«Продукты распада органического материала, приводящие к лихорадке родильниц, в подавляющем большинстве случаев попадают в организм извне. Таким образом, это инфекция извне; это случаи, которые являются эпидемией родильной лихорадки; это случаи, которые можно предотвратить.
В редких случаях продукты органического распада, которые, после их абсорбции организмом, вызывают родильную горячку, образуются в пределах самого инфицированного организма. Это случаи так называемого самозаражения, и их предотвратить нельзя.»
«Внешними же источниками зараженного материала являются трупы (любого возраста и пола), независимо от предшествовавших смерти заболеваний, независимо от того, болел ли человек при жизни родильной горячкой или нет. Значение имеет только степень разложения трупа.
На медицинском факультете Акушерской Клиники в Пеште этиологическим фактором развития родильной горячки являлись нормальная кровь человека и лохии, поскольку они долгое время впитывались в постельное белье и подвергались разложению».
«Факторами передачи зараженного материала являются пальцы рук при осмотре и операциях, постельное белье, окружающий воздух, моющие губки, руки акушерок и медсестер, которые до этого контактировали с выделениями пациенток в родах или других больных, а затем повторно соприкасались с гениталиями женщин в родах или сразу после них. Одним словом, фактором передачи зараженного материала является все, что загрязнено таким материалом, а затем вступает в контакт с гениталиями пациентки.»
«Если говорить о времени заражения, то оно редко происходит во время беременности, т.к. внутренняя поверхность матки, способная к всасыванию, недоступна из-за закрытого внутреннего зева. В тех случаях, когда внутренний зев при беременности открыт, заражение может произойти, но такие случаи нечасты, потому что редко возникает надобность проходить пальцем цервикальный канал.
Я не стал записывать случаи, когда лихорадка родильниц имела место во время беременности (в 1 Акушерской Клинике Вены), но уверен, что буду практически точным, если скажу, что таких случаев было около 20. При лихорадке родильниц беременность всегда прерывалась.
Временем, при котором заражение происходит наиболее часто, является период раскрытия шейки матки, вследствие частых осмотров с целью определения положения плода.
Доказательством является то, что до введения дезинфекции хлором почти все пациентки с длительным периодом раскрытия погибали после родов от лихорадки.
Заражение редко случается в период изгнания, поскольку поверхность матки в этот момент недостижима.
В третьем (последовом) периоде родов и в послеродовом периоде внутренняя поверхность матки становится доступна, и атмосферный воздух, загрязненный продуктами органического распада, особенно в этот момент может попасть во внутренние половые органы и запустить инфекционный процесс.
В последовый период и при постельном режиме инфекция может передаваться через постельное белье, находившееся в контакте с гениталиями, травмированными в процессе родов».
«Продукты органического распада, которые при всасывании приводят к заражению, в редких случаях не передаются другим людям, а существуют в пределах пораженного субъекта, вследствие задержки органического материала, который должен был выделиться в процессе родов. До его выделения процесс распада уже начался, и когда происходит всасывание, самозаражение приводит к родильной горячке. Этим органическим материалом являются лохии, остатки децидуальной ткани, сгустки крови, которые остаются в полости матки. Также материалами органического распада является продукт патологического процесса, к примеру, в результате чрезмерно грубого применения акушерских щипцов, приводящее к гангрене поврежденных участков половых органов, а впоследствии к родильной горячке из-за самозаражения.»
«Родильная горячка – не контагиозное заболевание. Под контагиозным мы понимаем такой тип заболеваний, который сам вызывает заражение, посредством чего распространяется, и это заражение заново вызывает то же заболевание в другом организме. Оспа – контагиозное заболевание, поскольку вызывает заражение, путем которого воспроизводится. У другого человека оспа вызывает только оспу, и никакое иное заболевание…Например, человек, больной скарлатиной, не вызовет у другого оспу.
Таково положение вещей с родильной горячкой; эта болезнь может развиться у здоровой родильницы от другого заболевания.
Родильная лихорадка не передается здоровой родильнице до тех пор, пока продукты органического распада не попадут к ней. К примеру, пациент серьезно заболевает родильной горячкой, и когда эта горячка развивается без распространения продуктов заражения, которые появятся во внешней среде, тогда это заболевание не передастся здоровой родильнице.
