Тема № 1. Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема № 1. Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента

Теории управления о роли человека в организации

Формирование науки управления персоналом про­изошло более ста лет назад в самом начале периода промышлен­ной революции. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке организации управления, психологии, социологии, конф­ликтологии, этики, экономики труда, трудового права, полити­ки и других наук. За столетие роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий.

 

Таблица 1.1 Теории управления о роли человека в организации

Наимено­вание  теорий Постулаты теорий Задачи руководителей организации Ожидаемые результаты
Классичес­кие теории Труд не прино­сит индивидам удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них,  чем то, что они зарабатывают, делая это. Стро­гий контроль и наблюдение за подчинен­ными. Разработка простых процедур труда. Индивиды могут перенести свой труд при соответствую­щей заработной плате. Если задачи бу­дут упрощены и если индивиды будут строго контроли­роваться.
Теории человечес­ких отношений Индивиды стремятся быть полезными и зна­чимыми.  Эти потребности являются более важны­ми, чем деньги, в побуждении и мотивиро­ванности к труду Необходимо сделать так, что­бы каждый чувствовал себя полезным и нужным, хорошо информировать подчиненных о планах,  учитывать их предложения по улучшению планов. Предоставлять им возможность самостоятельности и личный самоконтроль над исполнением рутинных операций Факт обмена информацией позволяет руководителю удов­летворить основные потребности по вза­имодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости.
Теории человечес­ких ресурсов Труд приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей. Индивиды способны к самосто­ятельности и к личному самоконтролю. Руководитель должен создать обстановку, в которой человек может максимально про­явить свои способности. Факт расширения самостоя­тельности и самоконтроля у под­чиненных повлечет прямое повышение эффективности производ­ства.

 

В настоящее время службы управления персоналом органи­заций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.

Таблица 1.2. Характеристика этапов развития управления персоналом в организациях

Период Основной объект управления Доминирующие потребности персонала Ведущие направления управления персоналом
Дэ1900г. Технология произ­водства Интересы персонала практи­чески не учитывались Поддержание дисциплины труда
1900-1910 гг. Безопасность и усло­вия труда персонала Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы Обеспечение безопасных условий, организация труда
1910-1920гг. Эффективность про­изводства Повышение заработков на ос­нове более высокой произво­дительности Мотивация и обучение, сти­мулирование высокой про­изводительности
1920-1930 гг. Индивидуальные особенности работников Учет индивидуальных осо­бенностей при проектиро­вании работ Разработка психологических тестов, опросы, учет предло­жений работников при про­ектировании работ
1930-1940 гг. Профсоюзы, соци­альное партнерство Сглаживание глубоких проти­воречий между работниками и работодателями Организация взаимодей­ствия и сотрудничества на производстве
1940-1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка Гарантии экономической и социальной безопасности Организация пенсионного обеспечения
1950-1960 гг. Человеческие отно­шения Возможность проявления инициативы, развитие само­дисциплины Подготовка управленческо­го персонала с учетом изме­нения его роли в организа­ции
1960-1970 гг. Сотрудничество, развитие и углубле­ние партнерства Расширение участия в обсуж­дении и принятии управ­ленческих решений Отработка процедур совмес­тного участия в управлении, разделение ответственности
1970-1980 гг. Перемена труда Устранение монотон­ности и однообразия в работе Чередование работ, развитие коллективных форм орга­низации труда
1980-1990гг. Движение персонала Надежная гарантия занятости в период экономического спада Перераспределение рабо­чей силы, переподготовка, содействие в поисках работы
1990-2000 гг. Кардинальные из­менения в составе рабочей силы, де­фицит квалифици­рованного персонала Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства Стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов, расширение га­рантий занятости,   создание гибких форм вознаграждений, уча­стие в доходах и капитале

Занятость населения

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не проти­воречащая законодательству и приносящая, как правило, им зара­боток (трудовой доход).

Управление занятостью опреде­ляется как целенаправленное воздействие на рынок труда, расшире­ние спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложе­ния рабочей силы. В рамках такого подхо­да различают полную, рациональную, эффективную занятость.

