Общая схема выработки  стратегии предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие стратегии – это ключевое понятие в теории стратегического менеджмента.

Анализируя различные формулировки стратегии, можно сказать, что  стратегия – это совокупность основных способов достижения стратегических целей в условиях постоянно меняющегося внешнего окружения.

Приведем еще раз общую схему выработки стратегии.

     
 

 

 


Рисунок  6.1- Общая схема выработки стратегии.

 

Таким образом, главный вопрос, на который отвечает стратегия: Как достичь стратегические цели и выполнить миссию?

Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие уникально. Поэтому определение его стратегии также уникально, поскольку зависит от конкретной позиции предприятия на рынке, его потенциала, поведения конкурентов, состояния экономики и многих других факторов. В то же время есть основополагающие принципы и обобщенные модели выработки стратегии предприятия.

Иногда считают, что стратегии являются конфиденциальной информацией или даже коммерческой тайной компании. Это целе­сообразно, только если компания избрала стратегию, которую легко копировать конкуренту (действующему или потенциальному). Поэтому считается, что стратегия компании должна быть уникальной, т.е. единственной в своем роде, подходящей только для данной компании. Это значит, что при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данной компании, и реализация именно этой стратегии обеспечит ей получение устойчивых конку­рентных преимуществ. Поэтому мы считаем, что критерий уникаль­ности должен служить одним из основных при оценке различных вариантов стратегий.

Таким образом, если стратегия компании разработана правильно, то она является трудно копируемой, и информация о характеристике основных стратегий может быть распространена среди любых заин­тересованных групп (сотрудников компании, основных клиентов, инвесторов и т.п.). При этом конфиденциальной информацией являют­ ся детали стратегического плана (главным образом сведения о кон­кретных мероприятиях, их стоимости и т.п.).


Классификация стратегий

 

Итогом рассмотрения совокупности стратегических целей и результатов проведенного анализа внешней и внутренней среды является выработка вариантов альтернативных стратегий. 

При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить несколько основных стратегических альтернатив, рассмотрение которых позволит выяснить причины, почему предприятие применяет одну стратегию, а не другую, а также ситуации, в которых выбранная стратегия может оказаться успешной.

Стратегическая альтернатива – это краткое описание, как и за счет чего предприятие сможет достичь стратегических целей. Альтернатива включает в себя обычно расчет основных параметров, которые буду достигнуты в результате реализации стратегии.

Важной особенностью альтернатив должно быть существенное различие закладываемой в них базовой логики бизнеса. Используя стратегические альтернативы, мы страхуем себя от «складывания всех яиц в одну корзину». Выбор из одного варианта неэффективен.

Существует несколько укрупненных блоков стратегий: Основные методологические подходы к формированию стратегических альтернатив .

 

- базовые стратегии;

- конкурентные стратегии;

- отраслевые стратегии;

- портфельные стратегии;

- функциональные стратегии.

     В перечисленных стратегиях базовые стратегии являются альтернативными вариантами общей (или генеральной) стратегии. В дополнение к ним разрабатываются дополняющие (или поддерживающие) стратегии, которые, в свою очередь, зависят от поставленных стратегических целей в соответствующей общей стратегии. К дополняющим стратегиям относятся конкурентные и функциональные стратегии.

 

 

     6.3 Базовые стратегии

 

В классическом виде базовые стратегии были разработаны И.Ансоффом в 60-е годы под названием матрица «вектор роста». Другие названия базовых стратегий: матрица возможностей И.Ансоффа, матрица возможностей по товарам и рынкам, матрица «продукция - рыночная определенность».

К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы. Базовыми стратегиями являются:

1) стратегия роста;

2) стратегия сокращения;

3) комбинированная стратегия.

     6.3.1 Стратегии роста

К стратегиям развития, роста по товарам и рынкам относятся:

- стратегия совершенствования деятельности;

- стратегия товарной экспансии;

- стратегия рыночной экспансии;

- стратегия диверсифицированного роста.

Стратегии роста по товарам и рынкам можно представить в виде матрицы на рисунке 6.2.

 

Товары

Рынки

Существующие Новые Существующие 1. Стратегия совершенствования деятельности (стратегия более глубокого проникновения на рынок) 2. Стратегия рыночной экспансии (расширение границ рынка) Новые 3. Стратегия товарной экспансии (разработки новых товаров) 4. Стратегия диверсификации (вертикальной связанной и несвязанной диверсификации)

Рисунок 6.2-  Матрица роста по товарам и рынкам

Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.