Но, когда родильная горячка развивается, выделяя продукты распада во внешнюю среду, тогда лихорадка родильниц способна передаться здоровой родильнице…
Родильная горячка - это не контагиозное заболевание, но она передается от больной родильницы здоровой посредством продуктов разложения органического материала.
После смерти, тело любой родильницы становится источником продуктов гниения, которые могут вызвать родильную горячку.»
«Заявляя, что родильная лихорадка является, по сути, процессом всасывания, в результате чего происходит заражение крови с последующей экссудацией, мы не имеем в виду, что эта лихорадка свойственна исключительно родильницам и охватывает только их. Нам встречались заболевания у беременных женщин и у новорожденных, независимо от пола. Это заболевание закончилось смертью в случае с Коллечкой[24]; и мы обнаружили, что оно затрагивает анатомов, хирургов и пациентов, которые подверглись хирургическим операциям.
Таким образом, родильная горячка – это не разновидность заболевания, это вариант пиемии.
С выражением «пиемия» связаны различные понятия, поэтому важно объяснить, что я понимаю под пиемией. Под пиемией я понимаю заражение крови, вызванное распавшимся органическим материалом.
Родильную горячку я называю разновидностью пиемии, поскольку особые ее формы имеют место в поражении гениталий у беременных, рожающих женщин, и у родильниц…»
Вопросы. Как Земмельвейс объясняет механизм родильной горячки?
САМУЭЛЬ ГАНЕМАН (1755-1843)
Органон врачебной науки
§ 1
Высшим и единственным предназначением врача является возвращать больному здоровье или лечить, как это обычно называют.
§ 2
Наивысшим идеалом лечения является быстрое, мягкое и окончательное восстановление здоровья или устранение и уничтожение болезни во всей ее целостности кратчайшим, наиболее надежным и безопасным способом на основе легко понимаемых принципов.
§ 3
Если врач ясно понимает, что следует лечить при заболеваниях или, лучше сказать, в каждом индивидуальном случае болезни (знание болезни, показание), если он ясно понимает, что является целебным в лекарствах, или, лучше сказать, в каждом индивидуальном лекарстве (знание лекарственных свойств), и если он знает, как применить в соответствии с ясно определяемыми принципами то, что целебно в лекарстве, к тому, что является несомненно болезненным у его пациента, так, чтобы добиться восстановления здоровья — применить лекарство, наилучшим образом подходящее как с точки зрения его действия в данном случае болезни (выбор средства, показанного лекарства), так и с точки зрения точного его приготовления и требуемого количества (правильная доза) и надлежащего периода повторения доз — если, наконец, он знает препятствия, мешающие выздоровлению в каждом случае, и осведомлен о том, как устранить их так, чтобы выздоровление стало окончательным, то он понимает, как лечить разумно и рационально, и является истинным практиком целебного искусства.
§ 9
В здоровом состоянии человека духовная жизненная сила (самоуправляемая), этот двигатель, одушевляющий материальное тело (организм), управляет им с неограниченной властью и сохраняет чудную, гармоничную в отношении как ощущений, так и отправлений жизнедеятельность, таким образом, что наш вечный, наделённый рассудком, дух может свободно распоряжаться этим живым, здоровым инструментом для высших целей нашего существования.
§ 5
Полезными для помощи врачу в деле лечения являются детальные знания о наиболее вероятной возбуждающей причине, острой болезни, а также о наиболее значительных моментах во всей истории хронического заболевания, так как они помогают ему в обнаружении его фундаментальной причины, которая обычно связана с хроническим миазмом. В этих исследованиях необходимо учитывать физическую конституцию пациента (особенно при хронических болезнях), особенности его духовной и интеллектуальной сферы, его занятия, привычки и образ жизни, общественные и семейные отношения, возраст, половую функцию и т.д.
§ 11
Когда человек заболевает, то только эта духовная, самодействующая (автоматическая) жизненная сила, повсеместно присутствующая в его организме, первоначально поражается динамическим влиянием (Materia peccans) болезнетворного, враждебного жизни агента; только жизненный принцип, доведенный до столь ненормального состояния, может вызвать в организме неприятные ощущения и привести к нарушению процессов жизнедеятельности, что мы называем болезнью; поскольку сила невидима сама по себе и познаваема только по своему действию на организм, ее болезненные нарушения открываются только через проявления заболевания в ощущениях и отправлениях частей организма, доступных наблюдателю и врачу, то есть в болезненных симптомах, и не могут быть узнаны никаким другим способом.