Полная занятостьэто состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соот­ветствует наличию сбалансированности между спросом и предло­жением рабочей силы.

Рациональная занятость это занятость, обоснованная с точ­ки зрения процессов формирования, распределения (перераспре­деления) и использования трудовых ресурсов с учетом их поло­возрастной и образовательной структуры, режимов воспроизвод­ства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.

Эффективная занятостьзанятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, повышение образовательного и про­фессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Различают также виды и формы занятости.

Виды занятости — это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Формы занятости — это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, разли­чающиеся нормами правового регулирования продолжительности и режимов рабочего дня (полный и неполный рабочий день, жесткие или гибкие режимы труда и отдыха), регулярностью тру­довой деятельности (постоянная, временная, сезонная, случай­ная), местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности (основная, дополнительная, вторичная) и т.п.

1.3.4. Безработица

Безработица – это отсутствие занятости у определенной части экономически активного населения, способ­ной и желающей трудиться.

Формы безработицы

Критерии классификации Формы безработицы Характеристика

1.Причины возникновения

Фрикционная Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами (поиском более высокого заработка, более престижной работы)
Институциональная Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы.
Добровольная Возникает когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать
  Структурная   Вызвана изменениями в структуре  производства под влиянием НТП и совершенствованием организации производства
Технологическая Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда
Конверсионная Разновидность структурной безработицы, связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, из армии.
Циклическая Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства
Региональная Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием комбинации исторических, демографических, и социально–психологических обстоятельств
Экономическая Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части производителей в конкурентной борьбе
Сезонная Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях
Маргинальная Безработица среди слабозащищенных слоев населения

2.Продолжительность

Краткосрочная До 4-х месяцев
Продолжительная От 4-х до 8-ми месяцев
Длительная От 8-ми до 18-ти месяцев
Застойная Более 18-ти месяцев

3. Внешняя форма проявления

Открытая Включает всех незанятых граждан, ищущих работу
Скрытая Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»

 

Полную картину безработицы может дать совокупность пока­зателей, наиболее важными из которых являются:

 Уровень безработицы (УБ) — удельный вес численности безра­ботных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН):

УБ=Б/Э а *100;

Продолжительность безработицывеличина, характеризую­щая в длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены.

Одно из главных негативных экономических последствий безработицы — недовыпуск продукции, недоисполь­зование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию факти­ческого объема ВНП на 2,5% от потенциального.

1.3.5. Внутренние рынки труда и занятость персонала организации

Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым в произ­водстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция между ра­ботниками в должностном продвижении, получении более вы­годных работ, занятии освободившихся вакансий.

Основными функциями внутреннего рынка труда являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения труда внутри организации, корректировка профессионально-квалифи­кационных характеристик работников в соответствии с постоян­но изменяющимися требованиями технологии, организации про­изводства; социальная защита работников организации и обес­печение гарантий занятости.

Внутренний рынок труда более управляем по сравнению с региональным, он не подвержен серьезным спонтанным коле­баниям. Поэтому регулирование соотношения спроса и предло­жения рабочей силы здесь осуществляется более целенаправлен­но, а не под воздействием свободной конкуренции. При этом методы, используемые организациями для приведения в соответ­ствие спроса и предложения рабочей силы, достаточно разнообраз­ны

Предварительная отборочная беседа.

2. Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на долж­ность. Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию:

I) соответствие об­разования заявителя минимальным квалификационным требо­ваниям;

2) соответствие практического опыта характеру долж­ности;

3) готовность к принятию допол­нительных нагрузок;

4) круг лиц, которые могут рекомендовать работника.

3. Беседа по найму. В процессе беседы происходит обмен ин­формацией, обычно в форме вопросов и ответов. Существует несколько видов беседы по найму: проводимые по схеме; слабо формализованные; выпол­няемые не по схеме.

Наиболее известной формой собеседования является план «семи пунктов», позволяющий выявить:

1) Физические характеристики – здоровье, внешность, манеры.

