Если логические связи между понятиями и суждениями никак не выражены, надо соотносить каждое предложение с предыдущим по смыслу, используя для этого приемы, которые способствуют пониманию текста:
– антиципацию (предвосхищение) последующего содержания и вопросы к прочитанному тексту;
– анализ их отношений, уяснив связь между ними, надо проверить ее состоятельность.
Если в начале анализа связь между суждениями кажется ошибочной, необходимо соотнести их между собой по содержанию и определить, какие именно логические связи между ними возможны, после словесно или пунктуационно уточнить характер логических отношений.
Приемы проверки
2.1.Схематизация логических связей
Выделение сложных суждений и свертывание их до простых, помогает прояснить суть логических отношений между ними, тогда ошибки или погрешности в тексте бросаются в глаза.
Например, необходимо выделить в тексте каждое суждение или выявить факты и причины их появления, проанализировать их и установить: не противоречит ли одно суждение другому или верно ли сформулирована причина происхождения факта.
2.2.Восстановление опущенных звеньев – соотнесение разных суждений о понятии (объекте) и авторские выводы о нем.
Например: силлогизм: «Всякий человек смертен (первая посылка), Сократ — человек (вторая посылка), вывод: Сократ – смертен», заключение (вывод) может быть сделано, только суммируя две посылки, а если одна из них опущена, ошибки менее заметны. Например: Сократ – человек, он бессмертен.
При чтении надо мысленно восстановить все посылки силлогизма, чтобы проще проверить правильность умозаключения.
Из-за пропущенного суждения (факта) текст может казаться нелепым и алогичным, поэтому его необходимо восстановить пропущенное, иначе смысл сказанного можно понять, только соотнеся логические элементы, которые автор связал в тексте, но опустил показавшееся ему ненужное звено.
2.3.Соотнесение логически связанных звеньев – группа приемов.
2.3.1.Соотнесение суждений об одном предмете на протяжении всего текста помогает замечать нарушение закона противоречия: «Если из двух положений одно утверждает то, что отрицает другое, то значит, по крайней мере, одно из них ложно», надо запоминать основные положения, чтобы при повторе сопоставлять их с предшествующими положениями и в случае расхождений выяснять, где ошибка.
2.3.2.Соотнесение членов одного ряда с обобщающим и общим словом при перечислении элементов смыслового ряда необходимо заменять обобщающее словосочетание каким-либо одним словом – смысловым опорным пунктом и мысленно соотносит его с каждым элементом, что позволяет избежать логического промаха в тексте.
2.3.3.Соотнесение ряда членов между собой необходимо, чтобы не пропустить нарушений правила взаимоисключения понятий, по которому каждый член ряда должен исключать другой.
Если объем одного члена ряда входит частично в объем другого или объем одного поглощается объемом другого, то в большинстве случаев нужны правки.
Например: в одном главе говориться о проектной деятельности предприятия, а в другой – об управлении проектами на этом же предприятии, но ведь управление проектами является составной частью проектной деятельности в целом, поэтому нужна правка.
2.3.4.Соотнесение конкретных фактов с обобщающим положением или наоборот, если общее положение разъясняется или иллюстрируется частными примерами, то между ними должно быть соответствие, если его нет, то либо примеры не подтверждают общего положения и не годятся для этой цели, либо неверно сформулировано общее положение.
Необходимо соотнести каждый факт с общим положением, и в случае несоответствий сузить его или расшить, либо заменить конкретизирующий факт другим.
При чтении произведения, первая фраза которого является обобщающей, надо понимать, что далее последует конкретизация, и приготовиться к соотнесению с общим положением последующих фактов. В случае если конкретные факты, опережают общее положение, необходимо соотнести его с общим выводом.
2.3.5.Соотношение придаточного определительного предложения или причастного оборота с обозначающим множество словом, от которого они зависят.
Если слову, обозначающее множество, подчинено придаточное или причастный оборот, то нельзя без пояснений установить, относит ли автор сказанное в придаточном или причастном обороте ко всем членам множества или только к некоторым из них, что может вести к двусмысленности, которая должна быть устранена.
Для устранения вышеназванных недостатков, воспользуемся одним из двух приемов:
– заменим причастный оборот или придаточное определительное предложение, придаточным причины;
– вставим слово, уточняющее, что сказанное относится только к части объектов множества.
2.3.6.Соотнесение основания деления классификации с каждым ее элементом, у классификационного деления должно быть одно основание деления, чтобы элементы классификации не перекрещивались, а исключали друг друга.
Во избежание логической ошибки (например, наличие нескольких оснований деления), надо выявить одно основание деления и соотнести его с каждым элементом классификации, ненужные удалить.
2.3.7.Соотнесение определяемой и определяющей частей в определениях.
В определении объем определяющей части должен непременно равняться объему определяемой части.
Во-первых, задаемся вопросом: все ли явления, связанные с данным понятием охвачены?
Во-вторых, при чтении текста-определения соотносим его части по объему, проверяя:
– охватывает ли определяющая часть все определяемые предметы (явления) полностью;
– остается ли определяющая часть в рамках определяемой или выходит за ее пределы, т.е. определяющая часть шире определяемой.
Для проверки: закрыв определяемую часть определения, пытаемся по определяющей части назвать предметы, которые входят в класс определяемых понятий, и проверяем, обладают ли они теми же признаками, что перечислены в определяющей части.
2.3.8.Соотнесение основания и следствия.
Отношения логического следования между понятиями (суждениями) часто выражены словами «поэтому», «потому», «из-за того», «что», «по этой причине», «это ведет к этому» и др., но их присутствие не всегда означает, что одно служит основанием, а другое оказывается следствием из него. Такое несоответствие требуется устранить.