§ 14
Внутри человека нет ничего патологического, что подлежало бы лечению, и не существует видимых болезненных изменений, подлежащих лечению, кроме тех, которые открываются внимательно наблюдающему врачу через болезненные признаки и симптомы — факт, находящийся в совершенном согласии с безграничной добротой всеведущего Спасителя человеческой жизни.
§ 21
Далее, поскольку несомненно, что целебный принцип лекарств неосязаем сам по себе, и поскольку в чистых экспериментах с лекарствами, предпринимаемыми самыми добросовестными наблюдателями, нельзя обнаружить ничего другого, что определяет их как лекарства, кроме их способности вызывать определенные изменения в состоянии здоровья человеческого тела, и, особенно, в теле здорового индивидуума, и в способности возбуждать различные определенные патологические симптомы, постольку в тех случаях, когда фармакологические препараты действуют как лекарства, они могут ввести в действие свои целебные силы не иначе, как благодаря способности изменять состояние здоровья человека, вызывая свойственные им специфические симптомы; и поэтому при раскрытии того, какими болезнетворными и в то же время какими лечебными силами обладает каждое отдельное лекарство, мы можем лишь полагаться на вызываемые им в здоровом теле патологические явления, как на единственно возможный способ раскрытия присущих ему целебных сил.
§ 22
Но так как нечто, подлежащее устранению для восстановления здоровья, кроме всей совокупности симптомов и признаков, и не должно наблюдаться при болезни, так же, как лекарства не могут проявить никаких целебных эффектов кроме их способности вызывать патологические симптомы у здоровых и устранять их у больных, то из этого следует, во-первых, что фармакологические препараты могут стать лекарствами только благодаря тому, что, возбуждая определенные эффекты и симптомы, или, лучше сказать, вызывая определенные искусственные болезненные состояния, лекарственные вещества устраняют и уничтожают уже имеющиеся, то есть естественное болезненное состояние, которое мы хотим излечить. Во-вторых, из этого следует, что для совокупности симптомов подлежащей лечению болезни должно быть найдено то лекарство, которое (в соответствии с экспериментальными данными о том, устраняет ли оно болезненные симптомы наиболее быстро, безусловно и окончательно, и восстанавливает ли здоровье посредством лекарственных, подобных или противоположных, симптомов) зарекомендовало себя как имеющее наибольшую тенденцию вызывать подобные или противоположные симптомы.
§ 25
Чистый опыт, единственный и непогрешимый судья в искусстве исцеления, при самых тщательных испытаниях учит нас, что действенно то лекарство, которое проявляет в своём действии на здоровое человеческое тело способность вызывать наибольшее число симптомов, подобных тем, которые наблюдаются в подлежащем лечению случае заболевания, а также, при назначении доз подходящей потенции и разведения, быстро, радикально и окончательно устраняет совокупность симптомов этого болезненного состояния, то есть (§§ 6-16) все заболевание, и изменяет его на состояние здоровья. Опыт учит нас также, что все лекарства исцеляют те болезни, симптомы которых в наибольшей степени сходны с их собственными, и не оставляют ни одного из них неизлеченным.
§ 57
Применяя … антипатический метод на практике, обычный врач назначает против одного из многих других, оставляемых без внимания, беспокоящих симптомов, средство, о котором известно, что оно вызывает симптом прямо противоположный тому, который предполагается подавить, на основании чего и ожидается скорейшее (паллиативное) облегчение. Он назначает большие дозы опиума, для любых болей, поскольку это средство вскоре притупляет чувствительность; прописывает то же лекарство при различных видах поноса, поскольку оно быстро останавливает перистальтику кишечника и вызывает снижение его чувствительности; его же он назначает и при бессоннице, поскольку опиум быстро вызывает оглушение и коматозный сон; он назначает слабительные пациенту, страдающему от запора; предписывает держать обожженную руку в холодной воде, которая, благодаря разности температур, мгновенно, как по волшебству, устраняет жгучие боли; он погружает пациента, жалующегося на ознобы и недостаток жизненного тепла, в теплые ванны, которые сразу же согревают его; длительно страдающего слабостью он заставляет пить вино, поскольку больной тем самым моментально оживляется и взбадривается; и, сходным образом, он применяет другие противоположные (антипатические) лекарственные средства, хотя имеет их лишь чуть больше перечисленных здесь, так как специфическое (первичное) действие лишь небольшого числа веществ известно обычной медицинской школе.