2) Образование и опыт

3) Интеллект – способность быстро схватывать суть проблемы

4) Способность к физическому или умственному труду

5) Диспозиции, т. е. распределение ценностных качеств – лидерство, чувство ответственности, общительность

6) Личное восприятие – влияние будущей работы на личную жизнь

7) Интересы – любое хобби, которое характеризует личность кандидата

Какую бы форму ни принимало собеседование, оно всегда имеет 4 главные задачи:

1. собрать подробную информацию о кандидате с целью принятия решения о трудоустройстве

2. предоставить кандидату всю открытую информацию от будущей работе

3. решить, сможет ли кандидат вписаться в сложившийся коллектив

4. в случае принятия кандидата убедить его в правильности сделанного выбора

Тестирование.

При приеме на работу чаще всего используются 3 типа тестов:

1. тесты на квалификационные знания и навыки

2. тесты на общий уровень развития интеллекта и других способностей

3. тесты на наличие и степень проявления определенных личностных качеств

5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Наиболее часто проверяемыми пунктами яв­ляются последнее место работы и образование.

Медицинский осмотр.

8.Принятие предложения о приеме. Прием на работу заканчи­вается подписанием двумя сторонами трудового контракта.

Деловая оценка персонала

Деловая оценка персонала — это процесс установления соответствия качественных характеристик персо­нала требованиям должно­сти или рабочего места.

Процесс подготовки деловой оценки.

Этот процесс предполагает выполнение следующих обяза­тельных мероприятий:

1. разработка методики деловой оценки;

2. формирование оценочной комиссии с привлечением непос­редственного руководителя сотрудника, специалис­тов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня, а также специалистов службы управления персоналом;

3. определение времени и места проведения деловой оценки;

4. установление процедуры подведения итогов оценивания;

5. проработка вопросов документационного и информаци­онного обеспечения процесса оценки;

6. консультирование оценщиков со стороны разработчика методики.

Этапы деловой оценки:

1) сбор предварительной информации;

2) обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;

3) подготовка руководителя к оценочной беседе с подчи­ненными;

4) проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;

5) формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в эксперт­ную комиссию;

6) принятие решений экспертной комиссией по предложениям, содержащимся в экспертных заключениях.

Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов (или методов), с по­мощью которых оцениваются те или иные показатели.

1. Метод шкалирования -предполагает балльное определение значений показателей, причем баллы характеризуют степень выраженности показате­ля. Этот метод, не связан с большими затратами на разработку и потому удобен и экономичен.

Использование метода шкалирования

Показатель

Балльные значения

Виды адаптации

Производственная адаптация

1.1. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности.

1.2. Психофизиологическая адаптация - это ос­воение всех условий, оказывающих различное воздействие на работника во время тру­да. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удоб­ство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, ос­вещенность, вибрация и т.п.)

1.3. Организационно-административная адаптация работ­ник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности. При данной адапта­ции у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.

1.4. Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомить­ся с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

1.5. Санитарно-гигиеническая адаптации работник ос­ваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распоряд­ка.

    Факторы, оказывающие влияние на производственную адаптацию

Характер и содержание труда в данной профессии

Уровень организации и условия труда

Нормы взаимоотношений в коллективе

Система организации труда

Организационная и профессиональная структура

Размеры заработной платы

Состояние производственной и технологической дисциплины

Степень готовности рабочего места к трудовому процессу

Правила трудового распорядка

Цели адаптации

1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый ра­ботник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

2. снижение озабоченности и неопределенности у новых ра­ботников;

3. сокращение текучести рабочей силы;

4. экономия времени руководителя и сотрудников;

 5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворен­ности работой.

Организационные решения по технологии процесса уп­равления адаптацией

• организация семинаров, курсов по различным аспек­там адаптации;                          

•проведение индивидуальных бесед руководителя с новым сотрудником;

• интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

• проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;

• специальные курсы подготовки наставников;

• использование метода постепенного усложнения заданий, вы­полняемых новым работником.

• выполнение разовых общественных поручений для уста­новления контактов нового работника с коллективом;

• подготовка замены кадров при их ротации;

• проведение специальных ро­левых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

 

Высвобождение персонала

Высвобождение персонала —комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны адми­нистрации при увольнении сотрудников.

