ИЗ «РАССКАЗА О ТАВАДДУД» («1001 НОЧЬ»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

... «Хорошо! - сказал факих.[9] - Расскажи мне о правилах малого омовения». И девушка отвечала: «Их шесть..: благочестивое намерение при омовении лица, омовение рук и локтей, обтирание части головы, омовение ног и пяток и должный порядок в омовении. А установлений о нем десять: произнесение имени Аллаха, обмывание рук, прежде чем опустить их в сосуд, полоскание рта, втягивание воды носом, обтирание всей головы, обтирание ушей снаружи и внутри новою водой, промывание густой бороды, промывание пальцев на руках и ногах, обмывание правой стороны прежде левой, очищение тела трижды и непрерывность в омовении».

.. «Хорошо! - сказал факих. - Расскажи мне, что должен сделать человек, когда пробудился от сна?» - «Когда пробудился человек от сна, - отвечала девушка, - пусть вымоет себе руки трижды, прежде чем опустить их в сосуд».

«Хорошо! - сказал факих. - Расскажи мне о правилах большого омовения и об установлениях о нем.» - «Правила большого омовения, - ответила девушка, - благочестивое намерение и покрытие водой всего тела, то есть доведение воды до всех волос и до всей кожи; что же касается установления о нем, то прежде всего должно совершить малое омовение и растереться и промыть волосы, а по словам некоторых, следует отложить мытье ног до конца омовения».

...Факих сказал: «Хорошо! Расскажи мне о причинах омовения песком, о его правилах и установлениях о нем.» - «Что касается причин, - ответила девушка, - то их семь: отсутствие воды, опасение этого, нужда в воде, потеря дороги в пути, болезнь, лубки и рана. А правил его четыре: благочестивое намерение, употребление чистого песка, обтирание лица и обтирание обеих рук. Что же касается установлений, вот они: произнесение имени Аллаха и омовение правой руки прежде левой»...              

...И тогда к девушке подошел искусный лекарь и сказал ей: «Мы покончили с наукой о вере; подбодри же свой ум для наук о телах и расскажи мне о человеке: какова его природа, сколько у него в теле жил, и сколько костей, и сколько позвонков, и где первая жила, и почему назван Адам Адамом». И девушка отвечала: «Адам назван Адамом за свою смуглость, то есть за коричневый цвет лица; а говорят, потому что он сотворен из каменистой земли[10], то есть из верхнего ее слоя. Грудь Адама - из земли Каабы, голова его - из земли Востока, а ноги его - из земли Запада. У человека сотворено семь врат в голове его: это - два глаза два уха, две ноздри и рот, и в нем устроены два прохода: передний и задний. И сделал Аллах глаза с чувством зрения, уши с чувством слуха, ноздри с чувством обоняния, рот с чувством вкуса, а язык сотворил он выговаривающим то, что в глубине души человека. И создал он Адама сложенным из четырех стихий: воды, земли, огня и воздуха. И у желтой желчи - природа огня, так как она горячая и сухая; у черной желчи - природа земли, так как она холодная и сухая; у мокроты - природа воды, так как она холодная и влажная; у крови - природа воздуха, так как она горячая и влажная. Аллах сотворил в человеке триста шестьдесят жил, двести сорок костей и три души: животную, духовную и природную, и каждой присвоил действие; и сотворил в человеке Аллах сердце, и селезенку, и легкие, и шесть кишок, и печень, и две почки, и две ягодицы, и костный мозг, и кости, и кожу, и пять чувств: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. И сердце он поместил в левой стороне груды, а желудок поместил перед сердцем, и легкие сделал опахалом для сердца; а печень он поместил в правой стороне, напротив сердца. А кроме того, он создал перепонки и кишки и расположил грудные кости и сплел их с ребрами».

«Хорошо! - сказал лекарь. - Расскажи мне, сколько у человека в голове впадин?» - «Три впадины, - отвечала девушка, - и в них находятся пять сил, которые называют внутренними чувствами: способность к восприятию, способность к воображению, способность к представлению, способность мыслить и память».- «Хорошо, - сказал лекарь, - расскажи мне о костном остове». И девушка сказала: «Он состоит из двухсот сорока костей и разделяется на три части: голову, туловище и конечности. Голова разделяется на череп и лицо; череп состоит из восьми костей, к которым присоединяют четыре слуховые косточки, а лицо разделяется на верхнюю челюсть и нижнюю челюсть. Верхняя челюсть состоит из одиннадцати костей, а нижняя - из одной кости, к которой присоединяются зубы (а их тридцать два) и подъязычная кость. Что же касается туловища, то оно разделяется на позвоночную цепь, грудь и таз. Цепь состоит из двадцати четырех костей, которые называются позвонками, грудь состоит из грудной кости и ребер - а их двадцать четыре ребра, с каждой стороны по двенадцати. Таз же сложен из двух бедренных костей, крестца и копчика. А что до конечностей, то они разделяются на две верхних конечности и две нижних конечности. Каждая из верхних конечностей состоит, во-первых, из плеча, которое сложено из лопатки и ключицы; во-вторых, из предплечья, в котором одна кость; в-третьих, из руки, которая сложена из двух костей: лучевой и локтевой, и, в-четвертых, из кисти, которая состоит из запястья, пястья и пальцев. Запястье сложено из восьми костей, которые расположены в два ряда, по четыре кости в каждом, и пясть заключает пять костей, а пальцев - числом пять, и каждый состоит из трех костей, называемых суставами, кроме большого пальца, который состоит только из двух суставов. Две нижних конечности состоят каждая, во-первых, из бедра, в котором одна кость; во-вторых, из голени, сложенной из трех костей: большой берцовой, малой берцовой и коленной чашки; в-третьих, из ступни, которая, как кисть, состоит из пятки, плюсны и пальцев. Пятка сложена из семи костей, расположенных в два ряда: в первом - две кости, во втором - пять, а плюсна состоит из пяти костей. Пальцев - числом пять, и каждый сложен из трех суставов, кроме большого (он состоит только из двух суставов).

