Цветочки святого Франциска Ассизского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как святой Франциск излечил одному прокаженному душу и тело

Господин святой Франциск, истинный ученик Христов, пребывая в этой жалкой жизни, всеми силами старался следовать совершеннейшему из учителей - Христу; и вот, как дело рук Божьих, часто случалось так, что кому он исцелял тело, тому Бог в тот же час исцелял душу, совершенно так же, как написано о Христе. Потому он не только сам служил охотно прокаженным, но более того, приказывал даже братьям своего ордена, когда они ходили в мир, служить прокаженным из любви к Христу, который ради нас готов был, чтобы Его считали за прокаженного; случилось однажды, что братья ухаживали в больнице за прокаженными и другими больными, как раз возле того места, где жил тогда святой Франциск, и в больнице находился один прокаженный такого нетерпеливого и невыносимо заносчивого нрава, что все были уверены, что он одержим бесом, как оно и было на самом деле; ибо он самым бесстыдным образом осыпал ругательствами и побоями всякого, кто за ним ухаживал, и, что хуже всего, кощунственно поносил благословенного Христа и его святейшую Матерь Деву Марию; так что никак нельзя было найти человека, который согласился бы за ним ухаживать. Еще собственные обиды и оскорбления братья старались терпеливо переносить, дабы возросла заслуга их терпения; однако хулы на Христа и его Матерь не могла переносить их совесть, и поэтому они решили совершенно бросить этого прокаженного; но не хотели сделать этого раньше, чем не сообщат о том по порядку святому Франциску, который жил тогда поблизости. Когда же они сообщили ему это, то святой Франциск идет сам к этому бесстыдному прокаженному и, придя к нему, приветствует его такими словами: - Да подаст тебе Господь мир, дорогой брат мой. - Отвечает с сердцем прокаженный: - А какой мне мир может быть от Бога, который отнял у меня и мир, и все мое добро и сделал меня всего гноящимся и зловонным? - А святой Франциск: - Имей терпение, ибо недуги телесные посылаются нам Богом в этом мире ради спасения души: и потому они станут нам в великую заслугу, если мы переносим их в мире. - Отвечает больной: - А как могу я переносить в мире ту беспрерывную муку, которая терзает меня день и ночь? И не только терзает меня болезнь моя, но еще хуже делают мне братья твои; ты дал мне их для того, чтобы они ухаживали за мной, а они не ухаживают за мной как следует. Тогда святой Франциск, понявши по откровению свыше, что этот прокаженный одержим злым духом, стал на молитву и благоговейно помолился за него Богу. И, кончив молитву, вернулся к нему и сказал так: - Сын, я сам буду ухаживать за тобой, раз ты недоволен другими. - Я не против этого, - сказал больной, - но что ты можешь сделать для меня большего, чем другие? - Отвечает святой Франциск: - Что ты пожелаешь, я то и сделаю. - Прокаженный говорит: - Я хочу, чтобы ты обмыл меня всего, ибо я испускаю такое сильное зловоние, что сам не могу терпеть. - Тогда святой Франциск велел немедленно нагреть воды, положив в нее много пахучих трав, затем раздел прокаженного и собственными руками начал обмывать его, а другой брат поливал сверху воду, и, силой божественного чуда, там, где святой Франциск прикасался святыми руками своими, сходила проказа, оставляя совершенно здоровую кожу. И, как начала излечиваться кожа, так же стала излечиваться и душа; и прокаженный, видя, что начинает выздоравливать, стал испытывать великое сокрушение и раскаяние в своих грехах и принялся плакать горькими-горькими слезами; так, что в то же время, как снаружи, омываемое водой, очищалось тело от проказы, так внутри очищалось душа слезами покаяния. И, исцелившись совершенно и телом, и душой, он смиренно сознал свои вины и со слезами громко заговорил: - Горе мне, я достоин ада за все гнусности и обиды, причиненные братьям, и за нетерпеливые и кощунственные речи, произнесенные против Бога! - И так в течение пятнадцати дней он продолжал горько плакать о своих грехах и умолять Бога о прощении, в то же время исповедуясь во всем перед священником. Святой же Франциск, видя чудо, которое Бог совершил его руками, возблагодарил Бога и ушел оттуда, направляясь в далекие места; ибо, в своем смирении, он всегда старался избегать всякой человеческой славы и во всех своих деяниях искал единственно чести и славы Божьей, а не своей собственной. Затем, как было угодно Богу, упомянутый прокаженный, исцелившись телом и душой, пятнадцать дней спустя после своего покаяния, заболев другой болезнью и, причастившись Святых Тайн, умер в святости, а душа его, восходившая в Рай, явилась в воздухе святому Франциску, который стоял в лесу на молитве, и сказал ему: - Узнаешь ты меня? - Кто же ты такой? - промолвил святой Франциск. А тот сказал: - Я тот прокаженный, которого благословенный Христос исцелил за твои заслуги, и сегодня я иду в жизнь вечную; за это я воздаю благодарность Богу и тебе; да будут благословенны речи твои и дела твои; ибо через тебя много душ спасется в мире; и знай, что не проходит дня в мире, чтобы святые ангелы и другие святые не благодарили Бога за святые плоды, которые ты и твой Орден приносите в различных частях мира; поэтому укрепись духом и возблагодари Бога и пребывай с Его благословением. - И с этими словами он вознесся на небо, а святой Франциск остался в великом утешении. Во славу благословенного Христа. Аминь.