§ 58
Способ этот ведет к чрезвычайно несовершенному симптоматическому лечению (см. прим. к § 7), при котором врач односторонне рассматривает болезнь, направляет свое внимание на единичный симптом и, следовательно, лишь на небольшую часть целого, от чего, очевидно, нельзя ожидать столь желанной больным помощи против всей совокупности симптомов.
§ 66
Несложно понять, что очевидное антагонистическое вторичное действие не будет заметно при действии минимальных гомеопатических доз нарушающих агентов на здорового человека. Небольшая доза каждого из них, конечно же, вызовет первичное действие, заметное достаточно внимательному наблюдателю, но живой организм возбудит против него лишь такую реакцию (вторичное действие), которая будет необходима для восстановления нормального состояния.
§ 84
Больной подробно рассказывает историю своих страданий; окружающие его рассказывают о том, какие жалобы они слышали от него, как он себя вел, и что они заметили в его состоянии; врач смотрит, слушает и при помощи других своих чувств отмечает, что изменилось или является необычным в состоянии пациента. Он аккуратно записывает всё, что было рассказано пациентом и его друзьями в тех самых выражениях, которые они использовали. Сохраняя молчание, он позволяет им сказать всё, что они имеют сказать, воздерживается от того, чтобы перебивать их до тех пор, пока они сами не собьются на другую тему. В самом начале врач просит их рассказывать не торопясь, для того, чтобы он имел возможность записать самые важные части рассказа.
§ 86
Когда рассказчики закончат всё, что они хотели сказать по собственной воле, врач должен, возвращаясь к каждому частному симптому, добиться в отношении него более точных сведений и сделать это следующим образом. Он перечитывает все сообщенные ему симптомы, один за другим, и в каждом случае выясняет следующие подробности: когда, например, возник этот симптом? было ли это до начала приёма лекарства, употребляемого до сих пор? или во время приема? или только через несколько дней после окончания приема? каков характер болей и какие именно ощущения испытывались в данном месте? где точно расположено больное место? возникает ли боль сама по себе и приступообразно и в любое время? или, может быть, она длительна, без периодов затихания? как долго она длится? в какое время дня и ночи и при каком положении тела больному хуже или совсем плохо? какого именно рода, если описать простыми словами, было то или иное событие или обстоятельство?
§ 108
Следовательно, нет другого способа точно установить специфическое воздействие лекарств на здоровье человека, нет другого верного и более естественного способа решить эту проблему, кроме как назначить несколько лекарств экспериментально, в умеренных дозах, здоровым людям, чтобы установить изменения, симптомы и признаки их влияния, которые каждое из них в отдельности оказывает на здоровье тела и ума; т.е. установить, какие элементы болезни они могут и имеют тенденцию вызывать, поскольку, как это было показано ранее..., вся лечебная сила лекарств заключается в присущей им силе изменять состояние здоровья человека и обнаруживающейся путем наблюдения последнего.
§ 141
Но наилучшими испытаниями истинного воздействия простых лекарств, вызывающих изменение в здоровье человека, а также искусственных болезней и симптомов, которые они могут вызывать у здорового индивидуума, являются те, которые здоровый, непредубеждённый, тонко чувствующий врач со всей необходимой осторожностью и тщательностью проводит на себе. Он с наибольшей определённостью знает то, что ощущает в себе самом.
Вопросы. В чем суть критики аллопатических систем лечения у Ганемана?
Перечислите основные принципы применения гомеопатических препаратов
[1] Умберто Эко. Наука, технология и магия // Эко У. Полный назад. — М., 2007. — С. 201.
[2] См., например: Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. — Спб., 1904.
[3] Павлов Иван Петрович (1849-1936) — русский физиолог, создал учение о высшей нервной деятельности, обосновал новые подходы и методы физиологического исследования.
[4] Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792-1750 гг. до н.э. Политик и полководец. Завоевал большую часть Месопотамии, Ассирию.
