Глава 1 Основы теории обязательного пенсионного  страхования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность темы. Современная социально-экономическая политика любого государства не представляется возможной без функционирования таких финансовых институтов как государственные внебюджетные фонды, главное призвание которых состоит в повышении и стабилизации уровня социального обеспечения населения, а также централизация денежных средств. При этом, как известно, благосостояние каждого российского гражданина обусловливается непосредственной связью с реализуемой государством пенсионной политикой. В данном аспекте в качестве особого государственного автономного образования выступает Пенсионный фонд России, специфика деятельности которого заключается в государственном управлении финансовыми ресурсами социального страхования.

Фонд был основан принятым Верховным Советом РСФСР в 1990 году с целью управления государственными финансами в части пенсионного обеспечения в стране. Как установлено нормами законодательства, Фонд осуществляет свою деятельность, как страховщика по обязательному пенсионному страхованию, соответственно он наделен властно-публичными полномочиями в части реализации конституционного права на пенсию.

Большинство предоставляемых Фондом государственных услуг связано с обязательным пенсионным страхованием и, прежде всего, с формированием, назначением и выплатой пенсионных сумм. Клиентами Пенсионного фонда так или иначе являются практически все российские граждане и работающие в стране иностранные граждане. Предоставление государственных услуг Фонд реализует посредством территориальной сети управлений и клиентских служб, созданных в большинстве населенных пунктах.

Трудно переоценить роль и значимость Пенсионного фонда, от слаженности и организованности деятельности которого зависит финансовая обеспеченность пенсионеров, инвалидов и других, то есть наиболее уязвимой части населения. В этом аспекте важное место отводится нормативно-правовой базе, обеспечивающей правовой фундамент деятельности Пенсионного фонда. От качества законодательного регулирования правового статуса данного учреждения, определения доходно-расходных полномочий во многом зависит обеспечение баланса бюджетных средств Пенсионного фонда и, соответственно, качество пенсионного обеспечения населения российских граждан.

С учетом изложенного, целью курсового исследования является рассмотрение теоретических основ обязательного пенсионного страхования, анализ теоретических и практических аспектов формирования Пенсионного фонда России, а также анализ перспектив в повышении эффективности формирования Пенсионного фонда России.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1) определить экономическую сущность обязательного пенсионного страхования;

2) рассмотреть существующие модели пенсионного страхования;

3) проанализировать правовые основы регулирования системы обязательного пенсионного страхования в стране;

4) раскрыть цель и задачи Пенсионного фонда;

5) установить специфику формирования Пенсионного фонда;

6) представить предложения по повышению эффективности формирования Пенсионного фонда.

Объектом рассмотрения является Пенсионный фонд России, особенности его формирования, как одного из государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России.

Предмет изучения составляют нормы действующего федерального законодательства, нормативных правовых актов органов исполнительной власти России, определяющие правовой статус, структуру, задачи и функции Пенсионного фонда России, особенности его формирования, а также теоретические и практические аспекты формирования пенсионного фонда России.

Нормативно-правовую основу настоящей работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и др.

Теоретическая основа курсовой работы включает информационно-теоретические материалы по теме исследования таких авторов, как Н.В. Девятых, О.Я. Зубанова, Т.З. Куруглиева, В.Д. Роик, Ю.П. Орловский, Д.Д. Скрыпник, Я.С. Паценко, М.А. Скрипцов, Р.А. Соколов, И.В. Стоноженко и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

Заключение

 

Как показал проведенный анализ, экономическая суть пенсионного страхования состоит в перераспределении материальных последствий рисков старости, инвалидности и утраты кормильца между всеми застрахованными лицами, что достигается посредством резервирования средств и распределения их между теми, у кого такие риски наступили. Финансовый механизм перераспределения основан на формировании страхового фонда, который является специализированным источником возмещения ущерба застрахованным. Основной направленностью функций обязательного пенсионного страхования состоит в том, чтобы защитить застрахованное лицо и его семью от последствий социальных рисков, для чего страхователи платят страховщику специальные взносы, размеры которых установлены законом.

В мировой практике в настоящее время преобладают распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная) модели пенсионного обеспечения. Кроме того, согласно первоначальным концепциям, заложенным при формировании национальных пенсионных систем, традиционно выделяют три основные модели пенсионного обеспечения: модель Бисмарка, Бевериджа и советскую. Финансовые модели пенсионного страхования, как сочетание применяемых пенсионных институтов и методов их финансирования, отражают развитость отдельных видов пенсионного страхования, состояние с регулированием рынка труда и заработной платы.

