Экономическая эффективность инвестиций в сфере информатизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

По срокам реализации инвестиционных проектов инвестиции подразделяются на краткосрочные (локальные задачи) и долгосрочные.

По объектам инвестирования выделяют следующие виды инвестиций в ИТ.

1. Инвестиции в оптимизацию деятельности. (Support).

2. Инвестиции в развитие новых технологий. (Brainware).

3. Инвестиции в программные комплексы. (Software).

4. Инвестиции в аппаратные комплексы. (Hardware).

5. Инвестиции в инфраструктуру. (Infrastructure).

Сегодня выделяют три категории методов оценки эффективности инвестиционных проектов: традиционные (финансовые, количественные), качественные (эвристические) и вероятностные.

Количественные методы почти все основаны на принципе дисконтирования. Основные финансовые методы определения инвестиций в ИТ:

1. ROI (Return on Investment);

2. NPV (Net present value) — чистый приведенный доход или чистая приведенная стоимость;

3. IRR (Internal rate of return) — внутренняя норма доходности или внутренняя норма рентабельности;

4. PI (Profitability index) — индекс рентабельности инвестиций;

5. Payback period — срок окупаемости инвестиций;

6. TCO.

Качественные методы оценки базируются на одной идее — целей, приоритетов и показателей по ним. В этих методах, называемых еще эвристическими, предпринята попытка дополнить количественные расчеты субъективными и качественными оценками, которые позволяют определить ценность персонала и процессов.

- Balanced Scorecard (ССП);

- Benchmarking (Бенчмаркинг);

- IT Scorecard.

Вероятностные методы оценки экономического эффекта от ИТ-проекта:

- прикладная информационная экономика (Applied Information Economics);

- справедливая цена опционов (Real Options Valuation, ROV);

- EVS (обеспеченная экономическая стоимость);

- статистические методы.

3.29 Ценообразование в сфере информатизации

Формирование структуры цены на информационные и информационно-вычислительные услуги до сих пор связано со значительными сложностями наряду с обычными трудностями организации производственного учета, обусловленными в том числе и природой информации как таковой.

В качестве базовой для расчета цены на основе потребления ресурсов может использоваться следующая формула:

 

                                                                    (29.1)

 

где R — расчетный норматив рентабельности рассматриваемой услуги при решении и передаче пользователю результатов конкретной задачи в виде услуги, %;

Tjобъективно необходимые затраты вычислительных, трудовых и материальных ресурсов, %;

j — текущий индекс используемых ресурсов;

" — символ, обозначающий «по всем j»;

qjтариф на расчетную единицу услуг при потреблении j-го ресурса или группы ресурсов (например, комплекса средств вычислительной техники) при нормативе рентабельности, равном нулю.

 

Норматив R формируется под влиянием большого количества факторов, в том числе периодичности, срочности и других:

 

                                                  (29.2)

 

По данной формуле можно определить ориентировочно все цены на услуги самого разного состава и свойства. Их можно взять за основу для дальнейшего их совершенствования в ходе практического использования.

Однако и при рыночном хозяйствовании учет и анализ использования и эффективности ИТ необходимы, в том числе и в целях определения издержек и цены на продукцию ИС. Основой такого учета могут быть затраты машинного времени (MB). При этом возникает задача суммирования MB разных по производительности и другим характеристикам комплексов и учета использования других элементов технологического комплекса.

В современных условиях подход к определению ценового эквивалента технических и пользовательских характеристик информационного ресурса может быть рыночным: рынок своими механизмами сам устанавливает цены на все ресурсы, в том числе и на применение той или иной машины, в соответствии с ее потребительскими свойствами (техническими характеристиками, пользовательским интерфейсом и т.д.).

Конечно, накопление информации о показателях применения ресурсов позволит со временем все более корректно определять цены на продукцию ИС, но начать вполне можно со статистических методик сопоставления издержек и продукции. Затем можно выйти на корректное определение сроков окупаемости, вклада в основную продукцию, вносимого ИС и ИТ, и наконец — к равноправному включению ИР в состав основных ресурсов фирмы.

 

Управление ИТ-рисками

 

Исторически под термином «риск информационных технологий», или «IT-риск», подразумевалась вероятность возникновения негативных событий из-за реализации специфичных угроз информационной безопасности — вирусов, хакерских атак, хищений информации, умышленного уничтожения оборудования. Однако в последнее время трактовка данного термина значительно расширилась и учитывает не только риски информационной безопасности, но и риски недостижения целей применения информационных технологий для повышения эффективности основной деятельности.

Указанные риски возникают как на этапе создания информационных систем, так и в процессе их эксплуатации. При проектировании, документировании, разработке и внедрении информационных систем это происходит вследствие:

- выбора неоптимального решения по автоматизации;

- ошибок при проектировании;

- нарушения расчетных сроков и бюджета проекта;

- несоответствия между инфраструктурой и решениями по автоматизации;

- технических и организационных ошибок при инсталляции систем.

На стадии эксплуатации информационных систем существенными факторами риска недостижения целей являются:

- неэффективное взаимодействие между бизнесом и IT при определении оптимального уровня поддержки;

- неиспользование всего потенциала технологий;

- невозможность обеспечить наиболее приемлемый уровень сопровождения и развития систем;

- неоптимальные процедуры технического обслуживания и решения нештатных ситуаций;

- ошибки в расчетах нагрузки на элементы инфраструктуры и обслуживающий персонал.

Чтобы избежать подобных угроз, на предприятии необходимо создать комплексную систему, интегрирующую риск-менеджмент, внутренний контроль и внутренний аудит как на уровне основной деятельности, так и на уровне поддерживающих ее информационных технологий, то есть IT-систему. Один из эффективных вариантов решения этой задачи — встраивание управления рисками в систему управления ИТ-сервисами. Это действительно работает, ведь на каждой фазе жизненного цикла ИТ-сервиса можно естественным образом влиять на уровень ИТ-риска.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.