Функции информационного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

3.1 Информационный менеджмент: сущность, основные понятия, цели и задачи.

Информационный менеджмент (ИМ) – это управление работой предприятия, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии и за его пределами.

Управление информационными потоками, по сути, и есть менеджмент организации. С развитием технологий и постепенным вытеснением бумажного документооборота цифровым обменом информацией, увеличением скорости научно-технического прогресса обладание современной информацией и методами ее обработки определяют успех коммерческой деятельности организации.

Основные понятия информационного менеджмента:

- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; обработанные данные, которые были преобразованы в форму с целью принятия решений или проведения аналитических исследований.

- информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

- информационная технология - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

- информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.

- информационная экономика — термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития экономики, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика — это экономическая теория информационного общества.

- информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются знания и информация.

Основная цель информационного менеджмента - это обеспечение эффективного функционирования любых компонентов информационной инфраструктуры и информационной деятельности организации.

Задачи информационного менеджмента:

1) обеспечение электронного документооборота;

2) управление всеми видами корпоративных информационных систем и корпоративных информационных ресурсов;

3) информационное обеспечение управления в целом, и принятия решений в частности;

4) обеспечение информатизации бизнес-процессов;

5) обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры организации;

6) управление информационным персоналом и IT-подразделением (при его наличии);

7) управление стратегическим и тактическим информационным развитием организации.

Объект информационного менеджмента – сфера информатизации предприятия, включая информационные ресурсы, технологии и системы.

Субъект информационного менеджмента – информационный персонал организации.

Предмет изучения и приложения информационного менеджмента - все этапы жизненного цикла информационной системы, включая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом, активно использующим эту информацию.

 

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

- Метод неспециалиста — метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

- «Кингисе» - японская, так называемая кольцевая, система принятия решений. На рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

Электронный документ

С принятием Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28.12.2009 г. № 113-З стало возможным использование электронных документов в организации документооборота.

Электронный документ — документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

Электронная цифровая подпись — последовательность символов, являющаяся реквизитами электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Подлинность электронного документа — свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью (электронными цифровыми подписями).

3.21

Объект управления для информационного менеджера — персонал не только подразделений сферы обработки информации предприятия, а весь персонал предприятия в целом.

Создание, развитие, использование и эксплуатация ИС составляют часть кадрового ресурса предприятия.

I. во-первых, необходимо приложить усилия и затратить средства для приобретения работником начальных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность);

II.  во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятельности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента.

Необходимо в рамках стратегического менеджмента создавать предпосылки для формирования на предприятии обстановки привлекательности роста квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост.

Причины, по которым продуктивность организации может быть невысокой:

I. Неквалифицированность персонала. Можно выделить три вида компетенций, определяющих квалификацию персонала современной ИТ-службы:

- технические компетенции — навыки и знания о технологиях, технической архитектуре в целом и отдельных ее элементах в частности, средствах разработки и проектирования систем;

- управленческие компетенции — управленческие навыки и знания для специалистов, работающих в сфере информационных технологий, как правило, включают навыки и знания в области проектного управления, ИТ-процессов и подходов к управления услугами, архитектуры ИТ и управления архитектурой, руководства персоналом, навыки аналитической работы;

- поведенческие компетенции — к поведенческим навыкам относятся коммуникативные и презентационные навыки, лидерские качества, умение убеждать, вести переговоры, работать в команде.

II. В результате возникает вторая проблема — незаменимость.

III. Организационное поведение.

Поведение человека обусловливают следующие его индивидуальные характеристики или свойства натуры:

1. Способности.

2. Предрасположенность (или одаренность).

3. Потребности.

4. Ожидания.

5. Восприятие.

6. Отношение (или точка зрения).

7. Ценности.

Эффективное использование кадрового потенциала организации возможно лишь при соответствующей подготовке менеджера.

Окружающая работника среда оказывает активное влияние на него и тем самым — на его производственную деятельность. В организации личность входит в более мелкие образования — подразделения, бригады, комиссии и т.д., создаваемые для осуществления основных производственных функций. Это формальные группы.

