О болезнях ремесленников.
Предисловие
...Коль скоро не только в древности, но и в наше время в правильно устроенных городских общинах были изданы законы, оберегавшие интересы ремесленников, то также и справедливо, чтобы о благе и утешении тех, кого законодатель ставит так высоко, пеклась и медицина, особенно заботясь об их здоровье, которое до сего времени было в пренебрежении. Цель этого - дать им возможность заниматься своими ремеслами с наименьшим вредом для своего здоровья. Я лично, в меру сил своих, сделал все, что мог, и не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел. Ведь в наш век вся медицина, можно сказать, сведена к механике и школы больше всего твердят о механизмах...
Итак, именно в мастерских ремесленников, которые в этом отношении являются школами, где можно научиться, я постарался добыть сведения, представляющие интерес для пытливых умов, в частности, что особенно важно, о том, как предупредить заболевания, которыми ремесленники обычно страдают, и как их лечить. Поэтому врач, придя лечить больного из простого народа, не должен тотчас же щупать у него пульс, как это бывает, когда врач не обращает внимания на условия жизни больного. Он не должен, забывая, что речь идет о человеческой жизни, второпях давать больному советы, как ему поступать. Он должен сесть, словно судья, если и не в золоченое кресло, как поступают носители власти, то на скамью или на чурбан и приветливо расспросить больного и разузнать у него обо всем том, чего требуют правила науки и долг человеколюбия. Много есть такого, о чем врач, находясь у постели больного, должен осведомиться либо у него самого, либо у окружающих, выполняя завет нашего вдохновленного свыше учителя Гиппократа («О страданиях»): «Когда придешь к больному, расспроси, что он чувствует и какова причина его страданий, сколько дней он болен, действует ли желудок и каков образ жизни». Следует еще прибавить вопрос о ремесле. Хотя последний может относиться только к причине в виде внешних условий, я считаю его вполне уместным, более того, необходимым всегда, когда приходится лечить простой народ. Знаю, что в практической деятельности правило это соблюдают очень редко. Более того, если лечащему врачу откуда-нибудь и известен род занятий больного, то он все же не принимает его во внимание. Между тем обстоятельство это имеет большое значение для успеха лечения.
Глава 3. О болезнях ятролипт ( с. 29-31)
В наше время ртуть весьма опасна для ятролипт, или хирургов, производящих намазывания для лечения сифилиса, если болезнь не подается никакому другому лечению. Этот страшный мор распространился по Италии со времен осады Неаполя и затем, словно молния, охватил всю Европу.[17] Среди других средств, которые врачи в своей изобретательности придумали, чтобы обуздать злость галльской болезни, ртуть заняла первое место и после постоянного применения на протяжении двух веков и поныне занимает его. [18] Врачи древности отметили, что ртуть - самое действительное средство против застарелой чесотки. Поэтому они, видя, что при галльской болезни кожа обезображивается пустулами и язвами, по аналогии применили при ней ртуть и притом удачно. Первым, кто предложил намазывания ртути, был, говорят, Джакомо да Карпи (Яков Беренгарий)[19], которого обычно называют Яковом из Карпи по названию его родины. В свое время это был знаменитый хирург и анатом, как свидетельствуют его сочинения, из которых, так как они ныне встречаются очень редко, новейшие анатомы заимствовали много важных сведений, не назвав их автора. В своем сочинении «О галльской болезни» Фаллопио пишет, что Якову из Карпи «только одно лечение галльской болезни намазываниями принесло более 50000 золотых дукатов, причем он, убив многих из своих больных, вылечил еще большее число их». Этот ятралипта, конечно, еще лучше, чем алхимики, умел путем истинной метаморфозы превращать ртуть в золото и притом с редкой удачливостью, необычной в наше время и в наших широтах; ею восхищался сам Сеннерт.
Но хирурги, намазывающие ртутной мазью людей, пораженных галльской болезнью, принадлежат к числу жалких хирургов, раз они ради наживы занимаются таким делом. Более видные хирурги отказываются от такой грязной деятельности, к тому же таящей в себе опасность. Даже если пользоваться при этом перчатками, все же нет возможности сделать так, чтобы частицы ртути не проходили через кожу перчатки, через которую ртуть продавливают и очищают, и не достигали руки врача; в то же врем, когда это лечение производится вблизи ярко горящего огня, вредные пары неизбежно проникают через рот и ноздри в глубь тела и вызывают тяжелое страдание головного мозга и нервов. Фабриций из Гильдена (Fabr. Hildanus, cent. V, obs. 98)[20] приводит случай, когда женщина в жарко натопленном помещении помогала своему мужу, когда его лечили ртутными намазываниями; от одного вдыхания воздуха с ртутными парами у нее появилось сильное слюнотечение и язвы в горле. Фернель («De lue venerea, cap. 7) пишет, что у лиц, многократно подвергавших больных сифилисом лечению ртутными намазываниями, наблюдается дрожание рук. Ла Фрамбуазьер[21] сообщает о сильном и длительном головокружении с потемнением в глазах, наступившем у хирурга после очередного намазывания, примененного им к больному сифилисом.
Самой полезной мерой предосторожности, какую я могу указать тем, кто производит такие намазыывания, является та, какую применяет хирург, мой единомышленник (Ettmьller, T.p. lib. II, cons. 3, cap. 8, de vertigine). Узнав на собственном опыте, что получаемое врачом вознаграждение не соответствует ущербу, какой наносится его здоровью, и что такие намазывания на врача действуют сильнее, чем на тех, кого он намазывает, и перенеся поносы, колики и сильное слюнотечение, он, правда, продолжал приготовлять средство для намазывания и помогать больным при лечении, но стал заставлять их своими руками намазывать лекарство, что в интересах обеих сторон: сам врач не подвергается опасности, а больные, разгорячаясь от многократных движений рук, усиливают проникновение лекарства и не должны опасаться вреда от лекарства, которым они надеются облегчить свои страдания. Но если здоровью ятралипт будет нанесен какой-либо ущерб в связи с применяемым ими лечением ртутью, например, если у них появляется дрожание рук, головокружение, колики в животе, о чем мы уже говорили, то им следует лечиться отваром гваяка. Ибо, если ртуть является могущественным средством против яда венерической болезни, то гваяк помогает против причиненного ртутью вреда в виде оцепенелости и слабости нервов, так как он способен разрешать и вызывать пот. Так оба эти заслуживающие награду средства соединенными силами полностью излечивают галльскую болезнь, причем сначала гваяк, так сказать, в виде нападения легко вооруженных, ослабляет галльскую болезнь; вскоре ртуть завязывает жестокую битву, а под конец тот же гваяк добивает врага, уничтожая его до конца.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.