим, т.е. сумма объектов членов деления должна равняться объему делимого понятия, данное правило предостерегает от пропуска отдельных членов деления.

Например: нельзя делить предложения только на повествовательные и побудительные, так как пропущены вопросительные.

 При несоблюдении этого правила произведение или его часть бывает уже или шире их темы. Автор либо пропускает какие–то части темы или включает в текст те, что к ней не имеют отношения.

В первом случае тема оказывается нераскрытой полностью, во втором случае ее границы размываются, что мешает пониманию и усвоению текста.

Выход за пределы темы – ошибка наиболее распространенная, ее причины:

· обилие собранного автором материала (из-за объема он трудно поддается систематизации, жалко исключать собранное);

· недостаточность материала из-за недоработки темы (чтобы заполнить пробелы, автор невольно включает в ту или иную часть темы близкий к ней материал, который относится к теме косвенно);

· автор теряет ориентировку в материале из-за большого объема произведения, когда работает над оригиналом урывками и не проверяет соответствие избранного материала теме, выраженной в заголовке. Очень важно, прочитав раздел, главу, параграф, вернуться к их заголовку, чтобы сопоставить с ним содержание подразделов.

Правило взаимоисключения – каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других. Это означает, что члены деления должны взаимно исключать друг друга, т.е. понятие должно быть поделено на такие части, каждая из которых исключает другие.  

Например, ошибочно деление людей на тех, кто ходит в театр и на тех, кто ходит в кино, так как есть люди, которые ходят и в кино, и в театр.

При нарушении этого правила неизбежны повторы из-за перекрещивания материала, ощущается композиционная нечеткость.

 Правило непрерывности – деление должно быть беспрерывным и без скачков, т.е. переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, а не к подвидам.

Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, но неверно делить людей на мужчин и женщин северного полушария.

При нарушении этого правила трудно уловить систему в изложении материала, а значит, и понять произведение. Необходимо правильно группировать элементы по видам, а также и включение подвидов в один ряд с видами, что снижает качество текста, усложняет его восприятие.

Можно заметить, что из правила непрерывности деления вытекает правило обоснованности деления.

Например, деление королей на наследственных, выборных и трефовых не согласуется как с первым, так и с третьим правилом.

Если правила деления понятий нарушены, как следствие возникают логические ошибки:

в несоразмерности деления (объем произведения  оказывается либо уже, либо шире темы);

в незавершенности деления (части перекрещиваются, не исключают друг друга);

в непрерывности деления (тема делится на подвиды, минуя виды).

Тему произведения, можно рассматривать как понятие (т.к. она имеет содержание и объем),  поэтому при его анализе композиции рукописи необходимо применять правила логического деления.

Нарушение законов логики, составляющих основу человеческого мышления, на которой держится последовательное рассуждение,  и  превращает произведение в бессвязный текст.

Закон противоречия.   Суждение и его отрицание не могут быть вместе истинными, или суждение не является вместе истинным и ложным, или Истина и ложь – это две несовместимые характеристики суждения.

Аристотель дал закону противоречия три разные интерпретации:

принцип логики: из двух противоречащих высказываний одно должно быть ложным;

утверждение о структуре самого реального мира: не может быть так, чтобы что-то одновременно существовало и не существовало, имело какой-то признак и не имело его;

истина психологии: не удается так размышлять о какой-либо вещи, чтобы она оказывалась такой и вместе с тем не такой.

Высказывание и его отрицание должны говорить об одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Эти два высказывания должны совпадать во всем, кроме одной единственной черты: то, что утверждается в одном, отрицается в другом. Если это забывается, противоречия нет, поскольку нет утверждения и отрицания.

Например: осень настала, но еще не настала. Подразумевается, что хотя по календарю уже осень, а тепло как летом.

Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью. Например: Земля – спутник Луны.

У противоречия в языке много разных задач:

– оно может выступать в качестве основы сюжета рассказа, быть средством достижения особой художественной выразительности и т.д.

– противоречие может стать «каналом духовной связи», оно не только допустимо, но даже необходимо.

Нелогично утверждать и отрицать одновременно одно и то же. Но понятно двустишие римского поэта I в. До н.э. Катулла:

Да! Ненавижу и вместе люблю. – Как возможно ты спросишь?

Не объясню я. Но так чувствую, смертно томясь.

 

Закон исключения третьего. Из двух противоречащих высказываний одно является истинным.

Аристотель выразил его так: «… не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия: либо утверждать, либо отрицать».

Однако он сомневался в применении данного закона к высказываниям о будущих событиях, которые в настоящий момент еще не предопределены, т.е. не существует причин, вследствие которых они могут случиться или нет. Например: Через 100 лет будет дождь.

Этот закон с иронией обыгрывается в художественной литературе.

В известной сказке Л. Кэрролла Белый рыцарь намерен спеть Алисе «очень, очень красивую песню»:

– Когда я, ее пою, все рыдают… или…

– Или что? – спросила Алиса, не понимая, почему Рыцарь вдруг остановился.

– Или…  не рыдают..

В другой популярной сказке народный лекарь Богомол заключает после осмотра Буратино:

– Одно из двух: или пациент жив, или он мертв. Если он жив – он останется, жив или не останется жив. Если он мертв – его можно оживить или нельзя оживить.

С законом исключения третьего косвенно связан следующий методологический принцип: анализ каждого объекта должен вестись до тех пор и быть настолько полным, чтобы относительно любого утверждения об этом объекте можно было решить, истинно оно или нет.

Закон тождества. В процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.

Например: Если дом высокий, он высокий.

Нередко, этот закон ошибочно подменяют требованием устойчивости определенного мышления, действительно, в процессе рассуждения значения понятий и утверждений не следует изменять. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому. Надо выделять обсуждаемые объекты по достаточно устойчивым признакам, чтобы уменьшить вероятность подмены в рассуждении одного другим.

Закон достаточного основания.  Всякая истинная мысль должна быть обоснованна другими мыслями, истинность которых доказана.

 В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, т.е. должна быть не только логическая связь, как и объяснение того или иного вывода, который подтверждается надежными доказательствами.

Умение применять знания логики на практике –  одним из основных навыков редакторской деятельности, в процессе которой решаются две задачи:

 – осознать, не пропустить мимо сознания каждый случай логической связи между понятиями или суждениями в тексте, зафиксировать эту связь;

 – проверить правильность выявленных, зафиксированных логических связей.

 

Наиболее часто встречаются следующие логические ошибки:

1. Смещение плана изложения: «Солнце, воздух и вода – для тела. А хочется чего и для души. И очень многого. Особенно для детворы. В поселке же нигде качелей не увидишь, об аттракционах и речи нет».

2. Утверждение взаимоисключающих понятий: «Предатель вобрал в себя ноги и лежал невредимый с пробитой головой».

3.Сопоставление (противопоставление) понятий, логически неоднородных: «Несмотря на свою молодость, он завоевал большой авторитет и хороший человек».

4. Неверное установление причинных связей: «Прошу оставить меня сверхсрочником на продовольственном складе, так как я очень полюбил море».

Анализируя рукопись с логической стороны необходимо установить:

  • логические отношения между понятиями и суждениями, которые выражены в тексте словесно или пунктуационно, тогда мысленно выделяем, подчеркиваем слова или знаки препинания, передающие, выражающие эти отношения;
  • логические связи между понятиями и суждениями словесно или пунктуационно не выражены, тогда соотносим суждения и понятия между собой, чтобы определить, в какой связи они находятся.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.