Критерии анализа и оценки композиции произведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Композиция – построение произведения, объединяющее его части в единое целое, порядок расположения частей. Правильное, логичное построение материала помогает автору  более четко и доходчиво раскрыть тему произведения. Написанная же без плана рукопись создает впечатление сумбурности, нагромождения фактов и событий.

В зависимости от вида литературы и жанра рукописи композиция строится по-разному. В литературно-художественных произведениях она строится по закону сюжета, т.е. вольно. В произведениях научной, научно-популярной, учебной и другой литературы композиция строится по закону плана. 

Структура нехудожественной литературы отличается последовательностью изложения, логичностью взаимоотношений и пропорциональностью его частей.

Оценить композицию произведения лучше всего по плану (мысленному и письменному). План дает возможность увидеть связь и взаимоотношение различных смысловых частей, разобраться в композиционной системе.

При оценке композиции текст целесообразно разделить на составные части: вводную, основную и заключительную.

Большое значение имеет правильное соотношение объемов частей произведения: введения, основной части и заключения. Строгих правил не существует, но в старых учебниках по словесности рекомендовалось отводить на введение и заключение от 1/8 до 1/10 объема произведения.

Во введении раскрывается суть проблемы, рассказывается об исследованиях других специалистов, отмечаются главные аспекты и круг вопросов освещенных в рукописи. Введение объединяет структуру произведения.

В заключении автор подводит итоги проделанной работы, ставит вопросы, которые намеревается решать в будущих исследованиях.

Небольшие по объему произведения (например, статья), как правило, введения и заключения не имеют.

Композицию нельзя рассматривать отдельно от содержания произведения, она во многом предопределяет результат, к которому автор приводит читателя.

Выбрать ту или иную композицию – это все равно, что выбрать разные пути раскрытия темы. По одному пути раскроется одно содержание, и читатель увидит лишь ближайшие пункты, по другому – сможет открыть дальние горизонты.

Если композиция принципиально не подходит для текста (не отвечает целям и задачам), произведение вряд ли получиться полноценным по содержанию.

Например, в рукописи «Становление французского романа XVIII века современниками» (Лениздат,1987) была глава «Оценка романа XVIII века современниками». Мнения современников были пересказаны в хронологическом порядке. Поскольку писателей и критиков, оценивающих зарождающийся тип романа, было много, а изданий, в которых они печатались, еще больше, а сами мнения мало отличались друг от друга, глава производила удручающее впечатление сумбурности и однообразия одновременно.

Редактор предложил сгруппировать отдельно все положительные оценки и все отрицательные, стало видно, что противники нового романа порицали его за те признаки, что объективно были его достоинствами, а сторонники хвалили за то, что являлось его недостатками.

Вывод напросился сам собой, что ни противники, ни сторонники не смогли правильно оценить  это литературное явление.

В данном случае предложенная композиционная переделка привела автора к новому выводу, и как следствие к новому содержанию произведения.

Оценивая композицию, необходимо проанализировать и определить: логическую обоснованность структуры, взаимосвязь частей произведения, порядок изложения материала.

Успешному редактированию рукописи помогает детальное рассмотрение особенностей различных типов текста.

В зависимости от характера объекта действительности, отображаемого произведением или его частью, определяется тип построения текста.

Если объект – действие во времени, тип построения повествование.

Повествовательные тексты содержат рассказ о событиях, который ведется в хронологической последовательности.

В повествовании выделяются основные (узловые) события, показывается их взаимосвязь. Примером может служить биографическое произведение или рассказ о путешествии. При редактировании повествовательного текста проверяют соразмерность его частей, помня, что значение события не всегда определяется его продолжительностью, устраняют непоследовательность изложения, а также подробности, необязательные для раскрытия темы.

Если объект – части или стороны единого объекта в его статике, тип построения описание.

Описательные  тексты, в которых предметы (явления, события) изображаются путем перечисления признаков (свойств, сторон), характерных для них в определенный момент. В начале или в конце описания дается представление о предмете в целом.