Увольнение — прекращение трудового договора меж­ду администрацией и сотрудником. Выделяют три вида увольнений:

• выход на пенсию.

• увольнение по инициативе работника (в отечественной терминологии — по собственному желанию);

• увольнение по инициативе работодателя (в отечественной терминологии — по инициативе администрации);

В соответствии с законодательством о труде увольнение по инициативе администрации может быть обус­ловлено такими причинами, как:

• ликвидация организации, сокращение штата работников;

• несоответствие сотрудника занимаемой должности;

• неисполнение работником своих служебных обязанностей;

• прогул или отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня;

• неявка на работу вследствие болезни в течение более 6 месяцев подряд;

• восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявше­го эту работу;

• появление на работе в состоянии алкогольного или нарко­тического опьянения;

• совершение по месту работы хищения государственного или общественного имущества;

• однократное грубое нарушение руководителем организа­ции или его заместителями своих служебных обязанностей;

• совершение работником, обслуживающим денежные или товарные ценности, таких действий, которые дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации;

• совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка.

3.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом

Автоматизированная информационная технология (АИТ) уп­равления персоналом - система процедур преобразования информации по кадрам с целью ее фор­мирования, обработки, распространения и исполь­зования соответствующими структурными подразделениями или руководителями.

Любая АИТ направлена на фор­мирование, сбор, передачу, хранение и обработку информации, обеспечивая при этом автоматизацию рутинных операций, выполняемых управленческим персоналом, и подготовку аналитической информации для приня­тия решений.

При­менение АИТ в кадровой работе обеспечивает:

• экономию рабочего времени сотрудников кадровой служ­бы за счет использования более эффективной технологии обра­ботки информации;

• повышение степени обоснованности принимаемых управлен­ческих решений;

• рост заинтересованности сотрудников службы управления персоналом в повышении собственной квалификации.

 

\

Цели аттестации персонала

1. Административные: повышение, перевод, понижение, прекращение трудового договора.

2. Информационные: информирование работников об уровне их квалификации, каче­ства и результатов труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специально­сти, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации

3. Мотивационные: вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности ра­ботников. Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

3. Аттестация государственного служащего — оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Различают 4 вида аттестации служащих (руководите­лей, специалистов):

1. Очередная аттестация является обязательной для всех и прово­дится не реже 1 раза в 2 года для руководящего состава и не реже 1 раза в 3 года для специалистов и других служа­щих.

2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью выработки рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адап­тации на новом рабочем месте.

3. Аттестация при продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки для занятия более вы­сокой должности.

4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит суще­ственное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Аттестация проходит в четыре этапа:

Подготовительный этап

1.1. издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии,

1.2. разрабатывается положение об аттестации;

1.3. составляется список сотрудников, подлежащих аттестации;

1.4. подготавливаются аттестационные лис­ты на аттестуемых;

1.5. информируется трудовой коллектив о сро­ках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

2. Этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются эксперт­ные группы. В их состав входят:

· непосредственный руководитель аттестуемого,

· вышестоящий руководитель,

· специали­ст этого подразделения,

· работник (работники) службы управ­ления персоналом.

3. Этап проведения аттестации заключается

3.1. заседание аттес­тационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители;

3.2. рассмотрение матери­алов, представленных на аттестацию;

3.3 заслушивание аттестуе­мых и их руководителей;

3.4. формирование заключений и рекомендаций по аттестации работников.

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений, в отсутствие аттестуемого, открытым голосованием дает одну из следующих оценок:

1. соответствует занимаемой должности;

2. соответствует за­нимаемой должности при условии улучшения работы, выполне­ния рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттес­тации через год;

3. не соответствует занимаемой должности.

4. Этап принятия решений по результатам аттестации - фор­мулируется заключение. Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используют­ся в дальнейшем для формирования кадровой политики админи­страции организации и службы управления персоналом.

