Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
По срокам реализации инвестиционных проектов инвестиции подразделяются на краткосрочные (локальные задачи) и долгосрочные.
По объектам инвестирования выделяют следующие виды инвестиций в ИТ.
1. Инвестиции в оптимизацию деятельности. (Support).
2. Инвестиции в развитие новых технологий. (Brainware).
3. Инвестиции в программные комплексы. (Software).
4. Инвестиции в аппаратные комплексы. (Hardware).
5. Инвестиции в инфраструктуру. (Infrastructure).
Сегодня выделяют три категории методов оценки эффективности инвестиционных проектов: традиционные (финансовые, количественные), качественные (эвристические) и вероятностные.
Количественные методы почти все основаны на принципе дисконтирования. Основные финансовые методы определения инвестиций в ИТ:
1. ROI (Return on Investment);
2. NPV (Net present value) — чистый приведенный доход или чистая приведенная стоимость;
3. IRR (Internal rate of return) — внутренняя норма доходности или внутренняя норма рентабельности;
4. PI (Profitability index) — индекс рентабельности инвестиций;
5. Payback period — срок окупаемости инвестиций;
6. TCO.
Качественные методы оценки базируются на одной идее — целей, приоритетов и показателей по ним. В этих методах, называемых еще эвристическими, предпринята попытка дополнить количественные расчеты субъективными и качественными оценками, которые позволяют определить ценность персонала и процессов.
- Balanced Scorecard (ССП);
- Benchmarking (Бенчмаркинг);
- IT Scorecard.
Вероятностные методы оценки экономического эффекта от ИТ-проекта:
- прикладная информационная экономика (Applied Information Economics);
- справедливая цена опционов (Real Options Valuation, ROV);
- EVS (обеспеченная экономическая стоимость);
- статистические методы.
3.29 Ценообразование в сфере информатизации
Формирование структуры цены на информационные и информационно-вычислительные услуги до сих пор связано со значительными сложностями наряду с обычными трудностями организации производственного учета, обусловленными в том числе и природой информации как таковой.
В качестве базовой для расчета цены на основе потребления ресурсов может использоваться следующая формула:
(29.1)
где R — расчетный норматив рентабельности рассматриваемой услуги при решении и передаче пользователю результатов конкретной задачи в виде услуги, %;
Tj — объективно необходимые затраты вычислительных, трудовых и материальных ресурсов, %;
j — текущий индекс используемых ресурсов;
" — символ, обозначающий «по всем j»;
qj — тариф на расчетную единицу услуг при потреблении j-го ресурса или группы ресурсов (например, комплекса средств вычислительной техники) при нормативе рентабельности, равном нулю.
Норматив R формируется под влиянием большого количества факторов, в том числе периодичности, срочности и других:
(29.2)
По данной формуле можно определить ориентировочно все цены на услуги самого разного состава и свойства. Их можно взять за основу для дальнейшего их совершенствования в ходе практического использования.
Однако и при рыночном хозяйствовании учет и анализ использования и эффективности ИТ необходимы, в том числе и в целях определения издержек и цены на продукцию ИС. Основой такого учета могут быть затраты машинного времени (MB). При этом возникает задача суммирования MB разных по производительности и другим характеристикам комплексов и учета использования других элементов технологического комплекса.
В современных условиях подход к определению ценового эквивалента технических и пользовательских характеристик информационного ресурса может быть рыночным: рынок своими механизмами сам устанавливает цены на все ресурсы, в том числе и на применение той или иной машины, в соответствии с ее потребительскими свойствами (техническими характеристиками, пользовательским интерфейсом и т.д.).
Конечно, накопление информации о показателях применения ресурсов позволит со временем все более корректно определять цены на продукцию ИС, но начать вполне можно со статистических методик сопоставления издержек и продукции. Затем можно выйти на корректное определение сроков окупаемости, вклада в основную продукцию, вносимого ИС и ИТ, и наконец — к равноправному включению ИР в состав основных ресурсов фирмы.
Управление ИТ-рисками
Исторически под термином «риск информационных технологий», или «IT-риск», подразумевалась вероятность возникновения негативных событий из-за реализации специфичных угроз информационной безопасности — вирусов, хакерских атак, хищений информации, умышленного уничтожения оборудования. Однако в последнее время трактовка данного термина значительно расширилась и учитывает не только риски информационной безопасности, но и риски недостижения целей применения информационных технологий для повышения эффективности основной деятельности.
Указанные риски возникают как на этапе создания информационных систем, так и в процессе их эксплуатации. При проектировании, документировании, разработке и внедрении информационных систем это происходит вследствие:
- выбора неоптимального решения по автоматизации;
- ошибок при проектировании;
- нарушения расчетных сроков и бюджета проекта;
- несоответствия между инфраструктурой и решениями по автоматизации;
- технических и организационных ошибок при инсталляции систем.
На стадии эксплуатации информационных систем существенными факторами риска недостижения целей являются:
- неэффективное взаимодействие между бизнесом и IT при определении оптимального уровня поддержки;
- неиспользование всего потенциала технологий;
- невозможность обеспечить наиболее приемлемый уровень сопровождения и развития систем;
- неоптимальные процедуры технического обслуживания и решения нештатных ситуаций;
- ошибки в расчетах нагрузки на элементы инфраструктуры и обслуживающий персонал.
Чтобы избежать подобных угроз, на предприятии необходимо создать комплексную систему, интегрирующую риск-менеджмент, внутренний контроль и внутренний аудит как на уровне основной деятельности, так и на уровне поддерживающих ее информационных технологий, то есть IT-систему. Один из эффективных вариантов решения этой задачи — встраивание управления рисками в систему управления ИТ-сервисами. Это действительно работает, ведь на каждой фазе жизненного цикла ИТ-сервиса можно естественным образом влиять на уровень ИТ-риска.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.