Цель и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации, его             структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В целях сохранения баланса социально-экономической государственной политики осуществляется централизация денежных средств, основной направленностью которой является повышение уровня социального обеспечения граждан. В этой связи в России созданы государственные внебюджетные фонды, из которых одним наиболее крупным является Пенсионный фонд России (далее – Пенсионный фонд, ПФР). На его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств, предназначенных для финансирования пенсионного обеспечения граждан[26].

Пенсионный фонд - особое государственное автономное образование, созданное для государственного управления финансами социального страхования, имеющее свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направления расходов, свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество других функций по обеспечению стабильной работы всей государственной системы ПСО[27].

Пенсионный фонд действует в качестве самостоятельного финансово-кредитного учреждения, которое выполняет свои функции согласно положениям федерального законодательства. Финансово-правовой статус Фонда определяется положениями бюджетного законодательства, иных федеральных законах, регламентирующих его деятельность, законодательством о бюджете Фонда и другими нормативно-правовыми актами, которые определяют базовые принципы функционирования Фонда, формирования и расходования его бюджета, контрольные полномочия и т.п. Финансово-правовые нормы, непосредственно регулирующие ПФР, включены в бюджетное законодательство - БК РФ, который определяет основу финансового законодательства.

Система ПФР с его территориальными органами характеризуется трехуровневой структурой: 1-й уровень - центральный аппарат – это Исполнительная дирекция и Ревизионная комиссия; 2-й уровень - отделения Фонда в субъектах Федерации; и 3-й уровень - управления ПФР на местах, то есть в городах и районах. Структура фонда в настоящее время насчитывает 8 Управлений, действующих в федеральных округах, в субъектах Федерации -84 отделения и в разных регионах действует около 2,4 тыс. территориальных управлений.

Согласно установлениям Положения о Пенсионном Фонде функции общего руководства возложены на Правление Фонда, который производит утверждение положений о его территориальных органах.

Соответственно мы можем сказать о том, что Пенсионный фонд по своей структуре представляет единую централизованную систему органов управления средствами ОПС, при которой нижестоящие органы иерархично подотчетны органам вышестоящим. Территориальные органы ПФР, создаваемые по решению Правления Фонда, также имеют статус юридических лиц (ст. 5 Закона № 167-ФЗ). Соответственно, можно говорить о том, что Фонд характеризуется двойственной системой юридических лиц и органов управления, между собой пересекающихся.

Цель ПФР - пенсионное обеспечении российских граждан, для достижения которой Фонд формирует собственный бюджет, утверждаемый федеральным законом.

Задачами ПФР являются осуществление: целевого сбора и аккумуляция страховых взносов; финансирования выплаты гражданам государственных пенсий; организации процесса взыскания с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие профессионального заболевания, трудового увечья, а также по потере кормильца; капитализации средств Фонда, привлечения добровольных взносов; контроля при взаимодействии я налоговыми органами за полным и своевременным поступлением страховых взносов, а также контроля за рациональностью и правильностью расходования средств Фонда; организации и ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков; международного и межгосударственного сотрудничества по вопросам пенсионного обеспечения, в том числе посредством участия в разработке и реализации договоров и соглашений по вопросам реализации социальной политики; изучения и обобщения правоприменительного опыта по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и внесение в законодательные органы предложений по его улучшению; научно-исследовательской работы в сфере государственного пенсионного страхования; проведения разъяснительной работы населению и юридическим лицам по вопросам, относящимся к его компетенции.

В своей деятельности ПФР реализует следующие функции: 1) фискальную, означающую процесс аккумулирования финансовых средств граждан для финансирования государственного пенсионного обеспечения; 2) перераспределительную, предусматривающую обеспечение лиц, которые нуждаются в материальной поддержке, посредством обеспечения их государственными пенсиями; 3) контрольную, воспроизводящую сформировавшиеся в государстве условия функционирования государственной пенсионной системы и уровня государственной поддержки пенсионеров.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что ПФР выполняет такие социально значимые функции, как:

- учет поступающих страховых средств по ОПС;

- назначение и выплата пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), по государственному пенсионному обеспечению, военнослужащих и членам их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. Так, по состоянию на 1 января 2018 г. за счет средств ПФР пенсии получали 46071 тыс. российских пенсионеров. Из них преимущественно большинство -пенсионеры по старости (36336 тыс. чел.); 2202 тыс. – пенсионеры по инвалидности, 1636 тыс. – по потере кормильца, 75 тыс. – госслужащие[28];

- назначение и реализация отдельным категориям граждан социальных выплат, в частности, инвалидам вследствие военной травмы, ветеранам и др. (на 1 января 2018 г.: пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей – 422 тыс., летчики-испытатели – 1 тыс. пенсионеров);

- ведение персонифицированного учета участников системы ОПС. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Так, формирование пенсионных накоплений на конец 2017 года осуществлялось у 76,7 млн. граждан, 42,4 млн. из которых формирование осуществляли через ПФР[29];

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. Так, к концу прошлого года, согласно данным годового отчета ПФР, ПФР было выдано 727,2 тыс. сертификатов на материнский капитал. При этом общее количество выданных сертификатов за весь период действия Программы составило 8,3 млн., 4,9 млн. из которых были полностью использованы;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через Внешэкономбанк и частные управляющие компании. Под управлением Внешэкономбанка, по итогам полугодия 2018 г., находятся пенсионные накопления 39,6 млн. российских граждан в размере 1707 млрд. рублей. В 2017 г. доходность расширенного инвестиционного портфеля Внешэкономбанка составляла 8,59% годовых, доходность портфеля государственных ценных бумаг – 11,09% годовых, что также значительно превысило инфляцию за 2017 г. на уровне 2,5%[30];

- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. В текущем 2018 г. стать участником этой программы, поскольку вступить в нее можно было только до конца 2014 г. Однако для тех граждан, кто успел стать участником программы и сделал первый взнос в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2014 г., в настоящее время и до выхода на пенсию будет софинансирование пенсии производится при условии уплаты дополнительных страховых взносов[31].

С учетом изложенного можно отметить, что эффективное и качественное выполнение указанных задач и функций является приоритетным направлением в деятельности ПФР, поскольку от успешности их реализации зависит социальная стабильность в обществе, сбалансированность интересов, а также уровень доверия населения к власти. Потому ПФР особое внимание уделяется улучшению качества обслуживания граждан.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.