2.3.9.Соотнесение тезиса и аргумента.
Доказательства и опровержения – неотъемлемая часть произведений, где авторы обосновывают истинность или ложность заранее выдвинутого положения с помощью аргументов (посылок), встретив в тексте доказательство или опровержение, необходимо проверить:
– действительно ли приведенные автором аргументы ведут к выдвинутому тезису или же они доказывают другой тезис (подмена тезиса);
– достаточны ли аргументы для доказательства тезиса, истинны ли они, чтобы вести к истинному выводу.
Если перед нами доказательство, задаем вопросы:
– А точно ли сформулирован тезис?
– Что хочет доказать автор?
– Нужно ли это доказывать?
Прояснив логические отношения в доказательстве, сопоставив тезис и аргументы, можно не только обнаружить ошибку, но и найти причины ее появления.
Для закрепления приемов анализа текста с логической стороны и обретения навыков их применения, необходимо:
– выявлять логические связи, по «условным» словам или знакам препинания;
– определять логические отношения между элементами текста, между которыми нет ни словесного, ни пунктуационного выражения связи;
– устанавливать вид связанных логических элементов (члены деления ряда и обобщающее слово, обобщающее положение и конкретизирующие факты, определяемая и определяющая части в определении, основание и следствие, тезис и аргументы);
– соотносить между собой все основания и следствия;
– находить все энтимемы (умозаключения с опущенным звеном);
– восстанавливать все энтимемы до полного умозаключения и т.д.
Рекомендации к практическим заданиям
Редактируя текст, нужно добиваться логической четкости, обусловленности переходов и последовательности изложения
В заданиях предлагается проанализировать и исправить ошибки, возникающие в результате нарушения основных логических законов: тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания, а также не соблюдения правил логического деления понятий: обоснованности, соразмерности, взаимоисключения и непрерывности.
Наиболее часто встречаются следующие логические ошибки:
1. Смещения плана изложения
2. Утверждение взаимоисключающих понятий
3. Сопоставление (противопоставление) понятий, логически неоднородных
4. Неверное установление причинных связей.
Выполняя практические задания по вышеизложенным темам необходимо четко представлять, что профессиональное чтение редактора отличается от обычного. Надо раскрывать каждое слово – понятие, четко представлять его содержание и объем, соотносить понятия между собой. Каждое предложение соотноситься с предыдущим, проверяется логика изложения.
Составлять и анализировать определения надо с учетов существующих правил, учитывать родовые и видовые признаки понятий.
Всесторонний разбор материала помогает увидеть не только его положительные стороны, но и выявить недостатки и устранить их.
Практическое занятие №1
Тема: Анализ содержания произведения с применением метода редакторского анализа. Профессиональное редакторское чтение: особенности, виды
Цель занятия: показать особенности редакторского видения произведения, освоить приемы редакторского чтения, приобрести его навыки; постраничные замечания; целевое назначение, читательский адрес. Применение на практике редакторского анализа, и получение первичных навыков анализа текста с помощью механизма редакторского анализа.
Литература:
Лавров Н.П. Редактор и психологическая культура // Издательское дело и редактирование: Теория. Методика. Практика. – 1998. - Вып.1. - С. 25 - 41.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста.Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство – М.: Логос, 2005. – 224 с.
Контрольные вопросы:
1. Считаете ли Вы профессию редактора творческой и почему
2. Какую роль в процессе редактирования играет система знаний и представлений редактора
3. Что, по Вашему мнению, определяет понятие редакторского профессионализма
4. Целевое назначение постраничных замечаний
5. Виды редакторского чтения: цели, задачи
6. Какие мыслительные приемы ведут к пониманию текста
7. Каков механизм редакторского анализа
8. Задачи каждого этапа редакторского анализа
9. Редактирование: объект, субъект, способ, конечный продукт.
10. Задачи редакторского анализа.
Практическая работа № 2
Тема: Логические основы редактирования: правила логического деления понятий
Цель занятия: закрепление знаний формальной логики: основные языковые категории, логические законы и правила деления, получение первичных навыков логического анализа текста.
Литература:
Ивин А.А. Логика: элементарный курс: Учеб. пособие - М.:Гардарики, 2001.- 224с.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп.– М.: Логос, 2005.– 524 с.
Контрольные вопросы:
1. Правила логического деления
2. Логические законы
3. Наиболее часто встречающиеся логические ошибки
Практическая работа № 3
Тема: Логические основы редактирования: правила определения
Цель занятия: закрепление знаний формальной логики: правила определения получение первичных навыков логического анализа текста.
Литература:
Ивин А.А. Логика: элементарный курс: Учеб. пособие - М.:Гардарики, 2001.- 224с.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста.Изд. 3-е,перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – 524 с.
Контрольные вопросы:
1.Какие бывают определения
2.Правила определения.
3.Какие распространенные ошибки при составлении определений
Практическая работа № 4
Тема: Анализ текста с логической стороны
Цель занятия: освоить приемы анализа текста с логической стороны, закрепить основные навыки проверки текста.
Литература:
Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию.- М.: Айрис пресс, 2004. – 432 с.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. Изд.3-е, перераб. и доп.– М.:Логос, 2005. – 524 с.
Контрольные вопросы:
1.Какие задачи стоят перед редактором при оценке рукописи с логической стороны
2.Приемы выявления логических связей
3.Основные приемы логического анализа текста.
Композиция произведения
Конспект – организатор
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.