Достижение пенсионного возраста представляет определенную угрозу экономической безопасности населения любой страны. Неотвратимость наступления законодательно установленного возраста выхода на пенсию и, соответственно, постоянной утраты трудоспособности влечет за собой возможное снижение привычного уровня благосостояния человека в будущем.
Основной целью пенсионной системы является минимизация пенсионных рисков и обеспечение установленного в обществе уровня социальных гарантий лицам пенсионного возраста. Реализация поставленных задач осуществляется в рамках принятой пенсионной модели, которая может сочетать в себе как принципы бюджетного финансирования, так и страховые принципы[1].
Наступление для работников и членов их семей социальных рисков сопровождается утратой заработной платы в связи с нетрудоспособностью, что является объектом страховой защиты. Материальная необеспеченность вследствие инвалидности или старости, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается заработной платы, требует применения специализированных форм страховой защиты в виде обязательного и добровольного пенсионного страхования.
Как показывает мировой опыт, важнейшие этапы формирования пенсионного страхования и обеспечения можно представить следующим образом.
На первом этапе (1890-1950 гг.) происходило становление основных механизмов пенсионных систем, в круг застрахованных лиц было включено 80-90% наемных работников и около 50% самозанятых лиц, размеры пенсий обеспечивали прожиточный минимум семьи пенсионера.
На втором этапе (1950-1970 гг.) институционально оформились на основе гармонизации систем заработной платы и пенсионного страхования национальные системы пенсионного страхования, которые стали рассматриваться как единое целое доходов населения и на которые в экономически развитых странах стали выделяться ресурсы в объемах не менее 45-55% ВВП, что фактически послужило условием для первой социальной революции доходов населения.
На третьем этапе (1970-1990) происходила настройка тарифной составляющей пенсионных систем, обеспечивавшаяся за счет дифференцированного подхода при взимании страховых взносов с работников и подоходного налога на основе увязки финансовых механизмов пенсионного страхования, национальных систем заработной платы и налоговой системы.
Четвертый этап (1970-2000 гг.) характеризуется активным применением в развитых странах доктрин «государства благосостояния» и «социального государства». Это нашло свое выражение в развитии и функционировании качественных систем образования и здравоохранения, пенсионного и других видов социального страхования; сопровождалось выделением на социальные цели значительных финансовых средств (более 20% ВВП), что можно рассматривать как третью социальную революцию доходов населения, в результате которой большинство жителей этих стран получили доступ к качественным системам образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной поддержки[2].
По своей экономической природе пенсионное страхование является механизмом индивидуально-коллективного резервирования работающим населением определенной доли своих текущих доходов с использованием страховых и государственных инструментов контроля и управления - законодательных, финансовых и организационных. В течение все трудовой деятельности человека такой процесс резервирования финансовых средств и их расходования позволяет обеспечить определенный уровень потребления по выходу человека на пенсию.
Основные экономические функции пенсионного страхования направлены на предотвращение бедности среди пенсионеров, удовлетворении их основных потребностей, а также на замещение утраченных доходов и поддержании привычного уровня жизни.
Накопление и использование страховых средств призвана обеспечить функция аккумуляции страховых резервов и их солидарного перераспределения при наступлении страховых случаев. Разрешение этой задачи осуществляется посредством солидарного участия субъектов страхования в оказании материальной поддержки лицам, у которых наступили страховые случаи, на основе финансового механизма солидарного (в рамках страхового сообщества) распределения материального ущерба.
Важной функцией социального страхования является воспроизводственная, временной диапазон которой охватывает весь жизненный цикл человека. Это значит, что возмещение затрат на воспроизводство рабочей силы включает в себя покрытие расходов не только в активные периоды трудовой жизни работника, но и при утрате трудоспособности, а также позволяет компенсировать риски бедности членам семьи в случае его смерти[3].
Функция социальной защиты застрахованных лиц, по мнению МОТ, призвана обеспечить получение каждым членом общества, оказавшимся в нужде, минимального уровня денежного дохода, медицинских и социальных услуг, позволяющих вести социально содержательную жизнь, а также поддерживать достойные условия жизни в периоды старости, инвалидности и в случае потери кормильца, когда другие формы получения дохода и активности невозможны. В рекомендации МОТ №67, в 1 пункте Руководящих принципов отмечается необходимость «восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (в т.ч. старость)»[4].
Следует также отметить, что определенное негативное воздействие относительно сохранности покупательной способности накапливаемых на счетах пенсионных средств оказывает такие факторы, как инфляция, финансово-экономические кризисы, опережающий рост заработной платы относительно роста пенсий и др. При этом инфляция негативно сказывается на любой системе пенсионного страхования, поскольку ведет к обесцениванию реального выражения накопленного капитала и обещанных пенсионных выплат. Ни одна из систем не защищена от последствий инфляции.
На государственном уровне противодействие таким инфляционным влияниям в части пенсионного страхования осуществляется посредством регулярной индексации пенсионных сбереженияй, что, как правило, регулируется на федеральном законодательном уровне.
Преодоление негативного инфляционного влияния в сфере корпоративного пенсионного страхования возможно посредством инвестиционного дохода, получаемого в результате размещения средств на финансовых рынках.
Частные и государственные банки проблемы инфляции разрешают схожим методом, устанавливая банковские проценты, размер которых немного превышают сложившийся уровень инфляции. Важным требованием к организации инвестиционного процесса является обеспечение надежности сохранности пенсионных накоплений. Прежде всего, обязанностью негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) или страховых компаний является обеспечение гарантии возврата номинальной суммы вложенного капитала и систематическую выплату процентов. Вместе с тем, одной только формальной надежности недостаточно, если в течение этого времени произошло обесценение денег. Поэтому субъекты, отвечающие за инвестиции, должны предпринимать все возможные технологии, способные обеспечить реальную сохранность и реальную стоимость инвестированных сумм, а также процентов по ним.
В целом можно отметить, что экономическая суть пенсионного страхования состоит в перераспределении материальных последствий рисков, возникающих в связи с наступлением старости, инвалидности либо утраты кормильца между всеми застрахованными лицами, что достигается посредством резервирования и распределения финансовых средств между теми, у кого такие риски наступили. Финансовый механизм перераспределения базируется на формировании страхового фонда, являющегося специализированным источником возмещения ущерба застрахованным. Основной направленностью функций ОПС заключается в защите застрахованного лица и членов его семьи от последствий возникающих социальных рисков, для чего страхователи платят специальные взносы страховщику.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.