 

Вопросы. Как в средние века относились к прокаженным? Почему Франциск считает необходимым лечить не только тело, но и душу? 

 

АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

Салернский кодекс здоровья

Школа салернская так королю англичан написала:

Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,

Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,

Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным

Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;

Будешь за этим следить – проживешь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

 

2. Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье.

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

 

5. Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

 

12. Рута, чеснок, териак и орех, как и груши, и редька

противоядием служат от гибель сулящего яда.

 

13. Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.

Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.

 

21. Хлеб не горячим пусть будет, а также еще и не черствым,

Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,

В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.

Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.

Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,

Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится.

 

48. Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;

Мускус – для мозга, для сердца – мускат, селезенке приятен

Каперс, подснежник – желудку, а легким полезна лакрица.

 

52. Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.

В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.

Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.

Высший закон медицины – диету блюсти неуклонно:

Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.

Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –

Все это должен предписывать врач, назначая диету.

 

74. Бани, Венера, вино, перец, дым и чеснок, да и ветер,

С луковкой вместе порей, слезы, боб, чечевица, горчица,

Солнце, сношенья, огонь, пыль, удар острия, напряженье –

Все это – зрения бич, но отсутствие сна – наибольший.

Роза, вербена, укроп, хелидония также и рута –

Все на микстуру идут, от которой зренье остреет.

 

81. Сложен любой человек из двухсот девятнадцати вместе

Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;

Триста, еще шестьдесят и пять кровеносных сосудов.

 

82. В теле находятся нашем четыре различные влаги:

Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье

Флегма – воде, а в земле себе черная желчь обретают;

Кровь – это воздух, а черная желчь в огне воплотилась.

 

83. Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,

Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый.

Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье;

С ними он радости полон и речь его радостно льется.

Склонностью он обладает к наукам любым и способен.

Что б ни случилось, - но он не легко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

 

84. Желчь существует – она необузданным свойственна людям.

Всех и во всем превзойти человек подобный стремится

Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив.

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам.

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

 

85. Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.

Жир порождает она и ленивое крови движенье.

Сну – не занятьям – свои посвящает флегматик досуги.

Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.

Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною,

Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

 

86. Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;

странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте;

Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду.

Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят,

Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

 

88. Крови излишек, - краснеет лицо, а глаза выступают,

Щеки вздуваются, тело чрезмерно тогда тяжелеет;

Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, а боли

Сильные, чаще во лбу, и живот от запора страдает.

Жажда, язык иссушен, сновидения полные крови,

Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.

 

89. Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный,

Сон пропадает, а часто и рвота – от желчи избытка;

Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,

В сердце уколы, тошнит, и желание есть пропадает,

Пульс же твердеет, слабеет, частит, лихорадочен также.

Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.

 

90. В теле, когда переходит границы законные флегма,

Вкуса не чувствует рот, но с обильной слюной – отвращенье;

Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,

Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.

Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.

 

91. Если же в полных телах воцаряется черный осадок,

Жидкою станет моча, пульс же – твердым и темною – кожа.

Чувство тревоги и страх и печаль. В сновиденьях кошмары.

Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.

Часто в ушах пораженных иль звон, или свист раздается.

 

92. Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.

Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,

Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.

Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.

Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум

Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,

Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,

Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,

Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.

 

93. Май, и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;

Есть в них и лунные дни, - это дни под созвездием Гидры.

Первого месяца – первый, а прочих – последний, тридцатый.

Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.

Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,

В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.

Май, сентябрь и апрель – вот месяцы кровопусканья.

Выпустишь кровь в это время и будет тебе долголетье.

 

Вопросы. Следы каких медицинских традиций можно отметить в данном тексте? Какие лечебные процедуры рекомендует автор?