Следует отдельно выделить элементы описания – это отрывки в произведении, раскрывающие отдельные стороны изображаемого, которые приводят по схеме: в порядке важности, последовательности расположения и т.д.

Редактируя описательные тексты, следует добиваться, чтобы признаки, сообщаемые в них, создавали представление о предмете в целом. Необходимо исключать вводные части, не связанные с основной темой, а также детали, загромождающие изложение.

Если объект – движущаяся к выводу развивающаяся мысль, тип построения рассуждения.

Рассуждение  текст, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

В рассуждении имеются:

 тезис – положение, истинность которого доказывается;

 аргументы – суждения, обосновывающие правильность тезиса;

 демонстрация – способ доказательства, т.е. последовательность аргументов и связь между ними и тезисом.

 При редактировании текста рассуждения нужно добиваться:

– чтобы тезис был отделен от аргументов;

– исключать аргументы, не относящиеся к тезису;

– тщательно проверять истинность аргументации.

 Следует помнить, что рассуждение – действенное средство убеждения читателя, поэтому необходимо добиваться четкости построения и лаконичности доказательств.

Существуют несколько способов доказательств на основании логических законов:

дедукция – вывод частного из общего;

индукция – от отдельных фактов к общему принципу,

аналогия – сходство предметов или явлений в некоторых отношениях.

При оценке композиции учитываются структурные особенности текста:

– в повествовании отражаются части сложного события;

– в описании – сложного предмета;

– в  рассуждении – движение авторской мысли к выводу.

Следует отметить, что почти все тексты произведений являются смешанными (описательно-повествовательные или повествовательно-описательные с рассуждениями), поэтому при анализе композиции необходимо пользоваться всеми правилами анализа одновременно.

Работая над композицией рукописи необходимо четко представить себе план произведения, а также проанализировать соразмерность отдельных частей, и только после чего вносить изменения в композицию рукописи.

Меняя последовательность изложения материала, соотношение отдельных фрагментов, глав и частей, необходимо учитывать тип текста произведения.

 

В повествовании перестановки возможны только при условии сохранения хронологии в изложении. 

В описании допускается перестановка частей текста без ущерба содержания.

В рассуждении, где смысловые единицы логически не равноценны, перестановка может привести к искажению смысла произведения.  

В описательных и повествовательных текстах решающее значение имеет проверка фактического материала, в рассуждении – оценка структурной зависимости между посылками и выводами, доказательность, а также проверяют истинность аргументов.

Наиболее распространенные виды структурных связей:

 В повествовании:

– прямая хронология;

– обратная хронология;

– прямая хронология с отступлениями.

В описании:

– движение взора наблюдателя по объекту описания, его составным частям;

– движение обрабатываемой детали по технологической цепочке (повествовательно-описательный тип);

– маршрут движения (например, в путеводителе, также повествовательно-описательный тип);

– классификационный принцип с различным основанием деления на части (по изучаемому объекту, по методу исследования, по структуре изучаемого объекта, по свойствам объекта, по территориям и т.д.).

В рассуждении:

– структура умозаключения в доказательстве или опровержении (от посылок к выводу, от тезиса к аргументам и от них к выводу);

– какая-либо закономерность последовательного движения по исследуемому объекту:

– метод восхождения: от конкретного предмета к абстрактному предмету;

– диалектический метод восхождения от абстрактного предмета к конкретному предмету. От просто абстрактного предмета, к более конкретному и более сложному предмету.

Роль композиции в повышении содержательности издания бесспорна. Содержательность можно рассматривать как один из показателей эффективности издания (например, статья, освещающая суть явления, эффективнее статьи, поверхностно описывающей это явление). Повышение эффективности издания, в частности, изъятие материала, не относящегося к теме, введение указателей, комментариев и предисловий, усиливает его содержательность, помогает читателю в его освоении произведения.

 «Тему» произведения можно рассматривать как «понятие», поэтому при анализе композиции произведения необходимо применять Правила логического деления и логические законы.