Можно различать следующие типы групп:

- группа руководителя (team — команда);

- рабочая (целевая) группа;

- комитет (комиссия).

Со временем все группы, как формальные, так к неформальные, претерпевают те или иные изменения — имеет место так называемая групповая динамика.

Влияние развития техники и технологии (интеграции или реинтеграции задач) на квалификацию работников:

-деквалификация;

-рост квалификации;

-поляризация .

Информационные барьеры

В процессе коммуникации, на любом из ее этапов возможно искажение смысла передаваемой информации, это называется шумом или коммуникативными барьерами.

Информационный барьер — это противоречие между информационными запросами сообщества (общества) и техническими возможностями их обеспечения.

Обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

1. Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.

2. Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени.

3. Государственно-политические барьеры — тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.

4. Режимные барьеры — ограничивают доступ к документированной и электронной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.

5. Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.

6. Экономические барьеры — связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.

7. Технические барьеры — возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.

8. Семантические (терминологические) барьеры — появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов.

9. Языковые (национально-языковые) барьеры — обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.

10. Идеологические барьеры — возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п.

11. Психологические барьеры — связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.

Для преодоления информационных барьеров можно использовать следующие методы:

- выслушивание;

- отбор персонала;

- перегруппировка персонала;

- обсуждение в группах;

- налаживание обратной связи.

 

Управление ИТ-рисками

 

Исторически под термином «риск информационных технологий», или «IT-риск», подразумевалась вероятность возникновения негативных событий из-за реализации специфичных угроз информационной безопасности — вирусов, хакерских атак, хищений информации, умышленного уничтожения оборудования. Однако в последнее время трактовка данного термина значительно расширилась и учитывает не только риски информационной безопасности, но и риски недостижения целей применения информационных технологий для повышения эффективности основной деятельности.

Указанные риски возникают как на этапе создания информационных систем, так и в процессе их эксплуатации. При проектировании, документировании, разработке и внедрении информационных систем это происходит вследствие:

- выбора неоптимального решения по автоматизации;

- ошибок при проектировании;

- нарушения расчетных сроков и бюджета проекта;

- несоответствия между инфраструктурой и решениями по автоматизации;

- технических и организационных ошибок при инсталляции систем.

На стадии эксплуатации информационных систем существенными факторами риска недостижения целей являются:

- неэффективное взаимодействие между бизнесом и IT при определении оптимального уровня поддержки;

- неиспользование всего потенциала технологий;

- невозможность обеспечить наиболее приемлемый уровень сопровождения и развития систем;

- неоптимальные процедуры технического обслуживания и решения нештатных ситуаций;

- ошибки в расчетах нагрузки на элементы инфраструктуры и обслуживающий персонал.

Чтобы избежать подобных угроз, на предприятии необходимо создать комплексную систему, интегрирующую риск-менеджмент, внутренний контроль и внутренний аудит как на уровне основной деятельности, так и на уровне поддерживающих ее информационных технологий, то есть IT-систему. Один из эффективных вариантов решения этой задачи — встраивание управления рисками в систему управления ИТ-сервисами. Это действительно работает, ведь на каждой фазе жизненного цикла ИТ-сервиса можно естественным образом влиять на уровень ИТ-риска.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

3.1 Информационный менеджмент: сущность, основные понятия, цели и задачи.

Информационный менеджмент (ИМ) – это управление работой предприятия, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии и за его пределами.

Управление информационными потоками, по сути, и есть менеджмент организации. С развитием технологий и постепенным вытеснением бумажного документооборота цифровым обменом информацией, увеличением скорости научно-технического прогресса обладание современной информацией и методами ее обработки определяют успех коммерческой деятельности организации.

Основные понятия информационного менеджмента:

- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; обработанные данные, которые были преобразованы в форму с целью принятия решений или проведения аналитических исследований.

- информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

- информационная технология - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

- информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.

- информационная экономика — термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития экономики, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика — это экономическая теория информационного общества.

- информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются знания и информация.

Основная цель информационного менеджмента - это обеспечение эффективного функционирования любых компонентов информационной инфраструктуры и информационной деятельности организации.