 

 

 



Тема № 5. Планирование работы с персоналом организации

 

5.1. Основы кадрового планирования в организации

Сущность кадрового планирования заключается в предостав­лении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходи­мом количестве в соответствии с их способностями, и требованиями производства.

Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:

• сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимы?

• каким образом можно привлечь нужный и сократить из­лишний персонал без нанесения социального ущерба?

• как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?

• каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения работ, требующих более высокой квалификации?

• каких затрат потребуют запланированные кадровые меро­приятия?

Уровни кадрового планирования

Стратегическое планирование (от 3 до 10 лет). Оно в большой мере зависит от экономиче­ского, технологического, социального развития. Стратегическое кадровое планирование является составной частью стратегического планирования организации.

Тактическое планирование - перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом сроком от 1 года до 3 лет. Оно должно строго ориентироваться на цели, поставленные стратегическим кадровым планированием. В так­тическом плане по сравнению со стратегическим значительно детальнее и дифференцированнее фиксируются подробности кадровых мероприятий.

Оперативное кадровое планирование может быть охарактеризовано как краткосрочное (сроком до 1 года), ориентирован­ное на достижение отдельных оперативных целей. Оперативный план содержит точно обозначенные цели и конкретные меро­приятия, направленные на достижение этих целей, а также выделяемые материальные средства с указанием их вида, количества и времени.

Кадровый контроллинг

Функции кон­троллинга  - координация целеполагания, планирование, контроль и информация.

Цели кадрового контроллинга: поддержка кадрового планирования; обеспечение на­дежности и повышения качества информации о персонале; повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявле­ния недостатков кадровой работы и т.д.

Планирование расходов на персонал

Маркетинг персонала

Маркетинг персонала - вид деятельности направленной на долговременное обеспечение организации чело­веческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический по­тенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда.

Маркетинговая концепция управления персоналом – это утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое опре­деление требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удов­летворения этих требований и потребностей более эффективны­ми, чем у конкурентов, способами.

Требования к персоналу

Группа параметров Содержание параметров
Способности Уровень образования; необходимые знания; практические навыки в определенной сфере деятельности; опыт работы в определенных должностях; навыки сотрудничества и взаимопомощи
Свойства Личностные качества, необходимые для определенного вида дея­тельности; способность к восприятию профессиональных нагрузок; способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.
Мотивационные установки Сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению и самореализации; способность к обучаемости; определен­ность профессиональных перспектив

1.2. Исследование внешней и внутренней среды организации. Пред­метом исследования в данном случае являются факторы или усло­вия, в которых происходит производственная деятельность орга­низации.

Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов.

Планирование и прогнозирование потребности в персонале

Планирование потребности в персонале - одно из важней­ших направлений кадрового планирования, позволяющее устано­вить на заданный период времени качественный и количествен­ный состав персонала.

Планирование потребности в персонале включает следующие этапы:

• анализ различных видов планов организа­ции, влияющих на кадровое обеспечение (планы производства и реализации, планы инвестиций);

• анализ статистики по персоналу, включая информацию о его деловой оценке и продвижении;

• определение фактического состояния по количеству и ка­честву персонала;

• расчет качественной и количественной потребности в пер­сонале;

• сравнение данных, полученных на двух предыдущих этапах планирования;

• планирование мер по покрытию потребности в персонале.

Качественная потребность, (потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных тре­бований к персоналу) рассчитывается исходя из общей организа­ционной структуры; профессионально-квалификационного деления работ; требований к должностям и рабочим местам; штатного расписания организации и ее под­разделений, где фиксируется состав должностей; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы.

Расчет качественной потребности по профессиям, специально­стям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

Общая потребность в персонале находится суммированием количествен­ной потребности по отдельным качественным критериям.

Количественная потребность в персонале планируется по­средством определения его расчетной численности и ее сравне­ния с фактической обеспеченностью.

 

Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.

1. Метод, основанный на использовании данных о времени тру­дового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-по­временщиков, количество которых определяется непосредст­венно трудоемкостью процесса. Для расчета следует пользовать­ся следующей типовой зависимостью: 

, где

- численность рабочих

 - время, необходимое для выполнения производственной программы

- полезный фонд времени одного рабочего

-  коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

 – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;

 – количество изделий i – ой номенклатурной позиции;

 – время выполнения процесса по изготовлению изделия i–ой номенклатурной позиции;

- время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом i–ой позиции;

– коэффициент выполнения норм времени.