Композиционные ошибки и недостатки вызваны нарушением именно правил логического деления.

Для проверки композиции рукописи, с точки зрения правила обоснованности деления текста, надо:

– выделить основание деления текста;

– убедиться, что оно охватывает весь текст;

 – выбранное  основание единственное.

Не соблюдение правила соразмерности, т.е. все части текста не складываются в целое без пропусков и лишних частей, произведение не раскрывает тему, оно либо уже, либо шире ее.

Автор опускает какие-то части произведения и тема оказывается раскрытой не полностью, или включает лишние, которые к нему не относятся, тогда ее границы размываются, и усвоить такой материал очень трудно.

Наиболее часто встречающаяся композиционная ошибка – выход за пределы темы, когда автор, собрав большой по объему материал, не может его систематизировать, отбросить лишнее, не относящееся к теме, или из-за нехватки фактического материала, чтобы заполнить пробелы в произведении, подменяет ту или иную часть темы, близкими по тематике фактами.

Иногда автор теряет ориентировку в материале из-за большого объема произведения, чаще это происходит, когда он работает над оригиналом урывками, не проверяет соответствие отобранного материала теме рукописи, выраженной в заголовке.

Очень важно, прочитав раздел, главу, параграф, вернуться к их заголовку, чтобы сопоставить с ним содержание подразделов.

При нарушении правила взаимоисключения части произведения (члены деления) не исключают друг друга, из-за чего неизбежны повторы из-за перекрещивания фактов, что влечет за собой композиционную нечеткость.

Если нарушено правило непрерывности деления, т.е. автор поделил произведение сразу на мелкие части, минуя более крупные, читателю трудно уловить систему в изложении материала, а значит и понять его. Необходимо правильно сгруппировать элементы по видам.

Кроме этого возможно – включение подвидов в один ряд с видами, что снижает качество текста, усложняет его восприятие.

Представим себе, что автор не разделил текст на главы, а сразу на параграфы, тогда с трудом можно определить, где кончается материал по одной теме и начинается по другой.

При оценке композиции произведения с логической точки зрения необходимо пользоваться законами формальной логики: тождества, противоречия, исключения третьего и достаточного основания.

Применяя закон тождества, помним, что, каждая мысль, которая приводится в умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. При нарушении этого закона возможна подмена понятий при рассуждении, что может стать причиной неточности в терминологии, сделать рассуждение расплывчатым, неконкретным.

Нередко автор, в целях обогащения языка или для того, чтобы «уйти» от повторов, одно и то же понятие в тексте именует по-разному. В тех случаях, когда объем и содержание данных понятий не совпадает полностью, у читателя может возникнуть уверенность, что это другой предмет, с другим содержанием: читающий видит два или три объекта, хотя автор говорит об одном. Поэтому необходимо внимательно следить за подбором синонимов.

Нарушение закона противоречия встречается достаточно часто, т.е. автор высказывает разные суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Необходимо проводить тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить противоречивые пары высказываний, суждений.

Применение закона исключения третьего в произведении обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.

Знание закона достаточного основания помогает автору помнить, что в любом рассуждении мысли (аргументы) должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, т.е. должна быть не только логическая связь, но и объяснение того или иного вывода, который подтверждается надежными доказательствами.

Можно сделать вывод, что при оценке композиции произведения с логической стороны необходимо:

– увидеть и не пропустить мимо сознания каждый случай логической связи между суждениями в тексте, мысленно зафиксировать, выявить эту связь;

– проверить правильность выявленных, зафиксированных логических связей.

Умение применять знания логики на практике является одним из основных профессиональным навыком редактора, который помогает не пропустить мимо сознания каждый случай логической связи между понятиями или суждениями в тексте, зафиксировать эту связь, и проверить правильность выявленных, зафиксированных логических связей.

Типичные композиционные ошибки в произведениях не художественной литературы:

– отход от темы;

– бессистемное изложение материала внутри глав;

– повторы; 

– неполное раскрытие темы;

– несоразмерность частей.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 345.