МЕДИЦИНА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раздел вошли источники, освещающие эпидемиологическую ситуацию в Западной Европе, прежде всего документы, описывающие «Черную смерть», пандемию чумы середины XIV в. Среди них в частности классическое описание болезни из «Декамерона» Дж.Бокаччо. Кроме того, приводятся материалы по истории медицинского образования и выдержки из медицинских трактатов Одо из Мена и Арнальдо де Виллановы.

 Хроника Рауля Глабера, 1032-1034 гг.

           “Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род. Атмосферные условия стали настолько неблагоприятны, что нельзя было выбрать подходящего дня для сева, но главным образом по причине наводнений не было никакой возможности убрать хлеб. Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такой степени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, могущую принять семя. А во время жатвы дикие травы и губительные плевелы покрыли всю поверхность полей. Хорошо, если мюид семян давал одно сетье урожая[11], а с него едва получали пригоршню зерна. Если по случаю и удавалось найти в продаже что-нибудь из продуктов, то продавец мог запрашивать любую цену. Когда же съели и диких зверей, и птиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такие вещи, о каких и сказать страшно. Некоторые, чтобы избежать смерти, ели лесные коренья и траву. Ужас охватывает меня, когда я перехожу к рассказу об извращениях, которые царили тогда в роду человеческом. Увы! О горе! Вещь, неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людей пожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчленял тело, варил и поедал. Многие из тех, кого голод гнал из одного места в другое, находили в пути приют, но ночью с перерезанным горлом шли в пищу гостеприимным хозяевам. Детям показывали какой-либо плод или яйцо, а потом их уводили в отдаленное место, там убивали и съедали. Во многих местностях, чтобы утолить голод, выкапывали из земли трупы.

В округе Макона творилось нечто такое, о чем, насколько нам известно, в других местах и не слыхивали. Многие люди извлекали из почвы белую землю, похожую на глину, примешивали к ней немного муки или отрубей и пекли из этой смеси хлеб, полагая, что благодаря этому они не умрут от голода. Но это принесло им лишь надежду на спасение и обманчивое облегчение. Повсюду были видны одни лишь бледные, исхудалые лица да вздутые животы, и сам человеческий голос становился тонким, подобным слабому крику умирающих птиц. Трупы умерших из-за их огромного количества приходилось бросать где попало без погребения, и они служили пищей волкам, которые еще долго потом продолжали искать свою добычу среди людей. А так как нельзя было, как мы сказали, хоронить каждого отдельно по причине большого числа смертей, то в некоторых местах люди из страха Божьего выкапывали то, что обычно называют скотомогильниками, куда бросали по пятьсот и более трупов, сколько хватало места, вперемешку, полураздетыми, а то и вовсе без покрова. Перекрестки дорог и обочины полей также служили кладбищами...

 

Вопросы. Сделайте выводы об уровне жизни в Западной Европе в эпоху раннего средневековья. Как это должно было сказываться на состоянии здоровья населения?

 

Хроника Петра Герентальского, 1374.

           Странная секта, состоящая как из мужчин, так и из женщин, явилась в Аахен, они дошли до Геннегау и даже до Франции. Выглядели они так: и мужчины, и женщины были обуяны дьяволом до такой степени, что танцевали в домах, церквях и на улицах, держась за руки и подпрыгивая. Танцуя, они выкликали имена демонов, такие, как Friskes и другие, но они не сознавали этого и не стыдились, даже когда люди на них смотрели. В конце пляски они чувствовали такую боль в груди, что, если их друзья не завязывали им льняные одежды тесно вокруг пояса, они, как безумные, кричали, что умирают. В Льеже они были избавлены от демонов путем экзорцизма[12]... Те, кто излечился, говорили, что им казалось, будто они пляшут в реке из крови, вот отчего они подпрыгивали вверх. А люди из Льежа говорили, что это все из-за того, что их неправильно крестили, ибо большинство священников имели наложниц. Поэтому население предложило подняться против священников, убить их и забрать их имущество, но случилось так, что Господь послал исцеление путем указанного экзорцизма. И когда люди увидели это, их гнев исчез и они стали почитать священников даже более, чем раньше.

 

Вопросы. Чем, с вашей точки зрения, вызвано существование массовых психозов в средние века?

 

Тристан и Изольда

…Проказой страждущий Ивен,

Увечный, в струпьях, в черном гное,

Пришел он тоже и с собой

Не меньше сотни приволок

Таких, как он: один без ног,

Другой без рук, а третий скрючен,

И, как пузырь, четвертый скручен.

В трещотки бьют, сипят, гундосят

И скопом милостыню просят.

Хрипит Ивен: «Король, ты ложе

Для королевы для пригожей

Придумал на костре постлать,

За грех великий покарать.

Но быстро плоть огнем займется,

По ветру пепел разнесется,

Терпеть недолго будет боль -

Ты этого ль хотел, король?

Послушай, что тебе скажу.

Другую кару предложу:

В живых останется, но ей

Той жизни будет смерть милей.

… … … … … … … … … … … … … … …

Так будь же ласков с прокаженным

И дай им всем Изольду в жены.

Мы любострастия полны,

Но женами обделены -

Им прокаженные не гожи,

Лохмотья в гное слиплись с кожей.

Изольде был с тобою рай,

Носила шелк и горностай.

…А коли мы ее возьмем,

Да в наши норы приведем,

Да нашу утварь ей покажем,

Да на тряпье с ней вместе ляжем,

И хлебово в обед дадим,

Что мы с охотою едим,

Что щедрой нам дарят рукою, -

Объедки, кости да помои, -

Тогда, свидетель мне Христос,

Прольет она потоки слез,

Покается в грехе, жалея,

Что поддалась соблазну змея.

Чем жизнь такую годы влечь,

Живой в могилу лучше лечь.

(Пер. Э.Л. Липецкой)

Вопрос. Как в средние века относились к больным проказой?

 

ОДО ИЗ МЕНА

 О свойствах трав. ( XI в.)

Чистотел

Как сообщают врачи, у травы чистотела известны

Два ее вида и первый носит названье «большого»,

«Малым» зовется второй; и глазам они оба целебны.

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки,

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает.

Он говорит, что трава с их прилетом расти начинает

И засыхает, когда по привычке они улетают;

…Сок чистотела в цвету вместе с медом на воздухе варят,

Варят на легком огне, пока пены не выпустит всей он

И густотою своей наподобие меда не станет;

Средства для глаз, говорят, не найдется полезней, чем это,

Тьмой пораженных, - и надо глаза им намазывать часто.

Корень его растирают, мешая с укропом, и вместе

С белым вином принимают все те, кто страдает желтухой;

Как уверяют, растертый, он боль прекращает зубную.

Если из листьев толченых его изготовить припарку

Вместе с вином, от нее говорят, истребляются пятна.
               

Вопросы. Как автор трактата предлагает использовать лечебные растения?

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.