                   Время изготовления 1-цы продукции по технологии

 =    Фактическое время изготовления 1-цы продукции

Полезный фонд времени одного работника (Т пол.) и коэффи­циент пересчета явочной численности в списочную определяются из баланса рабочего времени одного работника.

Планирование показателей по труду

Система показателей по труду, необходимая организациям для анализа и планирования

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Характеристика показателя
  А. Карта организации (отрасль, пр - ция, форма собственности)      
  Б. Общеэкономические показатели    
1 Объем производства руб. Масштаб производства
2 Величина основных фондов руб. Масштаб производства
3   Удельный вес ОФ непроизводственного назначения %   Уровень социального развития  
4 Производительность труда  

 

Эффективность использования

трудовых ресурсов

  а) в натуральном измерении шт.
  б) в стоимостном размере руб.
5 Прибыль руб. Финансовое состояние организации
6   Удельный вес фонда потребления в прибыли % Уровень социального развития  
  В. Кадровые показатели    
7 Численность персонала чел. Величина организации
8 Удельный вес рабочих % Структура персонала
9 Удельный вес руководителей % Структура персонала
10 Удельный вес специалистов % Структура персонала
11 Удельный вес служащих % Структура персонала
12 Текучесть кадров чел Неудовлетворенность трудом
13 Средний возраст работающих лет Потенциал человеческого фактора
  Г. Расходы на персонал    
14 Общая величина расходов, в том числе: руб. Расходы на человеческий фактор
15 Затраты на заработную плату руб. Рациональность организации з/ пл.
 16   Удельный вес заработной платы в издержках на персонал % Рациональность организации з/ пл
17 Средняя заработная плата руб. Уровень оплаты труда
18 Средняя заработная плата руковод - ей руб. Дифференциация в оплате труда
19   Расходы на социальные выплаты, предусмотренные законом руб. Степень социальной защищенности работающих
20 Удельный вес в издержках % То же
21   Расходы на дополнительные социальные выплаты и льготы руб. То же
  Удельный вес в издержках % То же
22 Расходы на содержание социальной инфраструктуры руб. Уровень социального развития
  Удельный вес в издержках % Тоже
23 Расходы на программу «Участие в прибылях» руб. Включенность персонала в управление производством
24 Сумма выплаченных дивидендов руб. Структура доходов персонала
25 Расходы на персонал, отнесенные на единицу изделия руб. Эффективность использования человеческого фактора
26   Удельный вес расходов на персонал в общих издержках производства % То же
  Д. Условия труда   Забота о здоровье работника
27

Удельный вес работающих во

вредных условиях труда

%

Забота о здоровье работника

 
28 Уровень травматизма, дни/чел. д/чел. Забота о здоровье работника
29 Уровень заболеваемости То же Забота о здоровье работника
30     Расходы на выплату льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда   руб.   Забота о здоровье работника

Карта организации дает возможность установить прямые свя­зи с родственными организациями, получить в случае необходи­мости дополнительные сведения, определить взаимовыгодные условия сотрудничества в условиях рынка.

Общеэкономические по­казатели позволят организациям оценить уровень своей конкурентоспособности, сопоставить свои масштабы производства, свои финансовые возможности, уровень социального развития с родственными организациями-конкурентами.

Кадровые показа­тели дают возможность оценить рациональность профессиональ­ной структуры кадров, правильность расстановки персонала. Средний возраст работающих позволяет судить о потенциале трудового коллектива.

Расходы на персонал. Анализ величины этих расходов, их удельного веса в общих издержках производства дает возмож­ность оценить эффективность использования трудовых ресурсов. Структура расходов на персонал позволяет судить о рацио­нальности организации заработной платы, структуре доходов работающих, степени социальной защищенности персонала.