[5] Сенека приводит в пример своему поколению жизнь римского полководца Сципиона Африканского (235-183 до н.э.), отличавшуюся строгостью и простотой нравов.
[6] Комментарии к тексту даны В.Терновским – сост.
[7] Стихарь - род длинной до щиколоток рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами
[8] Пс., 50, 7
[9] Факих - ученый, богослов
[10] Смуглость - по-арабски удма. Каменистая земля - адим
[11] Мюид и сетье - меры емкости сыпучих тел в средневековой Франции. Зерновое сетье было в 6-7 раз меньше мюида.
[12] Изгнание демонов
[13] Трактат Руфина, ученого ботаника, предположительно конец XII в.
[14] Colliget – латинизированное название трактата Аверроэса «Китаб аль-коллият» («Книга общих принципов медицины», с изложением взглядов Ибн-Сины, багдадской и кордовской медицинских школ
[15] Таддео Альдеротто читал лекции по медицине в 60-х гг. XIII века.
[16] Имеется в виду трактат Галена «О назначении частей человеческого тела»
[17] С осадой, а затем взятием Неаполя французскими войсками под предводительством короля Карла VIII в 1495 г. Совпала крупная вспышка сифилиса в войсках и среди населения. Сифилис, распространявшийся в годы войны и особенно после нее, сохранил в Италии название «французской (галльской) болезни», во Франции - «неаполитанской болезни», В разных странах сифилису давались разные названия в зависимости от того, какой стране приписывали происхождение болезни. Распространение сифилиса в Европе и Азии в конце XVI - начале XVII в. До настоящего времени не нашло окончательного объяснения. См. Джироламо Фракасторо, «О сифилисе».-М., 1956. С. 68-69 (П.З.)
[18] Наряду с ртутным лечением, в первой половине XVI в. получило значительное распространение лечение гваяковым деревом (бакаутом), описанное во всей медицинской литературе этого периода. Распространению гваякового лечения значительно способствовала заинтересованность колониальных компаний, монополизировавших естественные богатства вновь открытой Вест-Индии и широко рекламировавших чудодейственное лечение «святым деревом», или «древом жизни», ввозившемся ими в Европу. К середине XVII в. вновь получило преобладание ртутное лечение. Рамаццини в лечении сифилиса допускал сочетание обоих методов с их чередованием. Высказывания Рамаццини в конце главы III - одно из последних в истории лечения сифилиса выступлений авторитетного врача в пользу применения гваяка. (П.З.)
[19] Беренгарио да Карпи Джакомо (ум. в 1529 г.) - земляк Рамаццини, анатом и врач, профессор в Болонье с 1502 по 1522 г. Большой труд его по анатомии «Commentarii supor anatomiam» вышел в Болонье в 1521 г. Известен своими анатомическими описаниями червообразного отростка, мозговых желудочков, шишковидной железы и пр.; описал ртутное лечение сифилиса. (П.З.)
[20] Вильгельм Фабри, родом из Гильдена, близ Дюссельдорфа, известный в научной литературе под латинизированным именем Фабриция Гильдануса (1560-1634) - один из крупнейших хирургов XVI-XVII вв. Работал в Берне. Наиболее известна его книга «Observationum et curationum chirurgicarum centuriae» («Сотни хирургических наблюдений и излечений»,-Базель, 1606) Четвертая «Сотня» была издана в Оппенгейме, 1619. Более позднее издание - Лион, 1641. (П.З.)
[21] Де ла Фрамбуазьер, Никола-Абрагам, французский придворный врач XVI-XVII вв. Его книга медицинских консультаций вышла первым изданием в Париже в 1595 г. Собрание его сочинений издавалось неоднократно (Париж, 1613, 1631; Лион, 1644, 1663) (В.З,)
[22] Под "ферментом" здесь понимается микроорганизм, вызывающий превращения органических соединений. Дрожжи Пастер рассматривает как растение. Эта заметка - первое сообщение о том, что дрожжи являются факультативными анаэробами, причем спиртовое брожение (т.е. гликолиз) - играет ведущую роль в анаэробных условиях.
[23] Драхма - единица вышедшего из употребления аптекарского веса; равна 3.732 г.
[24] Я.Коллечка – врач, друг И.Земмельвейса, погибший от сепсиса после проведенного вскрытия
Дата: 2018-12-28, просмотров: 326.