 

Анатомирование в Болонье

С тех пор, как у школяров начался показ вскрытий, стали обычными ссоры и скандалы в поисках тел, которые должны быть анатомированы, и потому провозглашается, чтобы каждый доктор или школяр, или еще кто-либо не осмеливался приобретать для себя никакое мертвое тело с целью вскрытия, пока он впервые не получит разрешения от ректора. Ректор же обязан, давая разрешение докторам и школярам, изучить качество и порядок выдачи указанной лицензии. И далее, что не более 20 человек может присутствовать на вскрытии мужчины и не более 30 на вскрытии женского тела. И никто не может присутствовать на вскрытии, пока он не проучился медицине два полных года и не начал учиться третий год, даже если он посещал лекции в дополнительное время. И тот, кто однажды видел вскрытие мужчины, не может присутствовать на другом в том же году. Кто присутствовал дважды, не может в Болонье присутствовать снова, за исключением вскрытия женщины, которое он может видеть один раз и не более, независимо от того, видел ли он вскрытие мужчины.

И далее, указанные 20 или 30 человек, кто может присутствовать и видеть вскрытие, выбираются следующим образом: на анатомию мужчины 5 из нации ломбардцев, 4 из нации тосканцев, 4 из нации римлян, 3 из нации ультрамонтанов и 3 из Болоньи. А на вскрытии женщины - 8 из нации ломбардцев, 7 из нации тосканцев, 7 из нации римлян, 5 из нации ультрамонтанов и 3 из Болоньи, кроме того, ректор с одним сопровождающим может присутствовать на любом вскрытии, даже если в результате будет превышено указанное число и не соблюдая правила, что видевший вскрытие в этом году не может присутствовать вторично. Кроме того, он может пригласить кого пожелает, пока соблюдаются эти статуты.

Вопросы. Почему анатомирование вызывало конфликты в городе? Какова была процедура передачи университету анатомического материала? С чем связано ограничение числа лиц, присутствующих на вскрытии? Почему при вскрытии женского тела могло присутствовать больше народу?

Медицинский факультет в Болонье, ХIIIв.

Ординарные курсы экстраординарные курсы
1 год -Авиценна, “Канон”, кн. 1, кроме “Анатомии” и главы “О временах года” из ч. 2, и только следующие главы из части 3: «Неизбежность смерти»; «Детские болезни»; «Что есть и пить»; "О воде и вине»; «Сон и бодрствование»; - «О различении лихорадок»; - «О плохом состоянии здоровья»; - «Простые лекарства»[13], кроме кн. 6; - «Критические дни», кн. 1  -“Канон”, кн. 4. Гл. 2 и кн. 2 - «О внутренностях», кн. 2 - «О сохранении здоровья» - «Кризисные дни», кн. 2 - Гиппократовы афоризмы, кроме части 7
2 год - Techne Галена - «Прогностика» Гиппократа без комментариев - Гиппократ “Об острых заболеваниях” без комментариев и опуская кн. 7 - Авиценна, «О силах сердца», частично - «О несчастных случаях и болезнях» - «О кризисах» - «Лихорадки» по Главку, ч. 1 - «О моровом поветрии» - «О пользе дыхания» - Авиценна, “Канон” (по частям, как в 1-й год) - «О различении лихорадок» - «О плохом состоянии здоровья» - “Канон”, кн. 4, ч. 2 - «Простые лекарства», кроме кн. 4 - «Критические дни» кн. 7
3 год - Афоризмы, кроме ч. 7 - «Therapeuticus», кн. 7-13 - Аверроэс, «Colliget»[14], частично - «Простые лекарства», частично - «О естественных добродетелях», частично - «Критические дни», кн. 2 - «Techne» Галена - «Прогностика Гиппократа», без комментариев - «Об острых заболеваниях», без комментариев и опуская кн. 4 - «О силах сердца», частично - «О несчастных случаях и болезнях» - «О кризисах» - «Критические дни», кн. 3 - «Лихорадки» по Главку, ч. 1 - «О состоянии здоровья»
4 год - Авиценна, “Канон”, как в 1 году - “Канон”, кн. 4, ч. 1 и кн. 2 - «О внутренностях», кроме кн. 2 - «О сохранении здоровья», кн. 4 - Гиппократ “О природе” - Афоризмы, кроме ч. 7 - «Therapeuticus», кн. 7-13 - «Colliget», частично - «О естественных добродетелях», частично

Дата: 2018-12-28, просмотров: 362.