Учитывая всю важность системы ОПС, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях приняты основополагающие правовые акты, регулирующие данную сферу отношений. Правовой основой правоотношений по ОПС в нашей стране является Конституция России. Базовым законодательным актом в сфере ОПС является Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Приоритетным направлением в деятельности ПФР является эффективное и качественное выполнение возложенных на него задач и функций, поскольку от успешности их реализации зависит социальная стабильность в обществе, сбалансированность интересов, а также уровень доверия населения к власти. Потому ПФР особое внимание уделяется улучшению качества обслуживания граждан. Поэтому целью ПФР является пенсионное обеспечении российских граждан, для достижения которой Фонд формирует собственный бюджет, утверждаемый федеральным законом. Задачами - осуществление: целевого сбора и аккумуляция страховых взносов; финансирования выплаты гражданам государственных пенсий; организации и ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, и др.

Система ПФР и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру: центральный аппарат (Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия); отделения ПФР в субъектах Федерации; управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах). Структура фонда включает в себя 8 Управлений в федеральных округах, 84 Отделения ПФР в субъектах Федерации и около 2,4 тыс. территориальных управлений в разных регионах.

В современных условиях совершенствования пенсионного законодательства особую важность приобретают вопросы определения правового статуса ПФР как государственного страховщика. В этой связи следует отметить, что Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России на третьем этапе законопроектной работы предусматривает необходимость до октября 2019 года совершенствовать и уточнить правовой статус ПФР с внесением соответствующих изменений в законодательство России. На наш взгляд, уточнение правового статуса ПФР обеспечит прочный правовой фундамент его формирования, компетенции и тем самым исключит бюрократизации в реализации основных целей и задач, для разрешения которых он создан, а именно – обеспечить эффективную реализацию пенсионного обеспечения граждан.

 

Введение

 

Актуальность темы. Современная социально-экономическая политика любого государства не представляется возможной без функционирования таких финансовых институтов как государственные внебюджетные фонды, главное призвание которых состоит в повышении и стабилизации уровня социального обеспечения населения, а также централизация денежных средств. При этом, как известно, благосостояние каждого российского гражданина обусловливается непосредственной связью с реализуемой государством пенсионной политикой. В данном аспекте в качестве особого государственного автономного образования выступает Пенсионный фонд России, специфика деятельности которого заключается в государственном управлении финансовыми ресурсами социального страхования.

Фонд был основан принятым Верховным Советом РСФСР в 1990 году с целью управления государственными финансами в части пенсионного обеспечения в стране. Как установлено нормами законодательства, Фонд осуществляет свою деятельность, как страховщика по обязательному пенсионному страхованию, соответственно он наделен властно-публичными полномочиями в части реализации конституционного права на пенсию.

Большинство предоставляемых Фондом государственных услуг связано с обязательным пенсионным страхованием и, прежде всего, с формированием, назначением и выплатой пенсионных сумм. Клиентами Пенсионного фонда так или иначе являются практически все российские граждане и работающие в стране иностранные граждане. Предоставление государственных услуг Фонд реализует посредством территориальной сети управлений и клиентских служб, созданных в большинстве населенных пунктах.

Трудно переоценить роль и значимость Пенсионного фонда, от слаженности и организованности деятельности которого зависит финансовая обеспеченность пенсионеров, инвалидов и других, то есть наиболее уязвимой части населения. В этом аспекте важное место отводится нормативно-правовой базе, обеспечивающей правовой фундамент деятельности Пенсионного фонда. От качества законодательного регулирования правового статуса данного учреждения, определения доходно-расходных полномочий во многом зависит обеспечение баланса бюджетных средств Пенсионного фонда и, соответственно, качество пенсионного обеспечения населения российских граждан.

С учетом изложенного, целью курсового исследования является рассмотрение теоретических основ обязательного пенсионного страхования, анализ теоретических и практических аспектов формирования Пенсионного фонда России, а также анализ перспектив в повышении эффективности формирования Пенсионного фонда России.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1) определить экономическую сущность обязательного пенсионного страхования;

2) рассмотреть существующие модели пенсионного страхования;

3) проанализировать правовые основы регулирования системы обязательного пенсионного страхования в стране;

4) раскрыть цель и задачи Пенсионного фонда;

5) установить специфику формирования Пенсионного фонда;

6) представить предложения по повышению эффективности формирования Пенсионного фонда.

Объектом рассмотрения является Пенсионный фонд России, особенности его формирования, как одного из государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в России.

Предмет изучения составляют нормы действующего федерального законодательства, нормативных правовых актов органов исполнительной власти России, определяющие правовой статус, структуру, задачи и функции Пенсионного фонда России, особенности его формирования, а также теоретические и практические аспекты формирования пенсионного фонда России.

Нормативно-правовую основу настоящей работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и др.

Теоретическая основа курсовой работы включает информационно-теоретические материалы по теме исследования таких авторов, как Н.В. Девятых, О.Я. Зубанова, Т.З. Куруглиева, В.Д. Роик, Ю.П. Орловский, Д.Д. Скрыпник, Я.С. Паценко, М.А. Скрипцов, Р.А. Соколов, И.В. Стоноженко и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

Глава 1 Основы теории обязательного пенсионного  страхования

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.