Задачи информационного менеджмента:

1) обеспечение электронного документооборота;

2) управление всеми видами корпоративных информационных систем и корпоративных информационных ресурсов;

3) информационное обеспечение управления в целом, и принятия решений в частности;

4) обеспечение информатизации бизнес-процессов;

5) обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры организации;

6) управление информационным персоналом и IT-подразделением (при его наличии);

7) управление стратегическим и тактическим информационным развитием организации.

Объект информационного менеджмента – сфера информатизации предприятия, включая информационные ресурсы, технологии и системы.

Субъект информационного менеджмента – информационный персонал организации.

Предмет изучения и приложения информационного менеджмента - все этапы жизненного цикла информационной системы, включая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом, активно использующим эту информацию.

 

Функции информационного менеджмента.

Основными функциями информационного менеджмента являются планирование, организация и мотивация в сфере информатизации, контроль использования вычислительных средств и разработка инновационных программ.

Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование в сфере информатизации. Стратегическое планирование применительно к сфере информатизации в принципе не отличается от общепринятой методологии. Стратегическая цель сферы информатизации на предприятии, как и других функциональных видов деятельности (маркетинг, финансы и др.) состоит в обеспечении как можно большего вклада в достижение общих целей организации через использование современных информационных технологий. В соответствии с этим стратегическое планирование области информатизации следует воспринимать как интегрированную составную часть общекорпоративного стратегического управления на предприятии.

Тактическое планирование призвано разработать способы реализации стратегических задач в пределах одного года.

Организация (как функция менеджмента) есть процесс разграничения полномочий и ответственности между элементами социально-экономической системы и, на этой основе, их структурирование.

Применительно к информационному менеджменту, совокупность полномочий и организационной ответственности определяется, прежде всего, стадией жизненного цикла сферы информатизации на предприятии. Так, согласно одной из классификаций, выделяются следующие типовые стадии процесса внедрения систем обработки информации: инициирование, распространение, контроль и управление, интеграция, ориентирование данных, зрелость.

Для сферы обработки информации характерны следующие признаки разделения труда:

• степень разделения труда (специалист широкого профиля, узкий специалист);

• классы решаемых задач (прикладные, системные и т. п.);

• предметная и/или технологическая область (специалист по бухгалтерским ИС, по САПРам и т. п.);

• управление данными (администратор данных, сетевой администратор).

Мотивация в сфере информатизации предприятия представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих лицо, принимающее решения, к повышению результативности бизнеса путем более эффективного использования информационных ресурсов, внедрения современных информационных технологий и информационных систем.

Развитие сферы информатизации как самостоятельного вида деятельности предприятия требует особой мотивации. При этом специфика состоит в том, что мотивацию следует рассматривать с двух аспектов:

1. мотивация самого предприятия (руководства предприятия) к развитию сферы информатизации;

2. мотивация исполнителей к работе в условиях развитой сферы информатизации.

В силу определенной специфики функционирования вычислительных комплексов и сферы информатизации в целом одним из наиболее доступных и очевидных путей повышения их отдачи является интенсификация использования либо во времени, либо по мощности, либо то и другое вместе.

Интенсивное развитие ИТ и ИС, а так же появление все новых организаций и подразделений в сфере обработки информации требуют постоянных инноваций в интересах управления на предприятии. Готовность к инновациям в этой области становится явной и важной составной частью культуры производства и предпринимательства вообще.

Для успешного внедрения инноваций в сфере информатизации на предприятии необходимо опираться на следующие принципы.

Принцип 1. Принятая на предприятии система управления и внедряемая ИТ должны быть концептуально согласованы друг с другом.

Принцип 2. Внедрение новых ИТ и ИС на предприятии должно обеспечивать дополнительную мотивацию (как внутреннюю, так и внешнюю) работников к эффективному и быстрому их освоению.

Принцип 3. Пользователи (функциональные работники и персонал сферы информатизации) должны активно участвовать в процессах создания, внедрения и развития ИТ и ИС.

Принцип 4. Внедрение новых ИТ и ИС требует совершенствования методов структурирования и поддержки коммуникаций между работниками функциональных служб предприятия и персоналом сферы информатизации.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.