«Хорошо, - сказал лекарь. - Расскажи мне об основе жил». - «Основа жил, - отвечала девушка, - сердечная жила, и от нее расходятся остальные жилы. Их много, и знает их число лишь тот, кто создал, и говорят, что их триста шестьдесят, как было сказано раньше. Аллах сделал язык толмачом, и глаза - светильниками, и ноздри - вдыхающими запах, и руки - хватающими. Печень - вместилище милости, селезенка - смеха, а в почках находится коварство. Легкие - это опахало, желудок - кладовая, а сердце - опора тела: когда исправно сердце, исправно все тело, а когда оно портится, портится все тело».

«Расскажи мне, - сказал лекарь, - каковы приметы и внешние признаки, которые указывают на болезнь в наружных и внутренних членах тела?» - «Хорошо, - отвечала девушка. - Если лекарь обладает понятливостью, он исследует состояние тела и узнает, щупая руки, тверды ли они, горячи ли, сухи ли, холодны ли, или влажны. Во внешнем состоянии имеются признаки внутренних недугов: так, желтизна глаз указывает на желтуху, а сгорбленная спина - признак легочной болезни». - «Хорошо, - сказал лекарь, - А каковы внутренние признаки?» И девушка молвила: «Определение болезни по внутренним признакам исходит из шести основ: во-первых - из поступков; во-вторых - из выделений тела; в-третьих - из болей; в-четвертых - из места болей; в-пятых - из опухолей и в-шестых - из побочных обстоятельств.»

«Расскажи мне, что приводит боль к голове», - спросил лекарь. И девушка сказала: «Введение пищи поверх другой пищи, раньше, чем переварится первая, и сытость вслед за сытостью - вот что погубило народы. Кто хочет долгой жизни, тот пусть рано обедает, и не поздно ужинает, и мало сходится с женщинами, и облегчает для себя вред, то есть не умножает кровопускания и отсасывания крови пиявками. И должен он разделить свою утробу на две трети: треть - для пищи, треть - для воды и треть - для дыхания, ибо кишки сынов Адама - в восемнадцать пядей, и шесть пядей должно назначать для пищи, шесть - для питья и шесть - для дыхания. А если он ходит с осторожностью, это более подобает ему и прекраснее для его тела и совершеннее, по слову Аллаха (велик Он!): «И не ходи по земле горделиво».

«Хорошо! - сказал лекарь. - Расскажи мне, каковы признаки разлития желтой желчи и чего следует из-за нее опасаться». - «Разлитие желтой желчи, - отвечала девушка, - узнается по желтому цвету лица, горечи во рту и сухости, слабой охоте к еде и быстроте биения крови, и опасна для больного ею; сжигающая горячка, воспаление мозга, чирьи, желтуха, опухоли, язвы в кишках и сильная жажда - вот признаки разлития желтой желчи».

«Хорошо!» - сказал лекарь. - «Расскажи мне, какие признаки черной желчи и чего следует опасаться для больного ею, когда овладеет она телом?» И девушка отвечала: «От нее рождается ложная охота к еде, великое беспокойство, забота и тоска, и следует тогда человеку опорожниться; иначе зародится от нее меланхолия, слоновая болезнь, рак, боли в селезенке и язвы в кишках.

«Хорошо! - сказал лекарь. - Расскажи мне, на сколько частей разделяется врачевание?» - «Оно разделяется на две части, - ответила девушка. - Одна из них - уменье обращаться с больными телами, а вторая - знание, как вернуть их к здоровому состоянию»....»Расскажи мне о пище, от которой не возникают болезни», - сказал лекарь. И девушка ответила: «Это пища, которую вкушают лишь после голода и, вкушая ее, не наполняют ею ребер, по слову Галена-врача: «Кто хочет ввести в себя пищу, пусть помедлит и затем не ошибется». И закончим мы словом пророка (молитва и привет над ним!): «Желудок - дом болезни, а диета - голова лекарств, и корень всякой болезни - расстройство, то есть несварение...»

... «Хорошо! - сказал лекарь. - Расскажи мне о питье вина». - «Разве недостаточно удерживает тебя, - ответила девушка, - то, что приведено в книге Аллаха великого, там, где сказал он: «Вино, и мейсир, и плоды, и гадательные стрелы - это лишь скверна из дел сатаны; сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете». И сказал он, великий: «Они спрашивают тебя о вине и мейсире; скажи: в них и прегрешение великое и полезности, но греха в них больше, чем пользы... Что же касается полезных свойств, которые есть в вине, то оно дробит камни в почках, укрепляет кишки, прогоняет заботу, возбуждает великодушие, сохраняет здоровье, помогает пищеварению, делает здоровым тело, выводит болезни из суставов, очищает тело от вредных жидкостей, порождает восторг и радость, усиливает природный жар, укрепляет мочевой пузырь, придает крепость печени, открывает запоры, румянит лицо, очищает от нечистот голову и мозг и задерживает приход седины; и если бы Аллах (велик он и славен!) Не запретил вина, не было бы на лице земли ничего, что могло бы заступить его место».

 

Вопросы. Найдите анатомические ошибки в тексте. С чем они связаны?

Какова теоретическая основа медицины Таваддуд?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.