Условия труда. Неблагополучное положение с условиями труда, сложившееся в отечественных организациях еще до прове­дения реформ, резко обострилось и ухудшилось при переходе к рынку. Для того чтобы выжить в условиях рынка и конкуренции, организации стали экономить на охране и условиях труда. Все это наносит большой урон здоро­вью работающих.

В этих условиях планирование производительности труда и численности персонала становится необходимым инструмен­том поиска путей снижения расходов на персонал. Основной целью планирования производительности труда и численности ч персонала является теперь поиск резервов, использование которых позволило бы организации выйти на такой уровень расходов на персонал, который был бы ниже, чем достигнутый конкурентами, и обеспечивал тем самым возможность выжива­ния в условиях рынка.

В условиях рынка и конкуренции меняется последователь­ность этапов планирования, возникают новые взаимосвязи и соотношения между планированием и анализом показателей по труду.

При этом можно выделяют 3 вида анализа:

1. Предварительный анализ предшествует разработке плановых показателей. Это новая группа аналитических задач для отечественных предприятий. Для их решения необходима информационная база - банк данных об организациях-конку­рентах. Служба маркетинга должна постоянно обобщать и обновлять сведения о деятельности аналогичных отечественных и зарубежных организаций, о ценах на аналогичную продукцию, об издержках на персонал, об уровне заработной платы, чис­ленности персонала, затратах на социальное страхование, на социальные выплаты, об уровне дивидендов и др.

Сопоставление внешних данных с собственными показателями дает возмож­ность организации определить стратегию своего дальнейшего развития, установить ориентиры и предельно допустимые по­казатели при планировании труда, которые обеспечивали бы конкурентоспособность коллектива, возможность занять и удержать свою нишу на рынке.

2. Текущий анализ, направлен на изучение внутренних факторов деятельности организации, на выявление отклонений фактических показателей от запланиро­ванных и причин этих отклонений. При этом данные, получен­ные в результате анализа, должны сопоставляться не только с показателями своей организации, но и с показателями, достигнутыми конкурентами.

Опираясь на результа­ты текущего анализа и учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке, организации могут оперативно принимать решения по устранению возникающих отклонений, по сохранению и расширению занятой ниши на рынке.

3. Ретроспективный анализ проводится по всему кругу показа­телей. Результаты анализа позволяют организациям выявить динамику и тенденции изме­нений издержек на персонал, производительности труда, численности персонала, а затем сопоставить достигнутые показатели с соответствующими данными конкурентов, вы­явить слабые места и определить пути повышения конкуренто­способности коллектива.

Планирование производительности труда

Планирование производительности труда - определение уровня производительности труда и темпов ее роста, обеспечи­вающих конкурентоспособность организации.

На уровень и динамику производительности труда влияет множество факторов. Рассматривая факторы на уровне отдель­ной организации, их можно разделить на две группы:

• внешние, т.е. не находящиеся под управлением организа­ции (действия правительства, законодательство, рыночные механизмы, конкуренция, социально-экономическая ситуация и положение в отрасли и регионе, состояние материально-технического снабжения, обес­печенность природными ресурсами, культура и социальные ценности и пр.);

• внутренние, т. е. находящиеся под управлением организа­ции  (организационные вопросы, тру­довые отношения, технология, средства производства, качество продукции, усло­вия труда, информация и пр).

В недавнем прошлом при планиро­вании производительности труда в отечественных организациях использовались два метода: прямого счета и пофакторный.

1. Метод прямого счета предоставляет возможность рассчитать уменьшение численности персонала под влиянием конкретных организационных мероприятий и соответствующий рост произ­водительности труда.     Последовательность действий:

1. определяется плановая численность персонала по отдельным категориям с учетом ее возможного сокращения в результате запланированных мероприятий;

2. определяются уровень производительности труда и темпы ее роста по сравнению с базовым периодом на основании рассчитан­ной плановой численности персонала и планового выпуска продукции

2. Пофакторный метод предполагает выделение факторов, ока­зывающих влияние на уровень и рост производительности труда и оценку их воздействия. При прогнозировании на определенный период используют действующую методику расчета влияния факторов на рост производительности труда.

Тема № 1. Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.